Закаливание детей в 1-й младшей группе

Закаливание организма — одно из лучших средств
укрепления здоровья, снижения заболеваемости.

Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий
организм ребенка, переносить перемены
температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей
являются естественные факторы природы — воздух,
вода, солнце.

При закаливании детей соблюдаем основной
принцип — постепенное расширение зоны
воздействия и увеличение времени проведения
процедуры.

В своей работе мы используем систему
закаливания, предложенную медицинскими
работниками нашего детского сада:

В 1 квартале у нас запланировано постепенное
обучение полоскания рта, элементам обширного
умывания по мере прохождения адаптационного
периода, ходьба босиком, воздушные ванны после
сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

Начну с наиболее доступного вида закаливания -
закаливание воздухом.

1.

Воздух — это среда, постоянно окружающая
человека. Он соприкасается с кожей
непосредственно или через ткань одежды и со
слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому
следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и
чистый. С этой целью проводим сквозное
проветривание утром, до прихода детей в детском
саду, во время прогулки или сна детей.

В утренние часы, перед приемом, расставляем
тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой
комнате.

Перед сном проводим ионизацию воздуха с
пихтовым маслом. Во время сна детей — кварцевание
групповой комнаты. Соблюдаем температурный
режим в группе.

Основное внимание уделяем одежде детей, так как
закаливание оказывает благотворное воздействие
в том случае, если одежда детей, как в помещении,
так и на прогулке соответствует сезону,
температуре воздуха и состоянию здоровья
каждого ребенка Прогулки и игровую деятельность
детей организовываем так, чтобы дети больше
двигались и вовремя сменяли подвижную
деятельность на спокойную.

Для оздоровления детей в своей работе не
используем “комплекс оздоровительных
мероприятий после сна” под редакцией Л В.
Белкиной.

Пробуждение

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
“Просыпайтесь!” — говорит,
“Закаляйтесь!” — всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. “Киски просыпаются” (предложить детям
вытянуться в кроватке, прогнуть спинку, вытянуть
вверх руки, перевфнутъся с боку на бок.)

На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам олдыхать,

Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.

2. Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеялом и
так 2-3 раза)

  1. Вот вдет лохматый пес,
    А зовуг его — Барбос!
    Что за звери здесь шалят?
    Переловит всех котят.

3. Легкий массаж (“поутюжить” руки, ноги от
пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

4. Ходьба на носочках из спальни в группу.

  1. Потянулись, быстро встали,
    На носочках побежали…

5. Ходьба по “дорожкам здоровья”.

(1 дорожка — обычная, 2 дорожка — ребристая, 3
дорожка — с плоскими пуговицами, 4 дорожка — с
камешками.)

“Зашагали ножки — топ, топ, топ!”.

Закаливание проводим во время
физкультурных занятий, утренней гимнастики. В
утренние часы планируем и проводим бодрящую
гимнастику, артикуляционную гимнастику -
способствующую укреплению слизистой оболочки
дыхательных путей. Одной из нетрадиционных форм
закаливания в раннем возрасте является
пальчиковая гимнастика, которая благотворно
влияет на координацию движений, способствует
развитою мелкой моторики рук, их силы. Игровая
форма проведения гимнастики не только
развлекает деток, но и способствует формированию
их представлений об окружающем мире.

2. Вода — общепризнанное средство закаливания.

Закаливающее влияние на организм ребенка
оказывают все гигиенические процедуры: мытье
рук, ног, лица, тела ребенка.

В 1 квартале, как я уже говорила, у нас
запланировано постепенное обучение полосканию
рта (начинают полоскать со 2 младшей группы),
Элементам обширного умывания по мере
прохождения адаптационного периода (мытье рук до
локтя).

В целях профилактики можно чесночный напиток в
осенненвесенний период и ромашковый чай.

Во втором квартале запланирована ходьба по
мокрым дорожкам от 15-20 секунд.

3. Закаливание солнцем.

Наиболее широкие возможности для оздоровление
и закаливания наших детей солнцем
представляется летом. Солнечные лучи оказывают
на организм ребенка общее, укрепляющее действие,
повышают обмен веществ в организме, лучше
становиться самочувствие и сон. Количество
солнечных ванн, а также место их проведение в
летний период определяется врачом детского
садика.

Чтобы добиться хороших результатов по снижению
заболеваемости активно проводим с родителями
работу по обучению пальчиковым играм с
использованием материал из книги Л.В. Белкиной
“Адаптация детей раннего возраста”.

Летом в родительском уголке выставляются
консультации по закаливанию детей:

  • “закаливание солнцем — памятка для родителей”
  • “прогулки в лес”
  • “ребенок на даче”
  • “тебе пора купаться”.

Осенью подготовим консультацию осенние
прогулки – с рекомендациями для родителей, как
одевать детей по сезону, какими играми
разнообразить прогулки детей.

Вывод.

Таким образом закаливание, соблюдение
температурного режима, графика проветривания
помогло добиться хороших результатов по
снижению заболеваемости и укреплению здоровья
детей.

Следующий: