Зачетный урок в 10-м классе Углеводороды в виде интеллектуальной игры Химический марафон

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об углеводородах.

Задачи урока: осуществить контроль и коррекцию знаний по теме:
“Углеводороды”, закрепить умения составлять структурные формулы углеводородов,
их изомеров, называть их по международной номенклатуре, записывать уравнения
реакций, характеризующих химические свойства, различать понятия “изомер” и
“гомолог”, записывать уравнения реакций по генетическим цепочкам, работать
самостоятельно и в группах.

Класс делится на четыре команды (по 4–6 человек, в зависимости от количества
учащихся в классе).

1-й конкурс.

Разминка (графический диктант).

Задания 1-го конкурса выполняются индивидуально, по вариантам. На столах
лежат заранее приготовленные листочки с начерченной прямой, разделенной на 28
отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта.

На листочках написано название вещества и номер варианта. Для удобства
проверки каждому веществу присваивается свой цвет. Учащимся необходимо отметить
знаком “˄” на отрезке номер положения, которое считается правильным.

I вариант все положения диктанта рассматривает применительно к этену (С2Н4).

II вариант все положения диктанта рассматривает применительно к этану (С2Н6).

III вариант все положения диктанта рассматривает применительно к этину (С2Н2).

Графический диктант.

  1. Состав отвечает формуле СnH2n+2.
  2. В молекуле присутствуют кратные связи.
  3. Вещество газообразное.
  4. Характерна реакция замещения.
  5. Применяется для получения полимеров.
  6. Состав соответствует формуле CnH2n-6.
  7. В молекуле только σ-связи.
  8. Бесцветная жидкость.
  9. Вступает в реакции присоединения.
  10. Применяется для сварки и резки металлов.
  11. Применяется как топливо.
  12. Подвергается термическому разложению.
  13. Твердое вещество, без запаха.
  14. Форма молекулы пространственная.
  15. Состав отвечает формуле CnH2n.
  16. Применяется для получения удобрений.
  17. Хорошо растворяется в воде.
  18. Обесцвечивает бромную воду.
  19. Тяжелее воздуха.
  20. Применяется для получения растворителей.
  21. Молекула имеет плоское строение.
  22. Не растворим в воде.
  23. Применяется для получения этилового спирта.
  24. Состав отвечает формуле CnH2n-2.
  25. Подвергается полному окислению.
  26. Применяется для получения сажи.
  27. Легче воздуха.
  28. Применяется для получения ароматических углеводородов.

После того как учащиеся написали диктант, он сдают его на проверку жюри.
Команда получает средний балл по результатам диктанта.

Ответы на вопросы диктанта.

Этен (С2Н4)

Этан (С2Н6)

Этин (С2Н2)

2-й конкурс.

“Кто больше, кто быстрее”

I этап: каждая команда получает по жребию задание, в котором указано название
гомологического ряда. Один человек из команды, проходя по классу вдоль ряда
столов, должен на каждый шаг назвать подряд вещества данного гомологического
ряда. Чем больше будет названо веществ и быстрее пройден ряд, тем выше балл
получает команда.

Для выполнения данного задания командам предлагаются следующие гомологические
ряды: алканы, алкены, алкадиены, алкины.

II этап: каждая команда получает по жребию задание, которое содержит формулу
вещества. Необходимо составить формулы возможных изомеров и назвать их по
международной номенклатуре.

Задания для данного этапа:1) С6Н14, 2) С5Н10,
3) С5Н8 (алкины), 4) С5Н8 (алкадиены).

Задания выполняются коллективно. После выполнения команды сдают ответы на
проверку жюри.

Примерные ответы на задания II-го этапа:

3-й конкурс.

“Счастливый билет”.

Команды по жребию получают задания, в которых предлагаются расчетные задачи с
вариантами ответов.

1). Определите массу сажи (С), которая образовалась при термическом
разложении этана массой 90 г.

а) 36 г; б) 144 г; в) 72 г; г) 18 г

2) Рассчитайте объем кислорода, необходимый для полного сгорания 5,6 л
пропина.

а) 22,4 л; б) 2,24 л; в) 11,2 л; г) 5,6 л

3) Рассчитайте массу этилового спирта, которую можно получить из 112 л
этилена.

а) 23 г; б) 112 г; в) 46 г; г) 230 г

4) Определите объем водорода, необходимого для полного гидрирования
бутадиена-1,3 массой 0,27 г.



а) 0,112 л; б) 0,224 л; в) 0,01 л; г) 0,005 л

Задания выполняются коллективно, проверка осуществляется жюри.

4-й конкурс.

“Эрудит”

I этап.

Каждая команда получает альбомный лист с заданием: даны вещества

С, H2, Н2О, C2H2, C2H4,
HCl, O2, Br2(p-p) и дополнительные условия – t°,
H2SO4(конц.). Какие из веществ взаимодействуют друг с
другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия протекания и
признаки реакций.

Ответы учащиеся пишут на этих же листах определенным цветом фломастера. По
истечении времени команды сдают фломастеры, учитель открывает доску с заранее
записанными уравнениями возможных реакций. Учащиеся сами проверяют и за каждое
правильное уравнение ставят один балл. Затем работы сдают жюри.

Примерные ответы на задания данного этапа:

  • С + 2Н2 → СН4 (t°)
  • С + Н2О(пар) → СО + Н2
  • С + 2H2SO4(конц.) → CO2 + 2SO2
    + 2H2O
  • 2С + Н2 → C2Н2 (t°)
  • С + О2 → СО2
  • 2H2O → 2H2 + O2 (электролиз)
  • C2H2 + H2O → C2H4O
    (Hg2+)
  • C2H2 + H2 → C2H4
    (t°, кат.)
  • С2Н2 + 2Н2 → С2Н6
    (t°, кат.)
  • C2H2 + Br2(р-р) → C2H2Br2
  • C2H2 + 2Br2(р-р) → C2H2Br4
  • C2H4 + H2 → C2H6
    (t°, кат.)
  • С2Н4 + Вr2(р-р) → C2H4Br2
  • 2C2H2 + 5O2 → 4CO2 +2H2O
  • C2H4 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O
  • C2H2 + HCl → C2H3Cl
  • C2H4 + HCl → C2H5Cl
  • C2H4 + H2O → C2H5OH
    (H2SO4, конц.)
  • 2 + О2 → 2Н2О (t°)
  • 3C2H2 → C6H6 (t°,
    Cакт.)
  • 2C2H2 → CH2 = CH – C ≡ CH (CuCl, NH4Cl,
    р-р)
  • n CH2 = CH2 → (– CH2 – CH2
    )n
  • 4HCl + O2 → 2H2O + Cl2 (t°)

II этап.

Команды получают задания, в которых надо осуществить цепочки
превращений и записать соответствующие уравнения реакций. После подготовки по
одному человеку от команды выходят к доске и записывают уравнения реакций.
Допускается помощь с места.

Задания для данного этапа:

1) СН4 → С → С2Н4 → СО2
2) C2H4 → С2Н6 → С2Н4
→ С2Н5Сl
3) C2H4 > C2H5OH → C2H4
→ C2H6

5-й конкурс.

“Черный ящик”

Какое вещество находится в черном ящике? Чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо воспользоваться подсказками.

1) 1-я подсказка. Относится к углеводородам. (10 баллов)

2-я подсказка. Это вещество синтезировал Бертло из сероуглерода.

(9 баллов)

3-я подсказка. Состав молекулы отвечает общей формуле СnH2n+2.
(8 баллов)

4-я подсказка. Газ без цвета и запаха. (7 баллов)

5-я подсказка. Образуется в результате разложения растительных и животных
организмов без доступа воздуха, “болотный газ”. (6 баллов)

6-я подсказка. Основная часть природного газа. (5 баллов)

(Ответ: метан)

2) 1-я подсказка. Молекула имеет плоское строение. (10 баллов)

2-я подсказка. Вещество обесцвечивает бромную воду. (9 баллов)

3-я подсказка. Состав молекулы отвечает формуле СnH2n-2.
(8 баллов)

4-я подсказка. Вещество вступает в реакцию Кучерова. (7 баллов)

5-я подсказка. Получают карбидным способом. (6 баллов)

6-я подсказка. Используют для сварки и резки металлов. (5 баллов)

(Ответ: ацетилен)

3) 1-я подсказка. Бесцветная жидкость. (10 баллов)

2-я подсказка. Не растворяется в воде. (9 баллов)

3-я подсказка. Молекула имеет плоское строение. (8 баллов)

4-я подсказка. Вступает в реакции замещения и присоединения. (7 баллов)

5-я подсказка. Структурная формула предложена А. Кекуле. (6 баллов)

6-я подсказка. Относится к ароматическим углеводородам.

(Ответ: бензол).

В конце урока жюри подводит итоги, объявляет победителей, награждает
команду-победительницу и лучших игроков из этой и других команд.




Следующий: