Загадка характера поморки по рассказу Юрия Казакова Поморка. 11-й класс

Цель урока:

сформировать у учащихся
представление об основной теме произведений
Ю.Казакова: верность своему предназначению и
исполнение долга перед жизнью.

Задачи:

Формировать умение анализировать
произведения малых эпических форм.

  • Развивать эмоциональное восприятие
    художественного текста, образного и
    аналитического мышления, понимание авторской
    позиции.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре
    Севера, людям, северным традициям.
  • Предварительная работа:

    Д/з:
    1. Прочитать произведение.
    2. Выписать значение слова “образ” у В.В.
    Агеносова и Ф.Абрамова.


    Ход урока


    1. Слово учителя. Постановка цели урока:

    Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя
    Юрия Павловича Казакова, к его рассказу
    “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся
    понять размышления молодого писателя-студента о
    главной героине: “…Отчего же так таинственно
    близка и важна мне её жизнь, почему так
    неотступно слежу я за ней, думаю о ней,
    расспрашиваю её?”

    – ЧТО так заворожило его в образе 90-летней
    старухи?

    – Какую тайну в её характере хотел раскрыть
    писатель?

    – Вот вопросы, на которые мы должны найти
    ответы на нашем уроке. И вслед за автором
    попытаться разобраться, в чём же загадка
    характера поморки.

    Найти ключевое слово, характеризующее
    образ главной героини.


    2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

    – Обратимся к композиции рассказа.

    Оформление доски:


    1 глава Экспозиция. Панорамная
    картина северной деревни

    – Какой увидел писатель природу и быт северной
    деревни, рыбаков?

    Работа с текстом.

    • Т.О
    • . Перед нами широкая панорама северной
      деревни, без прикрас и восхищения…

      /тускло, хмуро, пусто.../

      – Во 2-й главе взгляд автора перемещается от
      общего к частному, т.е. мы знакомимся с домом
      хозяйки:


      2 глава Композиция деталей. Дом
      поморки, её быт

      – Какое слово связывает эти две главы? / пусто
      /

      – Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

      /рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не
      оживляют дом их веселые голоса…/

      – Прочитайте, каким автор увидел дом?

      /огромный, темный, чистый “до блеска” /

      – Какие детали в доме уже указывают
      читателю на характер хозяйки?

      /… “суровые скатерти” /

      – Что чувствуется в словах писателя,
      описывающего быт и дом?

      /восхищение, уважение тем, в какой идеальной
      чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

      Итак,

      характер хозяйки уже предопределён,
      подготовлен описанием дома, вычищенного до
      блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

      – Теперь мы можем начать разговор о главном
      о личности героини.

      – Обратимся к 2–3 главам, в которых автор
      сосредотачивает своё и наше внимание на образе
      главной героини Марфы.

      – В центре рассказа образ русской женщины:


      2 – 3 главы

      Образ поморки.

      Портрет.
      Судьба.
      Речь.

      – Объясните значение слова “образ”.

      Литературный словарь В.В. Агеносова:

      “Образ
      – это действующее лицо, главный объект
      повествования… Читатель узнаёт о нём через
      диалог, действие, описание” –
      научное
      определение берётся за основу.

      Ф. Абрамов:

      “Художественный образ в
      произведении искусства – это единство внешнего
      и внутреннего. Гармония тела и души…”.

      – Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать
      в произведении?

      /Образ поморки…, гармонию, единство через
      речь, судьбу, портрет/


      3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

      А). Портрет.

      – Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? /
      …древней старухой/

      – Какие чувства возникают у автора, впервые
      увидев героиню?

      /…жутко! Как стара! /

      – Почему уже в следующем абзаце резко меняется
      и настроение, и описание героини?

      – Назовите, с помощью каких художественных
      средств автор рисует портрет поморки? Приведите
      примеры. /Приводятся примеры антитезы,
      сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной
      лексики, рядов однородных членов…/

      Самостоятельная работа в парах (заполнение
      таблицы).

      – Для понимания характера Марфы сравним её в
      молодости и старости:

      Запись в тетрадях:


      В молодостиВ старости
      1.Глаза – глаза сияли

      2.Лицо – щеки
      горели, горяча, хороша, красавица была…

      3.Фигура – стройное, сильное тело

      4.Характер – веселая, заводила на любом
      празднике.

      5.Отношение к жизни, к труду –
      неутомимо-талантлива,
      яростно-неуёмная и в работе,
      и в отдыхе.

      6.Вывод автора – молодость “прекрасная
      как белая ночь”.

      Тусклые, выцветшие. Древнее, тёмное.
      Сгорбленная, ноги набрякли.

      Сердце “утИшилось”,
      сурова, немногословна.

      Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

      Старость

      “как один тёмный осенний
      вечер”.

      (Печальная метафора)

      – Какой вы её увидели?

      – Как вы понимаете слова автора о молодости и
      старости?

      • Т.О.
      • портрет является отражением характера
        героини.

      Вывод:

      Портретные зарисовки – это первый шаг к
      пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть
      приоткрывается его тайна.

      Б).

      Судьба.

      – Что мы узнали о её жизни?

      /– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
      – работа в колхозе ради трудодней,
      – смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей.
      /

      – Зачитайте, как прощалась с ними.

      – Благодаря чему так пронзительны эти строки?

      / нагнетают впечатление повторы,
      восклицательные предложения…/

      – Когда светлеет лицо Марфы?

      / воспоминания о внуках, их открытки… Внуки
      продолжат род /



      – А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? /
      в труде /

      Докажите (текст).

      – В этом перечислении заключено отношение
      автора к героине. Какое оно?

      /опять восхищение/

      – Чем же восхищается писатель?

      / трудолюбием,…труд приносит ей радость и
      удовлетворение /

      Вывод:

      Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что
      были у её прабабки, бабки, матери – ничто не
      изменило устоев в северных деревнях.

      И такая жизнь у многих и многих вековух по всей
      России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо
      переносить удары судьбы.

      Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении
      кроется разгадка её характера?

      В).

      Речь.

      – Последняя составляющая образа героини – её
      речь, что можно отметить?

      /…почти безмолвна, немногословна, всего
      несколько фраз/

      – Прочитайте диалог писателя со старухой.

      – Как вы считаете, почему такая
      немногословность?

      / из-за трудной судьбы, гибели родных людей,
      суровый климат, войны, голод…, суровый и сильный
      характер /

      • Итак
      • , проанализировав образ, подведём итог, в
        чём же вы увидели “единство внутреннего и
        внешнего” героини?

        – Опираясь на композицию, смогли ли мы понять
        образ, характер 90-летней поморки?

        – А почему для Ю.Казакова её характер был
        загадкой, её жизнь тайной?

        / молодой городской житель, студент /


        4. Анализ 3 главы.

        А).

        – Важную роль в понимании характера
        Марфы играет 3 глава.

        Что мы можем отметить с первых строк? /меняется
        настроение, мотив /

        – Какая тема здесь поднята? / смерти, старости,
        тоски по прошлому, одиночества (одна из
        составляющих характера)

        – Найдите в тексте, как Марфа воспринимает
        смерть.

        /…это торжественная перемена, знак,
        предзнаменование. …умирать ей не страшно/

        Вывод:

        Именно эта непоколебимая уверенность и вера в
        справедливость жизни, в необходимости смерти
        делает её стойкой и спокойной.

        – Но “скоро эти грустные мысли уходят”,–
        пишет Юрий Казаков.

        Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует
        героиню?

        / на думы о завтрашнем дне,… дожить до
        Михайлова дня…/

        – Меняются думы: меняется настроение рассказа.
        Что появляется?

        / надежда, желание жить /

        – И в этих изменениях можно увидеть причину
        её долголетия, истоки её силы
        как физической,
        так и духовной. Как их формулирует автор?

        / – некогда умирать. – не все дела ещё
        переделаны на земле…/

        Б).

        – А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте /
        на берегу моря… /

        – Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на
        берег бушующего моря?

        / она ждёт, как в молодости, рыбаков, ведь они
        все ей родные… мотив веры, надежды /

        • Т.Е.

        Её одинокая фигура на фоне бушующего моря
        – это символ женской верности, стойкости, любви
        ко всем людям.

        – А что, по-вашему, ещё является важным
        источником силы и душевной красоты старой
        поморки? / молитва /

        • Услышав её сквозь сон, писатель начинает
          понимать, в чём загадка характера Марфы – это в
          её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с
          жизнью предков, казавшейся ему прежде такой
          далекой и чужой.

        (Учащиеся читают отрывки).

        – Как в начале рассказа автор описывает
        утреннюю молитву? / “наскоро” / Почему
        меняется описание? / чувство опасности,
        страх за рыбаков /

        – О чём просит Марфа? /спасти и защитить всех,
        кто в море/

        • Т.О.

        Эта молитва раскрывает глубину и истинную
        любовь к людям.

        – Найдите в тексте, какие неожиданные чувства
        испытал автор в эту ночь?

        Вывод:

        И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы
        стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это
        вечные непреходящие ценности, которые так
        бережно сохраняются в доме поморки.

        В).

        Итак, Ю. Казакову удалось создать
        цельный и яркий образ старой поморки.
        Монументальность, величие этого образа у меня
        ассоциируется с ликами святых, с иконописью,
        наполненной внутренней силой и красотой.

        Доска:

        Святая, одно слово –
        поморка!…


        Богоматерь

        Портрет жительницы северной
        деревни

        – А вы не находите сходства?

        / наклон головы, платок, глаза, суровость и
        драматизм…/

        • Вот она гармония души и тела.

        • 5. Итог урока.

          – Так в чём же тайна, загадка характера старой
          поморки? /…в самой сути её характера, в главном
          в её характере…/

          • В 90-летней Марфе Юрий Казаков увидел и
            подчеркнул то лучшее, что отличает истинно
            поморский женский характер, а именно…
          • Учащиеся перечисляют – учитель записывает на
            доску самые точные определения в нужном порядке:

            “ Чувство собственного достоинства, величие
            духа
            , уверенность в своих силах, вера в
            высшую справедливость, связь с прошлым и будущим,
            суровость и стойкость, духовная и
            нравственная сила, ясность души, извечное терпение,
            одиночество, трудолюбие.”

            Появляется запись на доске:

            С

            уровость
            Величие духа, вера
            Ясность души
            Трудолюбие
            Одиночество
            Стойкость
            Терпение
            Ь



            Страницы: 1 | 2 | Весь текст


            Следующий: