Заключительные уроки по творчеству А. Блока: Изучение поэмы Двенадцать

Урок №1.

Цели:

  • формулировать умения и навыки анализа
    лиро-эпического произведения, написанного в
    стиле символизма;
  • показать теснейшую связь всех уровней
    подсистем произведения, их направленность на
    выражение идейно-эстетического содержания
    поэмы;
  • знать сюжет, понимать систему образов,
    художественное своеобразие поэмы.

Ход урока.

1. Организационный момент:

сообщение темы,
цели, форм работы на уроке.

2. Вступительное слово учителя.

Творчество А. Блока завершают три произведения,
которые литературная критика называет
«Январской трилогией»;

- статья «Интеллигенция и революция»,
написанная 9 января 1918 года;

- поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918
года;

- стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918
года.

Их объединяет время и история.

3. Сообщение учащихся – историческая справка.

Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно
короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы
1917 и январь 1918 г. были неделями апокалипсическими
– Брестский мир, красный террор, начало
Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и
самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков,
слух о поджоге Михайловского и родного
Шахматово, убийство в больнице министров
временного правительства Шингарева и Кокошкина,
которых Блок хорошо знал. По свидетельству
писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве
стало толчком к началу работы над поэмой
«Двенадцать».

Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем
взлете творческих сил, остается памятником
кратчайшей эпохи первых недель революции 1917
года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я –
гений».

4. Слово учителя.

По свидетельству самого Блока, поэма
«Двенадцать» началась для него с согласной «ж»
во фразе:

Уж я ножичком
Полосну, полосну

Если мы обратим внимание на прием
фонетического повтора в этой фразе, то легко
прочитаем слово У – ж – а – с

И все же прежде поэмы была статья
«Интеллигенция и революция». Сейчас мы
поработаем с фрагментом статьи. Наша цель –
понять, как Блок воспринимает и объясняет
современникам русскую революцию. (Фрагмент
статьи записан на уроке русского языка как
диктант и есть у каждого ученика).

5. Работа со статьей «Интеллигенция и
революция» по вопросам.

- Как Блок характеризует свою эпоху?
(Предполагаемый ответ: как великую).

- В чем обязанность художников в такое время?
(Видеть и слышать то, что задумано его народом).

- А что им задумано, по мысли Блока? (Переделать
жизнь из безобразной в прекрасную).

- Как? (С помощью революции).

Первый вывод:

революция задумана и
осуществляется русским народом, чтобы сделать
жизнь прекрасной.

- С какими явлениями сравнивает Блок революцию?
(Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран).

- Что общего в этих явлениях? (Они выражают силы
стихии и бессилие перед ними человека).

- Найдите в тексте глаголы, на которых построено
олицетворение революции (Обманывает, калечит,
выносит…).

Второй вывод: частными свойствами
революции Блок считает жестокость и обман, а
главным – размах и величие, обновление мира.

- В чем особенность русской революции и ее
отличие от бунта, по мнению Блока? (В размахе и
цели – переделать весь мир во имя братства и мира
народов).

- К чему призывал Блок интеллигенцию? («Всем
телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте
революцию»).

Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

Блок считал: «Дух музыки — основа мировой
гармонии, претворение хаоса реальности в Космос
духа. Блок считал, что революция – та неизбежная
закономерная катастрофа, через которую должен
пройти мир и Россия на пути к обновлению, к
божественной гармонии.

Третий вывод:

Блок принимал и оправдывал
революцию романтически – как возмездие старому
миру, из которого должна родиться гармония
будущего.

Но нам известны случаи, когда произведение
воспринималось читателями неоднозначно
взглядам писателя.

6. Работа над содержанием поэмы «Двенадцать».

(Чтение поэмы в классе учителем и учащимися по
ролям).

- Какие вопросы возникли по
содержанию поэмы и что вам не понятно?

-Какие образы и фрагменты поэмы вызвали самые
сильные ваши чувства?

7. Работа в группах по вопросам ( по
имеющемуся алгоритму).

Алгоритм работы над поэмой:

1. К какому роду литературы вы относите
поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому,
лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?
Чего добивается Блок таким смешением всех родов
литературы?

Предполагаемые ответы: Это лиро-эпическое
произведение с элементами драмы, потому что
поэма представляет собой ряд картин – главок из
реальной жизни ночного революционного
Петербурга. Есть эпические герои и эпический
сюжет — действия патруля. Вместе с тем в поэме
есть лирическое начало: пейзаж первой главы, где
еще нет двенадцати, и Христа в заключительной
главе видит лирический герой. А главы 5, 6, 7, 8, 10 –
написаны в форме диалога героев и внутреннего
монолога Петьки. Это совмещение родов литературы
позволяет Блоку в малом объеме выразить большую
картину мира и передать стремительность событий,
а также свои чувства от происходящего.

2. Определите хронотоп поэмы (место и
пространство происходящих событий).

Предполагаемый ответ: Петроград

, зима,
вечер-ночь, вместе с тем весь «божий свет»; в
конце поэмы « Пурга пылит им в очи дни и ночи
напролет»…

3. Определите главных героев поэмы. Найдите
портрет «двенадцати» в тексте: как он
характеризует героев? Какие поступки они
совершают? Кого из героев можно назвать
«представителями старого мира»? Где
сосредоточены эти герои и почему?

Предполагаемый ответ:

Главные герои -
двенадцать красногвардейцев- патруль. По
описанию автора — каторжники, блатные,
преступники; они убивают Катьку, грозят убить и
Ваньку, грабят, стреляют.

К представителям «старого мира» относятся
герои первой главы, они описаны явно сатирически
- их время прошло. События революции вызывают в
них недоумение и страх, для них это трагедия.

4. Передайте сюжет поэмы, исчерпывается ли он
только реалистическим, бытовым планом?

Предполагаемый ответ:

Реалистический,
бытовой сюжет беден. Патруль из Двенадцать
человек идет по Петрограду зимней ночью,
случайно убивает и оставляет на снегу бывшую
подружку одного из них и идет дальше. Но сюжет не
исчерпывается бытовым планом, в поэме большое
значение имеет символический план, потому она
так интересна и объемна.

4. Назовите образы-символы поэмы.

Предполагаемый ответ:

Образ стихии,
«двенадцати», образ цвета, образ пса, Христа…

8. Домашнее задание — аукцион:

покупка
«индивидуального задания» за смысловую версию
образа-символа. ( Учащиеся предлагают свое
понимание образа-символа, получают комментарии
учителя, рекомендуемую литературу для
индивидуального ответа на следующем уроке).

Общее задание: найдите евангельские детали в
поэме, в главе восьмой объясните цель ассонанса и
аллитерации. Сколько раз звучит в поэме
выражение «без креста », т.е отречение от Бога?
Что следует за этим отречением, какие действия?

Сколько раз звучат слова: «черный» и «белый»?
Где и когда звучит любимый эпитет Блока «
жемчужный»?

Урок №2.

Тема: Смысл символики поэмы А. Блока
«Двенадцать»

Цели:

  • раскрывая ассоциативные связи, заключенные в
    образах – символах, определить их роль в идейно
    – эстетическом содержании поэмы;
  • выявить взаимосвязь образной системы и
    авторской концепции в изображении революции и
    человека;

Ход урока.

1. Организационный момент: сообщение
темы, цели, форм работа на уроке.

Эпиграф урока: «Символ только тогда
истинный символ, когда он неисчерпаем и
беспределен в своем значении… Он многолик,
многомыслен…»
Вячеслав Иванов.

Возможный вариант начала урока – просмотр
фрагмента из фильма «Серебряный век русской
поэзии. А. Блок». Фрагмент «Фауст» и «Евангелие».
Влияние их на символику поэмы.

2. Проверка домашнего задания
выступление учащихся: смысл и содержание образов
– символов поэмы.

а) Образ стихии – вьюги, метели…

Предполагаемый ответ.

Образ метели, вьюги – традиционный в русской
классической литературе. Достаточно вспомнить
повесть «Метель» А. С. Пушкина, его «Капитанскую
дочку»… Метель определила судьбу главных героев
вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые
пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью
Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель –
символ промысла божьего, судьбы рока. Эта же
метель кружит героев по черному городу между
сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии
революции, уничтожающей все старое.

б) Символ цвета.

Предполагаемый ответ.

Символика цвета у Блока философская. В поэме
два цвета: черный и белый – этот контраст не
столько воспроизводит картину ночного
Петербурга, сколько выражает классовый смысл
революции, расстановку сил истории и
одновременно соотношение добра и зла, света и
тьмы. Преобладает черный цвет: Россия погружена в
злобное сатанинское — черное. Белый
употребляется только три раза: в начале поэмы и в
конце – венец Христа.

в) Образ-символ «пса».

Предполагаемый ответ.

Пес, по замыслу Блока, воплощение старого мира.
Он сам говорит «Старый мир, как пес безродный…»
Вместе с тем, пес в мировой классической
литературе символ и воплощение сатанинских сил.
Вспомним, что в произведении Гете «Фауст»
Мефистофель появляется из пса, до этого
преследующего Фауста в образе пуделя.

Что это, сказка или быль?
И все разбухает ввысь и вширь,
Он может до потолка достать.
Нет, это не собачья стать!
Я нечисть ввел себе под свод!
Раскрыла пасть, как бегемот,
Огнем глазищи налиты –
Тварь из бесовской мелкоты.

К концу поэмы, следуя за патрулем, он
превращается в волка: «Скалит зубы волк
голодный»… Не исчезает, не становится слабее.

г) Версия образа – символа «Двенадцать».

Предполагаемый ответ.

Двенадцать – магическое число, оно пронизывает
всю поэму. Реалистическая деталь: патрули тогда
действительно состояли из Двенадцать человек. В
поэме Двенадцать глав. Возникает ассоциация с
Двенадцать апостолами – учениками Христа,
которые появляются в конце поэмы. Я думаю, в
поисках исторических аналогий, Блок мог сравнить
падение царизма с падением Римской империи, а
провозвестником падения Рима он считал учение
Христа.

3. Слово учителя.

В конце первой главы Блок, используя прием
звукоподражания, подсказывает еще одно значение
этого образа:

Черное, черное небо – м
Злоба, — м грустная злоба – м
Кипит в груди…
Черная злоба – м, святая злоба – м…
Товарищ! Гляди в оба – м.

- Что вы слышите?

Предполагаемый ответ: бой часов.

Да, бой часов: часы – время – эпоха – век –
история…

В то же время Двенадцать – это миг безвременья,
когда старый день, год, век уже кончился, а новый
еще не начался. Об этом есть стихотворение
современницы Блока Поликсены Соловьевой
(Аллегро). Аллегро – псевдоним сестры философа
Вл. Соловьева.

Тайна двенадцати:
Двенадцать – самый страшный час.
Он радостно пугает нас,
И за ударом вновь удар
Чредит и холод, и пожар.
Вот полночь: преклонив колени,
Закрыв лицо, мы – в царстве тени.
Вот полдень: тени больше нет,
Ее убил родивший свет.
Двенадцать – час великой тайны.
И не безвольно, не случайно,
На солнце глядя и луну,
Две стрелки вдруг слились в одну.
Как медленно плывут удары.
Значенье – в каждом, в каждом чары.
Умей понять, умей назвать,
Проклятье или благодать.
Двенадцатый удар погас,
И тайна миновала нас?

Вот этот миг безвременья и есть ключ к
появлению всех темных сил. Строго на шестом ударе
в круге ветра и снега, среди «огней, огней, огней»
и появляются Двенадцать… Человек… -
подчеркивает Блок и … больше так их не назовет ни
разу. Он скажет: «Ребята, двенадцать, товарищ,
дружок, голытьба, рабочий народ»… А разгадка
здесь же…

- Сколько раз звучит во второй главе выражение
«Эх, эх, без креста?» (трижды).

Крест символ того, что отличает человека от
животного – морали, основанные на евангельских
заповедях. Отрекаясь от Бога, каждый из них
перестает быть Человеком. И появляется… пес.

- уточните, после каких событий он появляется?

Нет, не сразу после смерти Катьки: она убита в 6
главе, а пес появляется в 9, что-то произошло более
страшное, чем убийство Катьки. Откроем главу 7 и
прочитаем еще раз по ролям.

(Чтение главы 7 по ролям).

Я понимаю, что происходит с Петрухой в начале
главы: смятение, раскаяние – муки и страдания
человека, по своей вине потерявшего любимую. А в
том, что он ее любил, мы сомневаться не можем, он
сам говорит: «Ох, товарищи, родные, эту девку я
любил»… А в ответ? Его отругали, «поддержали» и
он «опять повеселел. Обратите внимание, что
внешних событий нет. Вся глава – диалог, значит,
то, что происходит – происходит в душе героя, что?

Предполагаемый ответ.

Его перестала мучить совесть, потому что 11
человек, как один, сказали ему, что совесть – это
чепуха, сейчас не до нее…

Вывод учителя: произошел страшный
процесс замены личной совести и личной
ответственности интересами и мнением
коллектива, тот процесс, который произойдет со
всей страной и обернется уничтожением совести и
нравственности народа и гибелью миллионов
«Катек».

А теперь, когда убить Катьку – чепуха, то и «
позабавиться не грех»:

Отпирайте етажи,
Нынче будут грабежи…

(Чтение учителем 8 главы)

- Для чего использует Блок в этой главе ассонанс
и аллитерацию?

(ассонанс передает стон, плач, вой, надрывное
пение).

- Кто плачет?

(Петька: 8 глава – это его внутренний монолог).

Учитель: Его плач и вой понятны. Но
дальше… Ассонанс прекращается, но зато автор
использует аллитерацию – звуки ж-з-р – здесь и
прочитанный нами «ужас» и злоба. Страдание и муки
совести ищут выхода, но его нет, потому что
единственный выход – это покаяние, но он
отвергнут вместе с крестом, с Богом, и место
совести занимает ненависть. Вот вроде бы нашла
душа выход, Петька хочет просить Бога за душу
любимой: «Господи, упокой душу рабы твоея…» И не
заканчивает фразу, не называет имени, а говорит:
«Скучно».

Скука – грех, она сочетает в себе тоску и злобу,
вот тут и появляется пес, тоже тоскливый и
злобный – торжествуют дьявольские силы,
кружатся снежные столбы, в которых, по преданиям
народным, веселится нечистая сила.

Еще раз мы услышим от Петьки: «Ох, пурга какая,
Спасе…» «Спасе» — спаситель Иисус, но какой обвал
злобы в ответ. (чтение фрагмента) Итог всего, что
произошло, выражает фраза «Али руки не в крови…»
- повязанные кровью, они превратились в банду.

Вывод: что бы ни хотел думать о революции Блок,
но сказал он о ней правду: революция – трагедия и
преступны люди, осуществляющие ее, но преступен и
народ, идущий за ними, потеряв Бога. Впереди его
ждет тупик.

4. Работа с классом над образом Христа.

До сих пор не нашли и вряд ли когда-нибудь
найдут однозначное «совпадение» числа
красногвардейцев в составе патруля с числом
Апостолов и объяснение последних строк поэмы.
Поэт М. Волошин предполагал, что не Христос
«возглавляет красногвардейцев, а они Его
«конвоируют».

Философ С. Булгаков считал, что Блоку под видом
Христа виделся Антихрист. Но чаще всего
Двенадцать называют «апостолами революции».

Я тоже склонялась к этой версии, к ней
подталкивали многие детали, ведущие к Евангелию:
трижды отреклись Двенадцать от Христа, а в
«Библейском словаре» в статье «Апостол Петр»
говорится о том, что Петра привел к Христу брат
Андрей. Помните: «Андрюха, помогай, Петруха, сзаду
забегай»… Трижды отрекся Петр от Иисуса в
последнюю ночь, а он простил своего ученика, лишь
трижды спросив, любит ли он своего Учителя… Путь
Двенадцать к Богу казался простым и
естественным.

Я обратилась к священнику нашей церкви, надеясь
на подтверждение этой версии. И знаете, что
сказал Батюшка? Что эта поэма кощунственна. Она
создана в короткий период безверия Блока. Вот
почему он ее никогда не читал сам, и чувствовал
огромную вину за ее создание.

Я попыталась возражать, ссылаясь на то, что Блок
не отказался от Христа в поэме, как ни просили его
об этом представители новой власти, он говорил:
«Я так чувствую – только Иисус.» И не отрекся.
Батюшка ответил: «Он очень скоро все понял о
революции. Безверие было лишь периодом. В его
душе всегда жил Бог».

И тогда я снова обратилась к поэме, главе
Двенадцать.

5. Работа в группах.

Задание 1 группы: нарисуйте устно
иллюстрацию к этой главе, опираясь на детали
текста.

Предполагаемый ответ.

Иллюстрацию нарисовать очень трудно, потому
что нет цвета и света. использовать можно только
графику. Черные силуэты домов и героев в смятых
ветром шинелях, ружья нацелены в разные стороны.
Сзади, ближе всего к зрителю, — волк скалит зуба.
Впереди сугроб, тупик. Но есть второй,
«надвьюжный» план: над вьюгой, то есть в небе –
свет, в белом венце – Иисус. В руках его тонкое
древко знамени, но оно не красное, а кровавое –
при свете это видно. А флаг Двенадцать будет
черным, потому что темно. Иисуса они не видят.

Задание 2 группы: определите состояние
Двенадцать, опираясь на реплики героев и их
интонацию.

Предполагаемый ответ.

В Двенадцать главе использованы элементы драмы
– реплики. Но это не диалог героев, реплики и их
интонация выдают страх, угрозу, панику, злобу,
недоумение – Двенадцать не находят и не видят
врага, они разобщены.

Задание 3 группы: «озвучьте» текст,
опираясь на звуковые образы.

Предполагаемый ответ.

Мы слышим лишь вой вьюги, хохот, испуганные
крики, угрозы и беспорядочную стрельбу.

Вывод учителя: выпущено на волю все
черное, бесовское, выпущено безбожьем и злобой
людей. Бессмысленно кружат они по черному городу
«державным шагом», так ходят марионетки.

И вдруг, как будто оркестр прекратил какофонию
настройки и зазвучала божественная увертюра…

(Чтение учителем заключительных строф поэмы).

- Кого же ведет Иисус? В тексте есть подсказка,
сумейте ее разгадать. Дважды в поэме звучит
любимый Блоком эпитет «жемчужный» — где и когда?

Предполагаемый ответ.

«Запрокинулась лицом – зубки блещут
жемчугом»… И «…снежной россыпью жемчужной»…
Вряд ли случаен отблеск Катькиной улыбки рядом с
Христом. Так кто же под кровавым флагом Иисуса?
Кого он собирает и ведет – бандитов или их жертв?

Вывод учителя: приходится
повториться, какой бы ни хотел Блок видеть
революцию, изобразил он ее объективно, следуя
своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем
сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в
январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь
однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его
новые стихи «Пушкинскому дому – стихи тому, кто
был для Блока воплощением России духа ее народа.
«Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, — скажет Блок,
- его убило отсутствие воздуха, у него отняли
тайную свободу».

(Чтение стихотворения «Пушкинскому дому»).

Заключительное слово учителя: этим
поклоном поэту, сказавшему пророческие слова:
«не дай вам Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный», — мы закончим урок.

Домашнее задание: прочитать
стихотворение «Скифы», сформулировать вопросы
по содержанию, определить тему и идею.

Следующий: