Заключительный урок физики по теме Пока горит свеча. 11-й класс

Цель :

  • формирование понимания взаимосвязи между изученными явлениями;
  • систематизировать знания учащихся по истории физики;
  • создание атмосферы праздника;
  • развитие коммуникативных умений;
  • оживление в памяти интересных моментов школьной жизни.

Тип урока: обобщающий.

Подготовительная работа:

  1. Подготовить фотоматериал об учащихся за 7–11 класс (для финала
    презентации).
  2. Записать аудио, видео обращения учителя на финал урока.
  3. Презентация “Азбука для физиков”.
  4. Праздничное оформление места проведения.
  5. Подготовить грамоты, письма для выпускников.
  6. Подготовить аудио– ряд для урока.
  7. Подготовить листочки для письменной работы.

Оборудование:

  1. проектор,
  2. компьютер,
  3. презентация,
  4. свеча,
  5. динамики.

Содержание мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Создание ситуации “Сюрприза”.
  3. Представление темы урока и её обоснование.
  4. Игра “Азбука для физиков”.
  5. Практическая часть.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Заключительная часть.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Ученики входят в празднично – оформленный класс, звучит мелодия, приветствия
учителя.)

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас приветствовать на заключительном уроке
физики в Вашей школьной жизни.

Неумолимо идет время. Кажется, что это было очень давно, когда мы робко и
неуверенно вошли в 1 класс. Но вот уже

“Скоро парта ваша опустеет,
И звонок прощальный прозвенит.
И навряд ли кто из вас сумеет
Безразличным сделаться на вид!
Не скрывайте, если загрустится,
Добрых чувств не прячьте никогда!
Жизнь и юность к вам, друзья, стучится,
И уходит детство навсегда!”

2. Создание ситуации “Сюрприза”.

(Презентация. Слайд 1.)

Звучит песня А. Макаревича “Пока горит свеча”. Листаются слайды с
заключительных уроков прошлых лет

3. Представление темы урока и её обоснование.

(Слайд 2.)

Учитель:

Выносит горящую всечу

.

Когда человек родился с первым, с чем он столкнулся был свет. При свете
хорошо наблюдать …. Однажды на уроке физики я предложила написать ребятам письмо
учителю физики. Вот несколько строк из таких писем:

С тех пор вот уже 19 лет в традиции проведение заключительного урока “Письмо
учителю физики “Пока горит свеча…”(Слайд 4)

(Учащиеся записывают тему на листочках.)

4. “Игра “Азбука для физиков”.

(Слайды 5–20.)

Учитель:

Для того чтобы написать письмо хотелось бы узнать, а Вы с
азбукой знакомы?

Учащиеся

: отвечают. Пользуются шутками.

Учитель:

Чтобы оценить вклад того или иного человека в развитие
какой-то области знаний, надо проследить историю развития этой области и
попытаться усмотреть прямое или косвенное влияние идей и трудов этого человека
на процесс достижения новых знаний и новых успехов. В течении нескольких лет Вы
знакомились с учёными внесшими вклад в науку о природе, котрую Вы заканчиваете
изучать сегодня. Я предлагаю Вам необычный азбуку для физиков.
Он поможет вспомнить о взаимосвязи между изученными явлениями;
систематизировать знания по истории физики. По итогам работы с алфавитом мы
узнаем, кто из Вас самый эрудированный физик– выпускник.

Учащиеся

отгадывают имя учёного, используя подсказки, представленные на
слайдах. (Подсказка № 1 – знаменитая фраза учёного; Подсказка № 2 – факт
биографии, Подсказка № 3 – одно из открытий учёного.
В презентации
используются для активизации подсказки триггеры, при нажатии квадратика с
подсказкой выплывает вставленный фрагмент, для закрытия фрагмента так же нужно
нажать на квадратик с подсказкой.)

5. Практическая часть.

Учитель

предлагает приступить к практической работе-написанию письма
учителю.

(Для создания эмоционального настроения возможно включить музыкальное
сопровождение: детские песни и постепенно перейти на нежные мелодии без слов.
Одна из мелодий

Мелодия “Флейта”

http://mpleer.ru/?sea=%D4%EB%E5%E9%F2%E0
)

6. Подведение итогов урока

.

Учитель

Хотелось бы получить подвести итоги нашей с вами работы. (Вручение
подарков, грамот, памятных писем, грамоты “ Самый
эрудированный физик–
выпускник.)

Учащиеся

(ответное слово).

7. Заключительная часть.

(Слайд 21.)

Открытое аудио-письмо учителя.

“Жизнь – Свеча .

Вся наша жизнь свече подобна
И начинается с искры,
Мгновенно ярче разгораясь,
Взрослея горячеем мы.
И образ острый угловатый
Сменяют талые изгибы,
Где в очертании подтеков
Людей увидеть мы могли бы.
Мы словно капли восковые,
Соединяемся едино.
Забыв огонь мы остываем,
Становимся подобно льдинам,
И неподвижно ждем чего-то,
Пытаясь ухватить тепло,
Но лишь фитиль сгорит немного,
Лавиной новой потекло
На капли распадаясь, счастье.
Мы разошлись, но все равно,
Нам не подвластно разминуться
И вместе падая на дно,
Огню успеем улыбнуться,
Забрав в себя его тепло.
И жизнь свечи к концу подходит,
Свет только в нас, вокруг темно.
Вся наша память струйкой дыма,
Уходит, словно, в никуда,
Оставив нас одних, единых.
Мы словно белая вода,
Друг в друге тихо растворяясь,
Лишь белым воском становясь.”[2]

(Свечу тушат.)

Конец урока.

Список используемых источников для презентации.

  1. Ивукова Алевтина Петровна. Игра “Азбука для физиков”.

  2. http://nadezhda-sribnik.narod.ru/stranicyposhablonu/Zhiznsvecha.htm музыкальное
    оформление: А. Макаревич “ Пока горит свеча” http://mp3la.ru/%EC%E0%F8%E8%ED%E0_%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E8/%CC%E0%F8%E8%ED%E0_%E2%F0%E5%EC%E5%ED%E8_-_%CF%EE%EA%E0_%E3%EE%F0%E8%F2_%F1%E2%E5%F7%E0-(27365).html

  3. Анимация “ свеча” http://www.liveinternet.ru/photo/1958056/post17499712
  4. http://www.mirf.ru/Articles/art1358.htm
  5. http://t1.gstatic.com/images?
  6. http://www.fyzici.tvst.cz/list.php
  7. http://www.persons-info.com/person
  8. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/RADIOAKTIVNOST.html?
  9. http://aforizmer.ru/aforizmi/
  10. http://www.alhimik.ru/great/
  11. http://electrohistory.ru/probleski-istiny/

  12. http://forum.foxnotes.ru/index.php?PHPSESSID=df12e5c28eb3d02295c2c2bb2fc5d5eb&topic=1736.30

  13. http://electrical-engineering-portal.com/who-was-james-prescott-joule
  14. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=161133706-70-72&n=21

  15. http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRsAvHXear0U99Sk-gzMh6hQqDbaCM428n3IaIPQqBJXZAUd57d

  16. http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSZXJtAnWDKTuoxlPB1EPkoeurtYvEvB6Q1LMhnUDRACUDj6uUT

  17. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=381022985-54-72&n=21

  18. http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQhkjP92Clw-ie3EtbBRyyFPVLNp_MK4KRPHqjNG-heTXkZXZLenw

  19. http://images.yandex.ru/yandsearchage

  20. http://baza-znanii.ru/wp-content/uploads/2011/05/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82-%D0%AD%D0%B9%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD.jpg

  21. http://www.rusactive.ru/images/history/history_izobretenie/

Следующий: