Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

Задание 8-1

Относительная атомная масса является величиной
безразмерной.

Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и
философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники.
Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария
Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица.
Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по
сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то
обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”

Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам:
литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в
каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2.
Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5
баллов)

Задание 8-2

Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо
Эмерсон

Придумывая химические названия, ученые порой принимали во
внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по
цвету и запаху простых веществ или соединений? (За каждый приведенный
пример элемента 1 балл)

Задание 8-3

Новые идеи надо поддерживать. Циолковский

Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 →
соль 3.

Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

Задание 8-4

Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез
Паскаль

Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических
элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

Задание 8-5

Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский

В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната
натрия, фосфата натрия, силиката натрия и нитрата серебра.
Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)

Задание 8-6

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.


Монтескьё

Химический элемент IV группы Периодической системы, при
взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при
растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует
среднюю и кислую соль.

Задание:

1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях
этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих
соединений. (7 баллов)

Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с
системой оценивания


Задание 8-1

Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий,
калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных
элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”,
атомная масса второго элемента оказывается примерно равной
средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов

Задание 8-2

За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” -
зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира”
светло-желтый цвет и др.

Задание 8-3

Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее
условию. 1 балл

Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II)
→ гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.

Задание 8-4

Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод.
У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего
хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на
бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась
суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота.
Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы
сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов.
Это был йод.

За каждый найденный эпизод … 2 балла

Задание 8-5

Данным реактивом является соляная кислота. Na2CO3 +
2HCl → 2NaCl + CO2+ H2O выделяется бесцветный
газ Na3PO4 + HCl → ничего не наблюдаем

Na2SiO3 + 2HCl → H2SiO3↓ + 2NaCl
наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка

AgNO3 + HCl → AgCl↓ + HNO3 наблюдаем выпадение белого
осадка

Задание 8-6

1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО2, карбонат
натрия Na2CO3, гидрокарбонат натрия NaНCO3 3. С
2 →СО2 СО2 + NaOH → NaНCO3 СО2
+2 NaOH → Na2CO3 + H2O

Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады
для 8 класса

Задача 8-1

Кто ищет – тот всегда найдет!

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места
открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в
Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской –
номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы
русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения:
4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.
(2 балла)

Задача 8-2

Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов

Один из химических элементов был выделен еще в XVI в.
немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре”
Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и
дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”.
Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно
происходит от арабских слов “би исмид” — похожий на сурьму. Другие предполагают,
что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”.
Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и
“мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в
рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за
элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего
оксида данного элемента.

Задача 8-3

Точное логическое определение понятий –условие истинного
знания.

Сократ

Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:

CO2, NO, NO2, Na2O, Al2O3,
SiO2, P2O5, Cr2O3, CuO,
ZnO

Задача 8-4

Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей.
Томас Эдисон

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения
цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества
А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам
соединений. (6 баллов)

Задача 8-5

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших

основой для ее построения.

Вернадский

Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения
реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56
(11 баллов)

Задача 8-6

Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений

Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со
щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в
молекулярной и ионной форме.

Задача 8-7

Что и требовалось доказать. Евклид

В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид
бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в
бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной
кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит
около сосуда с веществом голубого цвета.

Задание:

Узнайте содержимое каждого
сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании
содержимого этих сосудов. (14 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8
класса

Задача 8-1

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и
VIБ – группу, элемент хром

4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 — группу, элемент никель
6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ –
группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.

Задача 8-2

Элемент-путаник – это висмут, легкоплавкий металл
красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не
обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V
группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi2О5

Задача 8-3

Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами,
поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:

А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные,
амфотерные, другие

В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые

Д) бесцветные, окрашенные

Задача 8-4

Варианты решения задания могут быть различными, например:
CuCl2→Cu(OH)2→CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl2
+ 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NaCl 2) Cu(OH)2 → CuO + H2O

Задача 8-5

Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а
цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и
молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

Цепочка реакций выглядит так: Fe → FeCl2
Fe(OH)2→ FeO → Fe

1) Fe + 2HCl → FeCl2 + H2↑ 2) FeCl2
+ 2NaOH → Fe(OH)2 ↓+ 2NaCl

3) Fe(OH)2 → FeO + H2O 4) 2FeO + C→ 2Fe
+ CO2

Задача 8-6

Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие
кислые соли.

Например: NH4HCO3 + HCl → NH4Cl
+ CO2↑ + H2O NH4HCO3 + NaOH→ NH3
+ H2O + NaHCO3

Задача 8-7

Цилиндр — Mg колба — CuSO4 бутылка — Ba(OH)2 банка — H2
SO4

Mg + CuSO4 → MgSO4 + Cu признаки реакции – раствор
обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H2SO4
→ MgSO4 + H2 признаки реакции – выделяется газ без цвета
CuSO4 + Ba(OH)2 → BaSO4↓ + Cu(OH)2
признаки реакции – выпадение осадка

Ba(OH)2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2H2O
признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Всё хорошо, что в меру. Гиппократ

Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из
уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило
молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно
растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра
подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней
капли”.

Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить
“крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)

Задача 9-2

Вселенная — это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак

Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его
грозиться сжечь Б, справа – отравить ядовитый Д, а живущий слева
тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать –
либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то
начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание:
Определите, кто такие А, Б, Д, Е ?



Задача 9-3

Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe0
Fe+2 → Fe+3 → Fe+2 → Fe0
→ Fe+3

Задача 9-4

Опыт — это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон

Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и
кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную
селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ.
Задание:
Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением
содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?

Задача 9-5

Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.

Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать
ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал
хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид
другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и
новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался
в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной
солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться
пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской
жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Докажите,
что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)

Задача 9-6

В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант

В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г
сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных
опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)

Задача 9-7

Знание — настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский

В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого
цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание
на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с
раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В
маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и
показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не
вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места
происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9
класса

Задача 9-1

Состав жемчуга – СаСО3 , уксуса – СН3СООН СаСО3
+2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2
+ Н2О

Задача 9-2

Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б –
кислород, Д – хлор, Е — фосфор ……4 балла

Задача 9-3

Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl2 + H2
2. 2 FeCl2 + Cl2 → 2 FeCl3

3. 2 FeCl3 + Fe → 2 FeCl2 4. 3 FeCl2 + 2 Al
→ 2AlCl3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3

Задача 9-4

Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH4NO3,
норвежская селитра – Ca(NO3)2, кальциевая селитра — Ca(NO3)2,
чилийская селитра — NаNO3, индийская селитра — КNO3,
натриевая селитра — NаNO3, мел – СаСО3, поташ К2СО3

Задача 9-5

Определены вещества: к

расно-бурый газ – это диоксид
азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту
и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO2 При
добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты,
таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”,
которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO3 → H[AuCl4]
+ NO↑ + 2 H2O

Задача 9-6

Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl2 +
H2S↑ Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль
Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй
реакции вещества прореагировали полностью

Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl2)=0,0455
моль, n(H2S)=0,0455 моль,

n(H2)=0,03моль Определена масса образовавшегося
раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H2S) – m(H2)
= 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в
растворе: w(FeCl2) = 17,85%.

Задача 9-7

Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором,
начались реакции:

Cl2 + H2O2 → 2HClO HClO + H2O2
O2 + HCl + H2O 4Al + 3O2 →2 Al2O3
C + O2 → CO2

Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

То, что мы знаем, — ограничено,
а то, чего мы не знаем — бесконечно. Апулей

Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью
пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная
молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2
балла)

Задание 10-2

Хлорофилл (от греч. chlorós — зеленый и phýllon — лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют
фотосинтез.

Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый
цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода
получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64,
8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше
всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом
металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая,
что его молекула содержит только один атом металла.

Задание 10-3

Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.

Расшифруйте именные реакции в органической химии:

  • 13≡13 + 18 → 44
  • 16 + 63 → 61 + 18
  • 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
  • 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

Задание 10-4

Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский

Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый
бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное
и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций
можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)

Задание 10-5

Знание есть сила, сила есть знание.
Фрэнсис Бэкон

Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол →
диен → ен.

Задание 10-6

Опыт всему учитель. Юлий Цезарь

Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его
обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку
с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а
между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке
вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось
характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто
виноват в пропаже? (5 баллов)

Задание 10-7

Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов

При нагревании навески некоторого твердого вещества А
образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В. Б растворили
в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г. В
пропустили через избыток раствора вещества Д, в результате чего
образовалось 13,8 г вещества Е. При взаимодействии последнего в водном
растворе с Г образуется А и Д. Определите все вещества. (10
баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10
класса

Задание 10-1

Определена молекулярная формула алкана: С18Н38

Задание 10-2

Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния
Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2
ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена
молекулярная формула: C55H72N4O5Mg

Задание 10-3

Реакция Кучерова: СН≡СН + Н2О → СН3
СНО Реакция Коновалова: СН4 + НNО3 → СН32
+ Н2О Реакция Вагнера:3СН2=СН2 +2KMnO4
+ 4Н2О → 3CН2ОН- CН2ОН + 2КОН + 2MnО2

Реакция Вюрца: 2 СН3Br + 2 Na → CH3
CH3 + 2 NaBr

Задание 10-4

Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:

Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из
чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием
только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят,
либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой
природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг
растворяется в кислотах: СаСО3 +2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са
+ СО2 + Н2О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла
или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО2.
Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl
+ HNO3 → H[AuCl4] + NO↑ + 2 H2O, поддельные
золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они
растворяются в соляной или азотной кислоте.

Задание 10-5

Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат →
этанол → бутадиен → бутен

Задание 10-6

Определено вещество в банке – КНСО3 Виновники
пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем
быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались
летучий циановодород и гидроксид-ионы.

Задание 10-7

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б –
оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д –
гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО3 → СаО + СО2СаО
+ Н2О → Cа(ОН)2

СО2 + 2КОН → К2СО3 + Н2О
К2СО3 + Cа(ОН)2 → СаСО3 + 2КОН

Задания были составлены с использованием данной литературы:

1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е.
Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.— 512 с. (Серия
“Справочник школьника”)

2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У
Никитских ворот”, — 48 с.: ил.

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин,
Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.:
Химия, 1994 г.

5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к
олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.:
издательство “Наука”, 1970 г.

7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: