Загрязнение вод суши и Мирового океана 6-й класс


Цели урока:

  • расширить и углубить знания детей о
    расходовании, загрязнении и охране воды;
  • дать представление об основных источниках
    загрязнения воды;
  • сформировать интерес к проблеме экологического
    состояния природы в современный период;
  • учиться размышлять, наблюдать, анализировать,
    спорить, открывать новые пути.
  • формирование умений и навыков, носящих в
    современных условиях общенаучный и
    общеинтеллектуальный характер;
  • развитие у школьников теоретического,
    творческого мышления, направленного на выбор
    оптимальных решений, развитие навыков и умений
    применения современных компьютерных технологий.
  • обучение школьников работе с современным
    программным обеспечением.

Задачи урока:

  1. Учебная – закрепить основные навыки работы с
    современными прикладными программами.
  2. Воспитательная – развитие познавательного
    интереса, воспитание информационной культуры.
  3. Развивающая – развитие логического мышления,
    расширение кругозора.

Оборудование:

  • кабинет, оснащённый современной техникой с
    лицензированным программным обеспечением. На
    компьютерах установлена операционная система
    Windows XP, Microsoft Office;
  • физическая карта России, атласы, контурные
    карты, энциклопедии, опорные схемы.

Подготовительный этап.



Предварительно ученики подготовили
презентацию по теме: “Загрязнение вод суши и
Мирового океан”.

Конкретную тематику учащиеся выбирали в
зависимости от собственных интересов и
возможностей.

Обязательные условия проекта: объём
презентации не менее 8 слайдов, использование
анимации, при необходимости звуковых эффектов.
Оформление проекта должно быть красочным, но не
перегружённым фотографиями. При защите проекта
необходимо указать, где нашли использованную в
проекте информацию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Мы с вами подошли к заключительной теме
большого раздела, который называется “
Гидросфера”.

Проводится игра-закрепление “Географическое
лото”. Правила игры см. в приложении.

2. Слово учителя. Объяснение темы
урока.

Вода – самый удивительный минерал на Земле.
Вода дает жизнь всему живому на планете. Водные
массы оказывают благотворное влияние на климат.
Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и
мощнейшие горные породы. Удивителен этот минерал
еще и тем, что вода единственное вещество на
планете, которое может находиться в трех
состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Вода незаменима. Нет такого вещества во
Вселенной, которое смогло бы заменить воду. Воды
на земле очень много. Большая часть нашей планеты
- 3/4 покрыта водой.

Вода входит в состав крови человека и животных.
Она содержится в стеблях растений. Вода
обеспечивает перемещение разных веществ по
организму.

Вопрос к классу:

- Расскажите, как человек использует воду?

- Откуда мы с вами берем воду для своих нужд?

- Куда стекает использованная вода?

Учитель:

- Подсчитано, что ежедневно городской житель
расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55
л.

Много воды тратится бесполезно. Из плохо
закрытого крана капает вода. За час наполняется
0,5 л. емкость . За сутки — 12 литров чистой пресной
воды пропадает зря.

1/3 населения нашей планеты испытывает
недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды
на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% -
пресная вода (ледники, подземные воды, реки,
озера, болота). Большая часть пресной воды
недоступна человеку – это ледники.

В Арабских Эмиратах ,богатейшей стране,
торгующей нефтью во всем мире, жители остро
ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая
бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же
стоят 40 литров бензина.

Нехватка пресной воды заставила человека
научиться опреснять морскую воду. Это очень
трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому
проблема охраны воды от загрязнения, её экономия
стала одной из важнейших для человечества.

3. Основные загрязнители вод суши и Мирового
океана.

Учитель:



- Большая часть пресной воды используется
человеком для орошения засушливых земель. На
орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис,
пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться
избыточно. Она растворяет химические удобрения и
ядохимикаты, которые человек вносит на поля.

Часть ядохимикатов просачивается с водой,
загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера.

Много пресной воды требуется в промышленности.

Практическое задание для уч-ся:

Для производства бумаги, на которой
напечатан один учебник, потребовалось 0,5 куб. м
воды. Сколько воды потребуется для изготовления 7
учебников (для учебников всех учеников класса)?
На 7 учебников потребовалось 3,5 куб. м воды.

Учитель:

- Вода нужна как на мясокомбинате, для промывки
сырья и оборудования, так и на АЭС, для охлаждения
атомного реактора. Не всегда сточные воды
комбинатов и заводов проходят предварительную
очистку. Зачастую, загрязненные воды прямиком
сбрасываются в водоемы.

Очистными сооружениями снабжены только
крупные заводы, фабрики, канализационные
системы. Все мелкие предприятия,
сельскохозяйственные фермы, населенные пункты
сбрасывают загрязненные воды прямо в реки и
другие водоемы.

- Наше село расположено на берегу реки Алтата,
которая берет свое начало в Синих горах и впадает
в реку Большой Узень. Река бывает текущей и
многоводной только в весеннее половодье.

В остальное время года река не течет, т.к. на
всем своем протяжении перекрыта плотинами. Вода
реки – это источник жизни нашего села. Жители
используют её для хозяйственных нужд: пьют и
готовят пищу, поливают огород, стирают, поят
домашний скот. Это место обитания домашней птицы
в летний период. Река – это излюбленное место
отдыха, купания детворы.

Вопрос уч-ся класса:

- Подумайте и ответьте, как мы, жители села,
загрязняем свою реку Алтата?

- Можно ли предотвратить загрязнение нашей
реки?

Учитель:

- Особую проблему составляет загрязнение воды
нефтью и продуктами ее переработки (бензин,
солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с
нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь
не распадается более ста лет. Озера эмульсии
обычно располагаются близь нефтедобывающих
скважин. Эмульсия просачивается сквозь
водопроницаемые слои земной коры и загрязняет
подземные воды.

Вопрос уч-ся класса.

- Какое озеро на территории нашей страны
самое глубокое?

- Какие интересные факты вам известны об озере
Байкал?

Учитель:

- Рядом с жемчужиной нашей страны озером Байкал
был проложен нефтепровод. Байкал – это хранилище
пресной воды. Озеру 15–20 млн. лет. В нем находится
20 % всей пресной воды планеты.

Если бы случился разрыв нефтепровода, планета
лишилась бы не только редчайшего и красивейшего
озера, но и огромных запасов пресной воды.
Погибли бы 60 тыс. видов живых организмов, рыб и
животных. Экологи страны забили тревогу. В
настоящее время, благодаря вмешательству
бывшего президента России В.В. Путина,
нефтепровод был отведен на безопасное
расстояние от озера.

Нефть – главный загрязнитель вод Мирового
океана. Нефть попадает в воду при ее добыче со дна
морей, при авариях нефтеналивных судов. Много
нефти содержится в водах, стекающих с суши.



4. Природа не любит шуток и не прощает ошибок.

- Загрязнение вод человеком – палка о двух
концах. Одним концом человек бьет по природе,
другой конец — бьет по человечеству. Огромный
вред здоровью человека наносит вода,
загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные
стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных
ферм угрожают распространению опасных
инфекционных болезней – гепатита, дизентерии,
холеры.

В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба,
гибнут животные, гибнет птица, гибнет
растительный покров.

Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию
рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что
ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных
природных комплексов.

5. Охрана гидросферы от загрязнения.

- Проблема охраны вод – это международная
проблема.

Ученые всего мира разрабатывают действенные
способы борьбы с загрязнением вод. Строительство
очистных сооружений стоит огромных денег, а
очищенная вода не всегда пригодна для питья.
Нужно предусмотреть, где можно использовать
такую воду. Например, эта вода пригодна для
технических нужд: её можно использовать в
прачечных, в промышленности, для орошения и т.д.

В промышленности начаты разработка безводных
или маловодных технологий производства.

Стоит так же задуматься о том, как сократить
бесполезный расход воды. Очень важно экономить
питьевую воду. Ведь это может делать каждый из
нас.

6. Представление презентации “ Загрязнение
вод суши и Мирового океана”.

Вами были проведены самостоятельные
исследования по следующим вопросам:

  • основные источники пресной воды;
  • основные загрязнители вод;
  • последствия загрязнения вод.

7 . Подведение итога урока. Рефлексия.

- Интересно ли вам было сегодня на уроке?

- Узнали вы что-нибудь важное, нужное на уроке?

- Считали ли вы, что проблема охраны воды столь
важна для человечества?

- Какие меры по охране воды могут предпринимать
жители нашего села, чтобы сохранить воду р.
Алтата?

- Какая информация, полученная на уроке,
произвела на вас особое впечатление? — Закончить
наш урок хочется следующими строками:

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки,
Студеная и вкусная вода.

8. Практическое задание на дом.

- Подсчитайте при помощи родителей, сколько
воды расходует ваша семья в сутки в летний период
и в зимний период. Данные подготовьте к
следующему уроку.

Литература

  1. География 6 кл. – Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова,
    Дрофа 2007 г.
  2. Живая география – Ю.П. Пармузин, “Просвещение”
    - 1993 г.
  3. География России 8 кл. – И.И.Баринова, Дрофа 2006 г.
  4. Окружающая среда и транспорт – И.Р. Голубев, М.
    1987 г.
  5. Экологическое образование учащихся в обучении
    географии – Т.В. Кучер, “ Просвещение” — 1990 г.
  6. “Юный натуралист” — № 11, 1999 г.
  7. “Аргументы и факты” – январь 2007 г.

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: