Заключительный урок по литературе XVIII и XIX в. в 9-м классе

Не секрет, что изучение литературы XVIII века в 9-м
классе – дело не легкое. Хочу поделиться
творческими находками, которые помогли мне
организовать изучение данного материала так, что
детям было интересно, они были весьма активны,
проявили самостоятельность мышления,
воображение, имели возможность реализовать
различные творческие способности, а именно:
театральные, сочинительские, художественные.

Этот заключительный урок — обозрение с
элементами игры и состязательности. Подготовка к
нему ведется в течение всего времени изучения
курса литературы XVIII века. Уже на первом уроке
класс делится на три группы. Каждая группа ребят
представляет одно из литературных направлений:
классицизм, сентиментализм, романтизм (к. с. р. в
викторине).

Дается задание:

  1. Создать (нарисовать эмблему литературного
    направления).
  2. Всесторонне охарактеризовать его.
  3. Написать свое произведение- подражание в
    излюбленном жанре одного из писателей данного
    литературного направления.
  4. Подготовить инсценирование одного из явлений
    комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, связанной с
    проблемой воспитания и образования молодого
    поколения. Причем играют роли и озвучивают их не
    одни и те же ребята, что позволяет не учить текст
    наизусть, а звучит он точно.
  5. Повторить биографические сведения и творчество
    писателей данного литературного направления.


Этапы работы на уроке:

1. Викторина.

1) Дополните фамилию

к. Гавриил Романович … Денис Иванович …
с. Александр Николаевич … Николай Михайлович …
р. Кондратий Федорович … Василий Андреевич …

2) Чьи это годы жизни?

к. 1711- 1765
с. 1783- 1852
р. 1766-1826

3) Откуда эти строки?

к. Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известней стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
Истину царям с улыбкой говорить.
Г. Р. Державин “Памятник”

с. Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
А.Н. Радищев по дороге в Сибирь.

р. Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
К.Ф. Рылеев “Иван Сусанин”

2. Защита эмблемы и рассказ о литературном
направлении.

(Прилагаю ответы классицистов и
сентименталистов).

а) Классицизм- это литературное направление,
зародившееся в Европе в 17 веке. Возникновение
классицизма в России относится к 30-50 годам 18 века.
Видными представителями русского классицизма
были В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Я. Б.
Княжнин, в драматургии- А. Н. Сумароков, затем Д. И.
Фонвизин.

Каковы же отличительные черты классицизма? Чем
характеризуется это литературное направление?
Мы создали эмблему классицизма. Она поможет
ответить на данные вопросы. Термин произошел от
латинского klassicus, что значит — образцовый. Что же
бралось за образец? Искусство античности.

В центре на эмблеме изображен двуглавый орел, в
когтях которого символ власти и просвещения, т.к.
классицизм проповедует идеи просвещенной
монархии. Над двуглавым орлом размещена лента с
надписью “государство”, т.к. классицизмом
утверждалась идея главенства интересов
государства над интересами отдельной личности.
Человек, литературный герой в произведениях
классицизма, в первую очередь гражданин и
патриот! Он руководствуется в поступках не
чувством, а разумом.

На ленте, перевивающей эмблему, написано — долг,
разум, воля. Ведь самое большое достоинство
человека- исполнение гражданского долга, а разум
и воля подавляют хаос чувств. Рамка на эмблеме
обозначает, что произведения классицизма
строились по строгим правилам, нормам, которые
писатели должны были соблюдать. Так трагедия и
комедия должны были подчиняться правилу “трех
единств”.

б) В середине XVIII века в европейской литературе
возникает новое литературное направление
сентиментализм. Отцом сентиментализма в русской
литературе является Н. М. Карамзин. Выражение
сентиментализма как художественного метода
прослеживается в творчестве поэта Дмитриева,
раннего Жуковского, в художественной манере
Радищева.

Что характерно для сентиментализма?
Литературовед Западов сказал, что
сентиментализм- это классицизм наоборот.

Обратимся к эмблеме, нами созданной. Термин
произошел от английского слова sentimental, что
означает — чувствительный. В центре эмблемы
изображено сердце, окруженное цветами, т.к.
высшая ценность в человеке, по сентиментализму,-
чувства, а не рассудок. На знамени, размещенном
выше, начертано — скромная добродетель, т.к.
таково утверждение данного литературного
направления. Категория гражданственности
заменяется категорией чувственности. Не героизм,
не величие ценны, а искренность поведения,
чувства растроганности, умиления. Вдали на
эмблеме видим двух молодых людей. Неважно, к
какому сословию они относятся, ведь
провозглашается идея нравственного равенства.
Мы видим их на фоне природы. Природа у
сентименталистов — равноправный герой, и она
тесно связана с человеком, отражает его
настроение.

3. Чтение произведения-подражания.

(Ниже помещаю работы детей, а именно: Ода
“Блаженной памяти Снегурочки на день ее гибели”
(подражание М. В. Ломоносову), баллада
“Снегурочка” (подражание В. А. Жуковскому),
повесть “Бедная Снегурочка” (подражание Н. М.
Карамзину).

Ода
“Блаженныя памяти Снегурочки на день ее гибели”

(подражание М. В. Ломоносову)

Сидя на блещущем престоле,
Составленном из снежных гор,
Взирая ледяное поле,
Внимая ветру с вьюгой хор,
Дщерь лютой Стужи и Мороза
Красой сияла, словно роза.
А вкруг нее был праздный вид:
Алмазов хладный свет искрился,
Сребряный иней щедро лился
Касался девичьих ланит.

Снегурочка есть дева сия,
И тем прославилась она,
Что присягла тебе, Россия,
Любезна небесам страна.
Живой, горячей стать хотела
И средь людей искала дела,
Оставив хладный свой чертог.
Та. Что морозами рождена,
Да будет свыше укреплена,
Ступив на жизненный порог.

В окно жилища взор вперила:
Чета седеющих супругов.
Она дверь тихо отворила,
Нет милых чад, не зрит и Другов.
К ней старцы руки простирают
И многократно повторяют:
“Господь молитвам нашим внял,
За наши долгие моленья
Чудесное благословенье
Тебя, о внучка, нам послал”.

Как ясно солнце воссияла
В том доме благость чрез тебя.
Уж счастье руку простирало
Твои приятности любя.
В сих дланях спорится работа
И мудрость книг постичь забота,
И чтят тебя в кругу подруг,
Но зьма бразды свои теряет,
Сю землю солнце наполняет,
Древа уж зеленеют вкруг.



И прославлению приличен
Снегурочки сей кроткий глас;
И будет нами возвеличен
Сей день и тот урочный час,
Через костер как устремилась
И тучкой вдруг оборотилась,
Хотела людям ты служить.
В дождях приходишь же поныне,
В снегах. Туманах воедине
Что с этой пользою сравнить?

О вы, которые сейчас
Наукой заняты, ученьем.
За знаньями спешите в класс,
Стремясь к успеху с дерзновеньем.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, времена священны
В скорбях Россия наша мать.
Просторная сия держава,
Но где ее былая слава?
Вам си проблемы разрешать.

Баллада “Снегурочка”
(подражание В. А. Жуковскому)


Раз в морозный вечерок
Девушки гуляли;
Чуть похрустывал снежок,
А они болтали;
Снег струился серебром,
О суженых мечтали
И подруженькам потом
Тайны поверяли;
Про милого взоры
Сладки разговоры
Да про руки белы;
Ах! Скорей бы под венец
И страданиям конец;
Жгут любовны стрелы.

Девицам красным не до сна -
Ночь хороша на диво.
И лишь Снегурочка одна
Грустна и молчалива.
“Что, подруженька, с тобой?
Иль сердце не разбужено?
Ты откройся нам душой,
Помечтай о суженом”.
“Как, скажите, жить с моим
Стылым сердцем ледяным?
Я и рада бы влюбиться,
Другу сердце подарить
Да судьбу с ним разделить,
Только счастье, видно, снится”.

Вот однажды на селе
Парень появился.
Что Снегурочке красе
В Рождество приснился.
В хороводе на гулянье
Он голубку увидал,
Сердце замерло в страданье-
Был покой — теперь пропал.
Ах! Снегурочка-душа,
До чего ты хороша!
И взыграло ретивое,
Знать пора пришла влюбиться.
Вот она, моя жар- птица.
Счастье ждет меня большое.

Околдованный мечтами…
Только месяц засветился,
Добрый молодец с сватами
В дом Снегурочки явился
Но в душе холодной нет
На его любовь ответа,
И в глазах холодный свет,
Чуждо деве тепло лета.
Ах! Снегурочка молчит —
Ее сердце не стучит
Вот вдруг снежный вихрь взметнулся
И Снегурочку унес,
Похититель злой Мороз
С ней в чертог вернулся.

Лес дремучий, бурелом…
Не проехать, не пройти;
Одинокий снежный дом…
Нет ни тропки, ни пути.
Кто-то бледный, с мертвым взглядом
Пред Снегурочкой предстал;
Под ногами, вея хладом,
Гад какой-то пробежал.
Ужас в девичьих глазах,
Одинокая, впотьмах,
В страхе девица дрожит:
Мертвый взгляд ее страшит…
Ах! В каких она местах?

Неужель, спасенья нет?
Вот перекрестилась.
Чу! Забрезжил тихо свет,
Дверь вот растворилась…
На порог ступил жених…
Чу!..Настал желанный миг:
К груди его припала.
Полон взор ее любви,
Пламенный огонь в крови.
“О! Прощаюсь с другом!
Лишь о нем мечтаю…
Ах! Сейчас растаю…
Не быть ему супругом…”

Но желанную девицу
К сердцу молодец прижал,
Прочь гоня тоску- кручину
Нежно-нежно целовал.
Диво дивное случилось
Не растаяла она!
Человечье сердце билось:
Не страшна любви весна.
Отворяйся, Божий храм,
Вы летите к небесам,
Верные обеты,
Молодым уже поют.
И слышно веселье тут;
Жить вам многи леты!


Повесть “Бедная Снегурочка”
(подражание Н. М. Карамзину).

Может быть, никто из живущих на земле не знает
так хорошо окрестностей сего селения, как я.
Потому что никто чаще меня не бродит без цели по
лугам и рощам, по горам и равнинам.

Но больше всего я люблю бывать на лугу, близ
села Каменское, где одинокая береза печально
склоняет свои ветви.

Часто прихожу на сие место и почти всегда
встречаю там весну. Сюда влекут меня
воспоминания о плачевной судьбе Снегурочки,
бедной Снегурочки. Ах! Я люблю те предметы,
которые трогают мое сердце и заставляют меня
проливать слезы нежной скорби.

Лет десять тому назад в одном из домов жил
старик со старухой. Ах! Несчастные добрые
старики! Как они мечтали иметь детей, которые
лелеяли бы их старость! Но, увы. Шли годы, и сердца
их страдали от одиночества.

Однажды зимою выпал белый пушистый снег. Как же
красиво и празднично было вокруг! Старик со
старухой вышли полюбоваться божественной
красотой и, сами того не зная с чего, стали лепить
снежную девушку. И вот перед ними стояла нежная
красавица, холодная и неживая. Добрая старушка
поцеловала Снегурочку и — ах! Чудо — глаза ее
загорелись живым огнем, и Снегурочка ожила.
Добрые старики глядели на девушку, и блестящие
слезы лились из их удивленных глаз. “Господь
послал нам внучку на старости лет”, — говорили
они умиленно. Снегурочка протянула к ним свои
руки и шагнула навстречу.

С тех пор Снегурочка жила со стариками. Ах! Как
нежна и ласкова она была с ними. Как заботилась
она о них.

Но вот кончилась зима и наступила весна. С гор
побежали журчащие ручейки, защебетали птицы,
только Снегурочка грустила. Солнце пригревало с
каждым днем все сильнее и сильнее, а Снегурочка
становилась печальнее и печальнее.

Все чаще уходила она в лес погулять, все чаще
сидела в одиночестве под развесистой березкой,
опустив ноги в холодный ручеек. С сей поры дни ее
стали днями печали, которую надо было скрывать от
нежных родителей, чтобы не страдали их сердца.

Как- то пришли красавицы — подруженьки, зовут
Снегурочку погулять на лугу, букет цветов
собрать, с молодцами поиграть. “Иди, иди,
внученька! Иди, иди, Снегурочка! Погуляй,
повеселись с подруженьками”,- уговаривали ее
добрые старики. Не могла девица отказать любимым
родителям, растившим ее в любви и ласке.

На лугу веселятся молодцы, на лугу веселятся
девицы. Лишь Снегурочка погрузилась в
задумчивость, не разделяет восторгов подруженек.
Развели молодые люди костер, стали веселиться,
через огонь прыгать.

- Пойдем с нами, красавица!

Подхватили под руки белые, и она через огонь с
ними прыгнула. Ах! Для чего пишу не сказку, а
печальную быль? Обратилась Снегурочка в белое
облачко, которое поднялось высоко и поплыло по
небу. Закричали, заплакали подруженьки, да
Снегурочки не вернуть уже.

А дедушка и бабушка, услышав о смерти своей
Снегурочки, и сами вскоре прибралися, их глаза на
веки закрылися.

А подруженьки до сих пор горюют и почитают себя
виновницами в Снегурочкиной погибели. Они мне
сами рассказали сию историю.

Я же каждое лето прихожу на это место, где стоит
одинокая береза, неподалеку от которой был
разведен костер подруженьками.

Я часто сижу на пригорке и смотрю пристально в
небо. И иногда в облаке мне видится нежный образ
бедной Снегурочки.


4. Театрализация сцен.

Действие 3, явление 7, урок арифметики.

Действие 2, явление 4, объяснение Скотинина и
Митрофана по поводу женитьбы.

Действие 4, явление 8, Митрофан держит экзамен.


5. Заключительное слово учителя.

6. Подведение итогов.




Следующий: