Заключительный урок географии в 8-м классе по теме Внутренние воды

Цели:

Образовательные

Обеспечить повторение и закрепление знаний по
картам и литературе.
Продолжить закрепление терминологии.
Продолжить формирование общеучебных навыков
(работа с картой и учебником).
Формировать знания об основных источниках
загрязнения вод; раскрыть путь охраны вод.

Воспитательные

Воспитать чувства прекрасного: любовь к
природе, желание охранять ее; любовь к поэзии,
людям труда, своему селу.
Обогащать речь школьников.
Воспитать самостоятельность на уроке.

Развивающие

Развивать память, логическое мышление,
творческие способности, самостоятельность.
Формировать навыки коллективной работы.
Способствовать активизации процесса обучения.
Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.
Продолжать формирование у учащихся
частично-поисковой познавательной деятельности.
Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.

Друзья мои! Я очень рад!
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю; в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

Позвольте объявить о цели своего визита и
зачитать обращение к учащемся 8-го класса.

“Я, Рыжова Валентина Ивановна, учитель
Частоостровской Средней Школы прибыла в ваш
умный класс, с целью дать храбрый урок географии.
Я рада приветствовать гостей и счастлива видеть
сияющие лица учеников.”

Пусть я волнуюсь, для меня
Урок всегда дается с бою
Взгляните, дети, на меня
И поведу я вас собою!

У меня трусливое настроение и поэтому
быстро объявляю, что эпиграфом к теме урока
являются слова Экзюпери.

“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха,
тебя не возможно описать, тобой наслаждаться, не
ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни, ты сама жизнь”.

У нас сегодня заключительный урок по
теме: “Внутренние воды”.

“Вода дороже золота” – утверждали
бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Вода
неоценимое природное богатство. Без нее
невозможна жизнь на планете.

Итак, проведем повторение в виде
географической разминки. Я читаю четверостишье о
реке, вы эту реку должны показать на карте,
указывая исток, устье, значение и к какому
бассейну относится.

Задание:

Найти ошибку: река Волга берет начало с
Подольской возвышенности и впадает в Черное
море.

Исправить, показать на карте, сказать
значение реки, к какому бассейну относится.

Задание:

Найти ошибку: река Енисей берет начало с
Восточных Саян и впадает в Карское море.

А река, бежит, зовет куда-то
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре,
По Ангаре, по Ангаре.

Словно Амур свои воды несет
Ветер сибирский им песни поет.

Ой, Волга-речка, не боли сердечко
Не боли сердечко, подскажи словечко

От Тувы до океана
В клочьях серого тумана
Поперек Сибири всей
Катит воды Енисей.

На берегах Енисея
Красноярск раскинул улицы
Всюду зелень тополей
Растревожено волнуется
Наш красавиц Енисей.
Мне с тобою надо встретиться
Все об этом говорит
Город весь огнями светится
Город песнею звенит.

Но не только этим славится Красноярск,
он славится и замечательными людьми, которые
жили и живут сейчас. В этом году исполняется 155
лет Василию Ивановичу Сурикову, который написал
замечательные картины: “Взятие снежного
городка”, “Покорение Сибири Ермаком”. 375 лет в
этом году исполнится Красноярску.

Подведение итогов разминки.

“Ребята, молодцы, c заданиями
справились. При повторении мы вспоминали реки,
относящиеся к разным бассейнам”.

Оценку наших знаний продолжим в
группах и индивидуально. В классе две группы (в
группе консультант, он же по ключу проверит
работу своей группы.)

Задания в группах:

Лото – картина – географические
термины.
Лото – из набора букв составить названия рек и
отметить их на контурной карте.
Кроссворды.
Тесты: даны понятия — написать термины. Тест, в
котором указаны признаки рек, ученик записывает
ответ в виде цифр.
На контурной карте обозначить реки, относящиеся
к бассейну Северного Ледовитого океана.
Дети работают в группах, объясняю, если, что
непонятно.
Затем с остальными провожу смешанный диктант по
номенклатуре и терминологии.

Обь
Бассейн реки
Падение реки
Карское море
Море Лаптевых
Расход воды
Волга
Годовой сток
Каспийское море

Последовательность диктовки.
Кама, Обь, Волга, Енисей, Иртыш, Лена.

Учитель диктует название рек, а
ученики записывают куда впадает река.

Ответ: Волга, Карское море, Каспийское море,
Карское море, Обь, Море Лаптевых

Последовательность диктовки.

Территория, с которой вода стекает в данную
реку, путём поверхностного и подземного стока.
Расход воды в реке за год.
Превышение истока реки над устьем, выраженное в
метрах.
Объём воды, который протекает за определённое
время, через поперечное сечение реки.

Ответ: Бассейн реки, годовой сток, падение реки,
расход воды.
Снимаю плакат, а там ключ.



Норма оценок за количество правильных ответов.

“5”-8-9
“4”-7
“3”-5-6
Подвожу итог: сколько “5”. “4”, “3”.
Группы отдают карточки консультантам, они
проверяют их работы по ключам, а я провожу со
всеми викторину.

Викторина.

У кого возник вопрос,
Где находится восток,
Где узнать про острова,
И какой была земля.

Сколько, где кругом морей?
Сколько, рыб, людей, зверей?
Коль — хотим, возьмём и спросим
Множество других вопросов.

Вопросы

Ответы

Какая из наших рек
знаменита тем, что один её берег находится в
Европе, а другой в Азии?

Урал

Это озеро носит
ласковое название-“Сладкое”. Находится оно на
Урале. Вода в нём особенная. В ней можно стирать
без мыла, даже замасленную одежду. А вкус воды
действительно сладковатый. Какие вещества
придают озеру такие качества?

В воде содержится сода и соль

Самое большое озеро?

Каспийское S=371000 км2

Самое глубокое озеро?

Байкал, глубина- 1620 метров

Самое большое море,
омывающее берега России?

Берингово, S=2,3 мил. км.2, глубина=5500
метров

Сколько на свете морей?

54, 7-внутренних

Подвожу итог (которые провели
консультанты)

Вывод: Видно, что вы усвоили
терминологию и номенклатуру.

Молодцы!!!

Давайте попробуем решить глобальный
вопрос загрязнения и охраны вод.

Вода — среда обитания растений и
животных. Она необходима для различных видов
деятельности человека. Без воды невозможно
ведение сельского хозяйства, развитие
промышленности. Ежегодно в океан попадает 5-10
миллионов тон нефти, 800 тонн ядохимикатов и
удобрений.

Основными источниками загрязнения вод
являются:

заводы и фабрики, танкеры, буровые
установки, водный транспорт, внесение удобрений,
животноводческие комплексы.

Учёные отмечают, что Атлантический
океан на протяжении нескольких километров
сильно загрязнён мусором, водой из него нельзя
умываться, стирать. Озёра загрязняются быстрее,
чем реки, так как у них замедленный водообмен.

Давайте представим себе, что ваша
питьевая вода загрязнена глиной. Что вы будите
делать? (верно, надо дать отстояться,
профильтровать, можно прокипятить.)

Проблему загрязнения вод можно решить
несколькими способами: строительство очистных
сооружений (в Емельяново напротив ГАИ), очистка
русла (Кача засорена мусором), переход на
оборотное водоснабжение. Особое внимание
требует охрана от загрязнений малых рек. От них в
значительной степени зависит чистота воды всей речной системы.

Мне хочется прочесть стихи (читаю, они
записаны на доске)

Пусть на земле не умирают реки,
пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Э.
Огнецвет.

Теперь порешаем задачи сказки.

  • Как с точки зрения охраны окружающей
    среды выглядят сказки:

“Сестрица Аленушка и братец
Иванушка”
Ответ: Не пей из колодца – козленочком
станешь. (как предостережение от использования
загрязненных источников питьевой воды).
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
Ответ: эпизод с царевной и яблоком. (употребление
продукции с избыточным содержанием нитратов и
ядохимикатов).

  • Каков новый экологический и
    природоохранный смысл, народных пословиц и
    поговорок?

Каждый кулик свое болото хвалит.
(Приспособление к среде существования).
Репу да горох не сей подле дорог. (Загрязнение
продуктов тяжелыми металлами и другими опасными
для здоровья человека веществами вблизи
автотрасс).

  • Надо исполнить хором или назвать народные
    или современные песни антиэкологического
    содержания.
    Ответ:

Во поле березка стояла
Во поле кудрявая стояла
Я пойду по полю погуляю, белую березку заломаю.

Не губите мужики. Не губите…
Не рубите дерева не рубите,
Ради гнездышка грача не рубите с горяча

Подводим итог этого этапа.

Мы познакомились с источниками
загрязнения вод, мерами охраны вод, при решении
задач обратили внимание на то, что пагубно влияет
на здоровье человека.

Итак, все цели урока мы реализовали,
итог подвели.

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на
экологическую тему и стихотворение. Придумать
как решить проблему очистки вод.

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно.

Спасибо! До Свидания!




Следующий: