Зачетный урок по теме Литературные течения XX века

Урок проводится после изучения трёх
литературных течений Серебряного века. Он
способствует проверке усвоения материала
учениками. Работа проводится в виде ролевой игры
между группами.

Оборудование:

1. Портреты представителей литературных
течений.

2. Выставка книг.

1. Организационный момент.

Ученики делятся на 3 группы: “Символисты”,
“Акмеисты”, “Футуристы
” (деление на группы
по итогам обучающих уроков).

2. Слово учителя.

Литература рубежа веков и начала 20 века,
ставшая отражением противоречий и поисков эпохи,
получила название Серебряного века. Понятие
“серебряный век” связано прежде всего с
модернистскими течениями, т.е с новыми явлениями
в литературе и искусстве по сравнению с
искусством прошлого. Цель модернизма – создание
поэтической культуры, содействующей духовному
возрождению человечества, преображение мира
средствами искусства. Модернизм объединил целый
ряд течений, направлений, наиболее значительными
среди которых стали, как вам известно, символизм,
акмеизм, футуризм. И сегодня мы с вами окунёмся в
эпоху Серебряного века, эпоху преобразования
поэзии, эпоху поэтических гостиных и поэтических
боёв. Среди нас сегодня есть символисты, акмеисты
и футуристы, и представителям течений предстоит
показать свои знания по теории и практике своего
поэтического направления, попытаться
“отстоять” своё литературное течение.

3. Знание теории материала.

Задание №1. Дайте определение
вашему литературному течению.

(Символизм – условный знак, символ. Акмеизм –
высшая точка, остриё. Футуризм – будущее).

Задание №2. Из представленных
портретов выберите представителей вашего
течения, рассказать об одном из них.

(Представители: Брюсов, Бальмонт, Белый –
символисты, Гумилёв, Ахматова – акмеисты,
Хлебников, Северянин – футуристы.)

Задание №3. Составьте свою
литературную программу по плану:

1. Цель течения

2. Основные темы

3. Основные художественные средства, их
назначение.

4. Названия статей-программ и их авторы.

5. Значение, смысл существования течения.

Программа символистов:

1. Цель: интуитивное постижение мирового
единства через символы.

2. Темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

3. Основные художественные средства:
аллитерация, ассонансы для передачи
музыкальности стиха, олицетворения.

4. Программа обозначена в статье Мережковского
“О причинах упадка и новых течениях современной
русской литературы”

5. Течение способствует созданию новой
философской культуры, нового мировоззрения,
отношению к искусству, как объединяющему людей
началу, утончению, изощренности поэтических
средств для лучшего выражения сложного мира
современника.

Программа акмеистов:

1. Цель: конкретно-чувственное восприятие
внешнего мира, отвержение туманности символизма.

2. Экзотические темы, любовь, природа, душевные
переживания человека.

3 Основные художественные средства: метафоры,
оксюморон для яркого, мажорного изображения
реальности и придания более ёмкого смысла
детали.

4. Программа опубликована в статье Гумилёва
“Наследие символизма и акмеизм”

5. Течение направлено на возрождение у человека
жажды жизни, возвращение ощущения её красоты.

Программа футуристов:

1. Цель: преображение мира средствами искусства.

2. Темы социальные, гражданские, тема города,
прогресса.

3. Основные художественные средства:
консонансы, разноударные рифмы, авторские
неологизмы как выражение эстетического
бунтарства против стремительно меняющегося,
теряющего опоры мира.

4. Программа объявлена в статье “Пощёчина
общественному вкусу”. Авторы: Бурлюк, Кручёных,
Маяковский, Хлебников.

5. Течение способствовало раздвижению границ
поэзии, постановке вопроса о новых функциях
искусства (искусство – сфера не потребления, а
сотворчества читателя), смелым экспериментам со
словом).

4. Блицтурнир.

  1. Течение, ставшее основой для образования всех
    последующих (символизм)
  2. “Центрифуга”, — какому литературному течению
    принадлежал этот “механизм”? (футуризм)
  3. Что считали символисты объектом поклонения
    (Вечную Женственность)
  4. Какое течение условно принято считать
    возрождением “золотого” века Пушкина и
    Баратынского (акмеизм)
  5. “Искусство для масс” — чей это лозунг?
    (футуристов)
  6. Кому принадлежал лозунг “Искусство для
    искусства”? (символистам)
  7. Кем было “тщательно протёрто затуманенное
    стекло поэзии”? (акмеистами)
  8. Каким рабочим название было названо
    объединение акмеистов, возглавляемое Гумилёвым?
    (“Цех поэтов”)
  9. Какие группы выделялись в символизме,
    руководители? (старшие – Мережковский, Брюсов;
    “младосимволисты” — А. Белый)
  10. “Музыка прежде всего”. Кто подобно Полю
    Вернеру считал музыку высшей формой творчества?
    (символисты)
  11. Кем понималась поэзия как “волшебство”
    (символисты, Бальмонт)
  12. Кто придавал большое значение визуальному
    воздействию текста? (футуристы)
  13. Кто критиковал символистов за мистицизм, за
    увлечение “областью неведомого” (акмеисты).
  14. Представителям какого литературного
    направления свойственен образ поэта-хулигана?
    (футуристам)
  15. Течение, просуществовавшее всего около 2х лет, с
    1913 по 1914 г.? (акмеизм).
  16. Кто предлагал сбросить с Парохода
    Современности Пушкина, Достоевского, Толстого?
    (футуристы)
  17. Кто воспринимал мир как макрокосмос, а человека
    как микрокосмос в макрокосмосе (футуристы).
  18. Значимость обыденной детали представлена кем?
    (акмеистами)
  19. Чей стих назван “сладкозвучным”? (символистов)
  20. Кто не церемонился со словом, дробил и
    переиначивал его? (футуристы)

5. Практическая работа.

Задание №1. Определите
принадлежность произведения литературному
течению (выбрать произведение, характерное
своему направлению и попробовать объяснить
выбор)

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блёстки,
При лазоревой луне…

Приметы, позволяющие отнести произведение к
символизму: музыкальность стиха, его напевность,
ассонансы а, о, е; аллитерация с, плавного л;
туманность, непонятность образов, отсутствие
стройного сюжета.

Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!

Приметы, позволяющие отнести произведение к
акмеизму: использование говорящей детали
(подушка горяча – волнение, не позволяющее
спать), тема – психологическое состояние
героини.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то сотворений
Вне протяжения жило лицо.

Приметы, позволяющие отнести произведение к
футуризму: авторские неологизмы, консонансы
(взоры-брови, губы-облик).

Задание №2. Прочитать наизусть
стихотворение представителя своего
литературного течения.

6. Заключительное слово учителя, подведение
итогов.

Модернисты отстаивали особый дар художника,
способного прогнозировать путь новой культуры,
делали ставку на предвосхищение грядущего и даже
на преображение мира средствами искусства.
Многие их утверждения остались спорными.
Бесспорно одно: различные литературные течения
периода Серебряного века выражали настроения
эпохи, искали новых путей в искусстве,
представили разнообразие творческих
индивидуальностей, пытались привлечь читателей
к сотворчеству. Стремление выразить настроение,
нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски
новых путей в искусстве объединили творческие
индивидуальности в яркие созвездия поэзии
Серебряного века.

Следующий: