Заключительный обобщающий урок по теме Первоначальные сведения о строении вещества

Цели урока:

Обучающая:

  • повторение, систематизация знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»,
  • использовать знания и умения учащихся, приобретенных на уроках физики,
  • сравнить свойства и выяснить особенности молекулярного строения одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях.

Развивающая: развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся.

Воспитывающая:

  • воспитание эрудированных и развитых личностей,
  • продолжать формировать навыки четких ответов на вопросы,
  • выделять главное в изучаемом материале,
  • привитие интереса к предмету,
  • углубление и расширение знаний.


Ход урока

Учитель. Дорогие ребята! Вы в этом учебном году приступили к изучению интереснейшей и очень важной для человечества науки – физики. Физика есть наука о наиболее общих свойствах всех физических тел и полей, присущих и мельчайшим частицам вещества. Все на свете состоит из мельчайших частиц-атомов, точнее – не просто из атомов, а из групп атомов. Такие группы атомов называют молекулами ведь атомы в природе все равно, что материалы в строительстве. Из немногих видов строительных материалов- кирпичей, досок, бревен, балок — строят сотни различных домов. А примерно из 100 видов атомов природа и человек создали сотни тысяч разных веществ. В каждом веществе атомы соединяются в разные группы, образуют разные молекулы. Свойства веществ зависят в первую очередь от свойств их молекул. « Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей» (М.В. Ломоносова). Чтобы понимать физические явления в природе необходимо знать строение вещества. Ваши первые физические знания – это основа вашего успеха в познании мира.

Поэтому цель сегодняшнего урока:

  1. Выявить тех ребят, которые в лучшей степени овладели начальными физическими знаниями
  2. Расширить кругозор.

Борьба за право называться эрудитом пройдет в несколько туров. Желаю всем удачи и достойной победы. (Все учащиеся делятся на три команды)


I. Разминочный тур.


(Всем учащимся за полные и верные ответы выдаются жетоны, количество которых и определит победителей в первом туре.)

  1. Как называется мельчайшая частица вещества? (молекула)
  2. Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и газированной воде (да)
  3. Равны ли размеры молекул разных веществ? (нет)
  4. Что вы знаете о составе молекул воды, водорода, кислорода.
  5. Почему при проводке телеграфной линии летом не рекомендуется сильно натягивать провода между столбами?
  6. В какой воде – горячей или холодной- быстрее растворится сахар или соль? (горячей)
  7. Молекулы воды, льда и водяного пара одинаковы. От чего же зависит то или иное агрегатное состояние вещества? (от молекулярного строения)
  8. Кто открыл движение молекул вещества? (Р. Броун)
  9. В каком рассоле в горячем или холодном огурцы просаливаются быстрее? (горячем)
  10. Кто предложил гипотезу о строении вещества? (Демокрит)
  11. Почему капли дождя висят на ветках деревьев и некоторое время не падают вниз?
  12. Сравните нафталин в твердом и газообразном состоянии. Что между ними общего и чем они отличаются? (молекулы одинаковы, а скорости различны)
  13. Какие физические явления доказывают, что молекулы находятся в непрерывном, хаотическом движении? (диффузия, броуновское движение)
  14. Какие силы мы преодолеваем, разрывая нить?
  15. В каком агрегатном состоянии находится джин, если он без усилий покинул кувшин?


II. “Историческая викторина”.

Учитель: Мы с вами, ребята, говорили о многих открытиях на уроках, говорили, что развитие физики осуществляется благодаря самоотверженному труду ученых многих стран, говорили о личностях ученых, которые совершали эти открытия.

Сейчас мы вспомним некоторых из них. Итак, историческая викторина. Цель каждого: раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем, которые последовательно (информация за информацией) я буду приводить. В каждом случае дается 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации: на счет игрока поступает 5 баллов, если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвертой – 2 балла, пятой- 1 балл.


Задание 1.

  1. С помощью сконструированного им телескопа открыл, что планета Венера окружена атмосферой.
  2. Написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих стихах.
  3. Им был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы.
  4. Им было введено в русский язык слово « физика»
  5. Отправился в Москву, пешком, с обозом мороженной рыбы, для получения образования. (М.В.Ломоносов)


Задание 2
.

  1. Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
  2. В 1695 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – он стал его директором: ему была поручена чеканка всех монет страны.
  3. Он стал профессором в 26 лет.
  4. Он открыл три важных закона механики.
  5. По легенде яблоко ему помогло открыть важный физический закон. (Исаак Ньютон)


Задание 3.

  1. В студенческие годы он работал электромонтером.
  2. Став профессором физики читал лекции офицерам в Морской инженерной школе.
  3. Умер в нищете, хотя его изобретение использует весь мир.
  4. Его открытие широко применялось на морских судах при спасении людей.
  5. В 1985году принял первую телеграмму без проводов. И этот день считается днем рождения радио. (А.С. Попов)


III. “Исследовательский тур”.(6 баллов)

Проделайте и объясните следующие опыты:

1) В стакан до краев наполненный водой, осторожно высыпают полную чайную ложку сахара. Вода при этом не переливается через края стакана. Почему? Что доказывает этот опыт?

-Подумайте, как показать на опыте диффузию в твердых телах, имея картофелину и кристаллик марганцовокислого калия

2) Разрежьте кусок мыла, окуните срезом в воду, стряхните и сильно прижмите ко дну мелкой фарфоровой тарелки. Придерживая мыло, поднимите тарелку вверх. Какая сила удерживает ее?

-Подумайте, как показать на опыте увеличение диаметра пятирублевой монеты при нагревании, имея дощечку, молоток, два гвоздя, спиртовку и пинцет.

3) Смешайте два равных объема спирта и воды. Почему объем полученной смеси меньше удвоенного объема. Как это можно объяснить.

-Подумайте, как сделать, чтобы стекло не смачивалось водой? Проверьте опытным путем.


IV. Теоретический тур (5 баллов)


(Количество заработанных баллов — количество правильных ответов за 1 минуту.)

  1. Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся, танцующих в зале. В зале очень тесно. Если мысленно заменить каждого ученика молекулой, то какое состояние вещества это напоминает.
  2. Представьте себе, что произошло чудо и вы стали так малы, что у вас появилась возможность проникать внутрь веществ. Как, путешествуя в них, вы сможете определить, когда вы перешли из одного вещества в другое? Когда попали опять в то же вещество, в котором были первоначально?
  3. Между молекулами существует одновременно и притяжение, и отталкивание. Что произошло бы, если существовало бы только одно из этих взаимодействий?
  4. Отчего трудно писать чернилами на промокательной бумаге, легко — на плотной и невозможно писать на промасленной?
  5. Почему для разделения смоченных водой листов бумаги требуется значительно большее усилие, чем при перелистывании сухих страниц, например страниц книги?
  6. Дежурный в столовой заметил, что чистые стаканы после мытья вставленные один в другой, не хотели разделяться. Как бы вы посоветовали ему разъединить стаканы? ( Поскольку тела при нагревании вследствие увеличения расстояний между молекулами расширяются, а при охлаждении из-за уменьшения расстояний между ними сжимаются, внешний стакан нужно нагреть, поставив его, например, в сосуд с горячей водой, а внутренний стакан охладить, налив в него холодной воды).


V. “Ораторский тур”.

От команды выступает один учащийся на тему “Что я знаю о молекулах»


(для выступления дается 1 мин. Максимальная оценка 5 баллов.)

1) Отгадайте загадки и ответьте на вопросы:

Все меня любят, а как раздевают – слезы проливают (Лук)

Почему? (Из-за диффузии молекул лукового сока в слизистых оболочках носа и глаз)

2)

Расту на кочке – душистые листочки.

Меня собирай – заваривай чай. (Душица)

На каком явлении основана заварка чая? (диффузия молекул)

3)

В белом бархате деревни –

И заборы, и деревья.

И как ветер нападает,
Этот бархат опадает. (Иней)

Иней – это одно из состояний воды. Какое? (Иней – твердое состояние воды.)


VI. Конкурс « Коллективные упражнения с воздушными шарами».


(Участникам выдаются шары двух цветов. Воздушный шар одного цвета представляет модель атома кислорода, другого цвета- атома водорода. Поэтому объем шара О2 приблизительно в два раза больше, чем объем шара Н2. Показ моделей трех состояний одного и того же вещества с помощью воздушных шаров проходит значительно живее, если есть музыкальное сопровождение. Показ структуры льда хорошо подойдет под строгую мелодию, а показ структуры водяного пара- под веселую.)

Учитель: Ученые, раскрывая секреты внутреннего строения вещества, создают модели. Для этого используют, например, шарики разных цветов, соединяя их стержнями, или при помощи мыльных пузырей, покрывая ими поверхность жидкости. Вы используя воздушные шары двух цветов, можете показать модели строения ЛЬДА, ВОДЫ и ВОДЯНОГО ПАРА в атмосфере.

Надутые воздушные шары сначала сложите в молекулы.

(Первая команда показывает динамическую модель расположения молекул в капле воды. «Молекулы» при этом дрожат, подпрыгивают, вертятся одна возле другой, « липнут» друг к другу.

Вторая команда показывает динамическую модель структуры водяного пара в атмосфере. Так как газ занимает весь предоставленный ему объем, то учащиеся расходятся по всей сцене, а так как промежутки между молекулами велики, то учащиеся далеко стоят друг от друга.

Чтобы показать хаотическое движение молекул, учащиеся непрерывно перебегают с места на место по прямолинейным траекториям.

Третья команда с помощью воздушных шаров демонстрирует двухмерную и трехмерную структуру льда. При этом « молекулы» обязательно колеблются около своих фиксированных положений равновесия – порядок обязательный для кристаллических тел.)

Учитель: Такая структура льда обеспечивает его удивительные свойства. Рыхлый лед легче воды, хотя большинство твердых веществ плотнее своих жидкостей. Без этого лед тонул бы в реках; реки промерзали бы до дна, что привело бы к гибели всего живущего в воде. Лед плавится под давлением снежных масс – это приводит к образованию горных рек. Кристаллы льда не деформируются при ударе, а разлетаются на куски.

Учитель: Составим «характеристику» физического понятия. Это задание – своего рода шутка на физическом материале. Нужно назвать фамилию, имя и отчество, место жительства, характер, отношение к соседям, возраст и т.п.

(Ответ может быть например, таким:

  • Имя-Молекула,
  • Фамилия -Вещественная
  • Характер- беспорядочный
  • Взаимоотношения с соседями двойственные: симпатия (притяжение), антипатия (отталкивание)
  • Место жительства —

Города Твердое тело (прописка постоянная)
Жидкость (прописка временная)
Газ (БОМЖ — без определенного места жительства)


VII. Подведение итогов


Литература:

  1. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7класс. Автор-составитель А.И. Семко. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.
  2. Методика преподавания физики в 7-8классах пособие для учителя. Под редакцией В.П. Орехова и А,В, Усовой. Москва «Просвещение» 1972г
  3. И.Л. Юфанова Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1990г.
  4. В.Г. Гурова. Обобщающее повторение курса физики 7-8 классов общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Москва «Просвещение» 1997г

Следующий: