Заглавные герои в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Эпиграфы:

“Я не писатель, я – мастер”.
“Рукописи не горят”.
“Мастер и Маргарита”, М.А.Булгаков

Оборудование: портрет писателя, фотография М.Булгакова и его жены
Елены Сергеевны, текст романа, песня В. Бутусова “Прогулки по воде”, “Толковый
словарь русского языка” С.И. Ожегова, эпизод из хф В. Бортко “Мастер и
Маргарита”

Слов учителя.

Хочу начать урок с небольшой истории, которую узнала из рассказа
Е.Габриловича “Вещичка”. В начале 30-х годов Е.Габрилович получил квартиру в
Нащокинском переулке, в Москве. Оказалось, что на балкон выходит дверь и из
соседней квартиры, в которой жили Булгаковы, Михаил Афанасьевич и Елена
Сергеевна. А в те годы Булгаков был в беде, на мели, даже “кристаллизовалось
мнение, что он сошел”. “Итак, долгое время я жил бок о бок с крупнейшим
писателем, но не замечал этого. Встречаясь с Булгаковым на нашем общем балконе и
глядя на крыши сараев со скудной листвой в перспективе, мы обсуждали с ним
новости, сплетни, пользу пеших прогулок, лекарств от почек, разводы, измены и
свадьбы. И только однажды я спросил его о том, что он пишет. Всего один раз”. И
знаете, что ответил Булгаков?! “Пишу кое – что, сказал он, устремив взор с
балкона к сараям – Так, вещицу”4.

Сегодня мы будем говорить об этой “вещице” – замечательном романе М.
А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Связь с ранее изученными произведениями.

Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите
произведения, в которых раскрывается тема любви? Но мы изучаем необычный роман:
показана любовь женщины необыкновенной, женщины-ведьмы. Хотя и здесь М.Булгаков
опирался на традиции русской литературы. Вспомните, в каком произведении главная
героиня – ведьма, полюбившая и отдавшая всю себя этому чувству?

А ведь и тема “Любовь и творчество” не нова в нашей литературе. В каком
произведении раскрывается данная тема и показывается тонкая взаимосвязь двух
понятий – любовь и творчество, влияние их на жизнь человека? (Роман “Евгений
Онегин”…) В произведении Булгакова не так. Это Маргарита назвала его, своего
возлюбленного, Мастером, дорожила и восхищалась романом, и, наверное, поэтому
Маргарита Николаевна встретила ту любовь, которая “сильна, как смерть”.

Итак, тема “Любовь и творчество” традиционна для русской литературы. Как же
она раскрывается у Михаила Афанасьевича Булгакова?

Беседа по теме. Словарная работа.

Давайте выясним, как вы понимаете слова “любовь”, “творчество”. (Пока класс
дает толкование словам, один учащийся получает индивидуальное задание: найти в
“Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова данные слова, выписать и оформить
формулировки на доске.)

Любовь – 1. чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного
влечения; 2. склонность, пристрастие к чему-либо.

Какие герои связаны с темой любви? Ответ обоснуйте.

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Тема творчества связана с главным героем, но необходимо уточнить его
профессию, дать толкование слову “писатель”.

Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет
художественные литературные произведения.

Какие еще герои помогают раскрыть тему творчества?

Анализ эпизода из главы 28 со слов “Ваши удостоверения?” до “или в этой
голове?”

Какова тема эпизода? Что хотел сказать Булгаков, ведь фрагмент значимый: за
курьезностью ситуации скрывается авторское отношение? Кого называют писателем?

Реализация домашнего задания: характеристика героев.

Анализ образов.

Иван Николаевич Бездомный (1-я группа).

Примерный план.

  1. Каким видим при первой встрече данного персонажа?
  2. Тема беседы с Берлиозом.
  3. Образование.
  4. Как ведет себя во время разговора с Воландом?
  5. Прозрение в доме душевнобольных.
  6. Как расстается со своей профессией?

Поэт Рюхин (2-я группа).

Примерный план.

  1. Кто такой, род занятий.
  2. Что узнаем о Рюхине из уст Ивана в сумасшедшем доме?
  3. Анализ эпизода “У памятника Пушкину”.
  4. К какому выводу приходит Рюхин о своем назначении?

Сопоставление 2-х образов.

Для чего автор сталкивает этих двух героев? Рюхин появляется на нескольких
страницах романа, но персонаж необходим. Почему?

Литература – искусство, призванное воздействовать на умы, воспитывать,
направлять. В произведениях художники выражают свои взгляды, дают оценку. Это
всегда знали и использовали люди власти. Но только истинные творения становятся
классикой, т. к. проверены временем, читателями. Не все, увы, это осознают.
Иванушка понял и отказался от “стихоплетства”, но есть люди другого толка,
которые страшнее бездарного поэта Рюхина, наивного Бездомного.

Михаил Александрович Берлиоз (3 группа).

Примерный план.

  1. Первая встреча.
  2. Род занятий.
  3. Разговор с Бездомным в 1 главе.
  4. Верит ли сам тому, о чем говорит Ивану.

Выводы по образам.

Каждый человек волен выбрать свой путь, каждый писатель самостоятельно
определяется с тем, что и как писать. Вспомните жизнь М.А.Булгакова. Почему его
не печатали, что равносильно смерти для любого художника?



В результате, по воспоминаниям Е.С.Булгаковой, “находились люди, которые
советовали покаяться, написать какое-то письмо с отказом от своих произведений и
с обещанием писать какие-то новые. Эти советы вызывали у него всегда только
улыбку… к такой трусости… Он только решил для себя уйти из Художественного
театра… И ушел. И оказался в безвоздушном пространстве”. Мысль знакомая – “
безвоздушное пространство”. Когда, на каком уроке звучала подобная мысль? (Речь
А.Блока о Пушкине…)

Образ мастера.

Беседа.

Мастер – писатель. Мы выяснили лексическое значение слова “писатель”.
Вспомните и зачитайте эпизод, как представился Ивану таинственный посетитель.
Почему произнесены слова: “Я не писатель, я – мастер”?

Реализация домашнего задания.

  1. Расскажите историю жизни Мастера.
  2. Дайте характеристику главному герою.

Образом центрального персонажа Булгаков поставил очень серьезную проблему,
связанную с творчеством – ответственности творца за талант. Бездомный, например,
отказался от своих стихов, его теперь интересует история о Пилате.

Вывод.

Каково истинное назначение писателя, создающего произведения, которые должны
остаться в памяти человечества? И вновь обращаемся к лексическому значению слова
“творчество”.

Итак, центральный герой несет важную идейную нагрузку, связанную с темой
творчества. Мастер для Булгакова больше, чем писатель.

Роман Мастера о Понтии Пилате.

В произведении Булгакова 2 героя пишут об одном и том же: Мастер и Иван.
Почему творение Мастера вызвало такую ярость критики, а И.Бездомному Берлиоз
даже помогает? Объясните, зачем Мастеру говорить об этом? Написал бы что-нибудь
современное, получил бы хороший гонорар, ведь он человек талантливый? (В том-то
и дело, что талантливые, творческие люди лучше видят пороки общества, пытаются
указать на них, заставить мир задуматься о смысле жизни…)

А сегодня эти темы важны нам, людям 21 века? Помним ли мы о главном? (Звучит
фрагмент песни В.Бутусова “Прогулки по воде”.)

Но почему сломлен герой, ведь он осознает значимость творения? (Потерял веру
в себя, в свой роман. Вера – то, что всегда должно быть у человека, иначе он
заплутает в лабиринте жизни. Неслучайно звучат слова в романе: “Каждому будет
дано по его вере”.)

Во что верит автор, М.А.Булгаков? (Обращаясь к прошлому, говорит об Иешуа.
Нельзя предавать свою веру. Иначе ты трус. А трусость самый тяжкий грех…)

Образ Маргариты.

Кто же помог Мастеру в трудную минуту, кто поддержал? (Маргарита). Почему
появляется этот персонаж, какова функция героини? (Маргарита дорожит романом
больше, чем главный герой. Силой свой любви спасает любимого, который обретает
покой.)

Многое в произведении является нереальным, фантастическим. Скажите, а история
любви-вымысел автора? (Связь с биографией Булгакова – история любви Михаила
Афанасьевича и Елены Сергеевны.) Все необычно в романе: герои, сюжет, любовь. И
необычна эта любовь с самого начала (просмотр эпизода из х/ф В.Бортко “Мастер и
Маргарита” – “Встреча 2 одиноких людей”).

Что об этой встрече рассказывает Мастер? (Анализ эпизода, обращаем внимание
на метафоричность языка.)

Попытаемся понять назначение образа Маргариты. Послушаем стихотворение,
написанное Александром Степанюком, учеником 11-го класса.

В том, в чем никто не может быть уверен,
В той жизни, чей сюжет похож на сон,
Где сатаной на прочность мир проверен,
Безумно влюблены Она и Он.

Она, что за любовь на все согласна,
Чье сердце для него всегда открыто.
Она умна, красива и опасна,
Она – великий символ– Маргарита.

Он – Мастер, он аскет, почти монах.
Он облачен в больничное тряпье.
Он тот, что со слезами на глазах
Ушел, чтоб было лучше для нее.

Она готова с ним несчастной жить.
Он – без нее, чтоб счастлива была.
Какие есть… Не нам с тобой судить,
Что за любовь фортуна им дала.

Ведь что такое в сущности любовь?..
Когда для дорогого человека,
Какая бы ни встретилась помеха,
Не пожалеешь свою душу, плоть и кровь!

Символом чего является героиня? Чем жертвует Маргарита ради любви?

Да, любовь способна на многое. Что совершает любовь женщины в романе?

Скажите, а такая любовь – выдумка автора или возможна на нашей грешной земле?

Выводы по теме.

Выступая защитницей Мастера, чему противостоит Маргарита?

Выводы.

Почему Мастер обращается к такому необычному сюжету?

Что приходится преодолеть Маргарите?

Таким образом, любовь и творчество – вот то, что может противостоять вечно
существующему злу. Связаны с любовью и творчеством и понятие добра, прощения,
понимания, истины, именно поэтому название данного произведения – “Мастер и
Маргарита”.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: В чем сила и слабость Мастера?




Следующий: