Загадочный мир света — программа предпрофильного курса

Пояснительная записка

Изучение световых явлений — одна из самых увлекательных страниц естествознания. Предпрофильный курс «Загадочный мир света» является одним из предметно ориентировочных курсов, который предлагается учащимся с целью их самоопределения относительно дальнейшего способа образования, выбора профиля обучения.

Изучение данного курса позволяет комплексно решать основные задачи обучения:

  • формировать устойчивый интерес к изучению физики; прививать и развивать навыки в про ведении физических опытов;
  • способствовать стремлению радоваться успеху, достигнутому при проведении опытов;
  • воспитать трепетное отношение учеников к окружающему миру; показать огромную связь между явлениями природы и человеком; объяснить с точки зрения законов физики якобы существующие сверхъестественные силы;
  • показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием;
  • способствовать развитию способностей учащихся благодаря использованию гуманитарного материала, такие как поэзия, живопись, наравне с физическим материалом;
  • создать условия для формирования эмоционально-личностного отношения учащихся к изучению физических понятий посредством художественных и фольклорных произведений;
  • удовлетворить потребность в знании, учении, развитии интереса к изучаемым проблемам

Курс рассчитан на 12 часов. Во время изучения данного курса учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Предпрофильный курс предназначен, прежде всего, тем учащимся, которые в дальнейшем выберут физический профиль.

Результатом прохождения курса «Загадочный мир света» предполагается не столько систематизация и обобщение теоретических сведений по содержательной линии школьного курса «Оптика», сколько осознание выбора учащимися профиля обучения на старшей ступени, заинтересованности в изучении такого интересного раздела физики, как свет и световые явления.

Учебно-тематическое планирование предпрофильного курса «Загадочный мир света»

№ №

Тема урока

Цель урока

Кол-во часов

1.

Презентация предпрофильного курса «Загадочный мир света» (приложение)

Дать общее представление свете, световых явлениях, об источниках света. Рассказать о том, как воспринимают окружающий мир животные. Рассказать об ученых, занимающихся проблемами света.

1

2.

Световые явления

Проведение демонстрационных опытов, которые помогут подвести учащихся к усвоению основного содержания темы.

2

3.

Источники света.

Дать представление об естественных и искусственных источниках света.

1

4.

Мир глазами животных

Дать представление о том, как воспринимается окружающий нас мир животными.

1

5.

Глаз и солнце.

Показать удивительную связь между явлениями природы и человеком.

1

6.

Научно-атеистическое восприятие света.

Создать в сознании учеников факты, доказывающие материальность мира и свидетельствующих об отсутствии в природе сверхъестественных сил.

1

7.

Окно в мир прекрасного

Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимообогащение науки и искусства. Продемонстрировать «поэтичность» физики и необходимость знания ее законов. Развивать умение логично и образно выражать свои мысли. Воспитать бережное отношение к природе. Научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное.

1

8.

Световые явления и их описания в литературе народов мира

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы и искусства народов мира.

1

9.

Голография

Показать применение законов оптики в искусстве, живописи и кино.

1

10.

Свет. Световые явления

Закрепление изученного материала. Самостоятельное проведение физических опытов, связанных с изучением световых явлений и законов оптики. Решение кроссворда по теме. Тестовая работа по пройденному материалу.

1

11.

Конкурс творческих работ учащихся.

Защита творческих работ

1

Цели обучения.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с учёными физиками, которые занимались проблемами изучения световых явлений;
  • дать общее представление о свете и световых явлениях;
  • привести примеры естественных и искусственных источников света;
  • рассказать о том, как воспринимают свет животные и человек;
  • показать важную роль света в жизни растений и человека;
  • рассказать о том, как и где применяют законы оптики.

Воспитательные:

  • воспитать у учеников интерес к изучению физики;
  • развить умение логично и образно выражать свои мысли;
  • воспитать бережное отношение к окружающему миру;
  • показать связь между явлениями природы и человеком;
  • создать в сознании учеников факты, доказывающие материальность мира и свидетельствующих об отсутствии в природе сверхъестественных сил.

Развивающие:

  • развитие памяти;
  • развитие навыков в проведении физических опытов;
  • развитие умения самостоятельно получать знания;
  • развитие навыков пользоваться полученными знаниями.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса учащиеся могут научиться:

  • распознавать свойства, закономерности физических явлений и процессов;
  • моделировать физический процесс;
  • проводить несложные физические эксперименты по исследованию свойств света, особенностей зрения;
  • объяснять физические явления, через познание методов исследовательской работы;
  • решать несложные задачи по геометрической оптике.

В результате изучения курса решается мотивационный компонент:

  • радость, возникающая в процессе разрешения значимой для себя и других проблемы;
  • удовлетворение потребности в знаниях, учении, развитии.

Методические рекомендации к проведению занятий.

При изучении курса большую роль играют наглядно – деятельностные методы работы, занятия в форме лабораторных и практических работ, где путём практической деятельности создаётся образ физического процесса, а затем в ходе исследования выявляются свойства и закономерности.

В предпрофильном курсе заложены большие возможности организации дифференцированного подхода к обучению детей. Занятия проводятся в виде лекций, семинаров, консультаций, практических и лабораторных работ. Во время проведения семинаров и практикумов полезно использовать технологию взаимного обучения.

Литература.

  1. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1988г.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. Пособие для учителя. Москва. Просвещение, 1977г.
  3. Синичкин В.П. Внеклассная работа по физике. Саратов, 2002г.
  4. Физика в школе. 2006-2008г.
  5. Перельман Я. И. Занимательная физика. Москва. Наука, 1996г.
  6. Славкин В.А. Детская энциклопедия. Москва. Наука,2002г.

Следующий: