Зачетная система на уроках химии

Учителю должна быть присуща вера в изначальную
творческую сущность каждого человека, ребенка и
взрослого, убеждение в социальной более того
личностной природе средств, раскрывающих его
творческий потенциал : представление о трех
основных условиях межличностного общения,
стимулирующих развитие каждого человека:
активном слушании другого. способности стать на
позиции другого, открытом самовыражении».

Карл Роджерс.

Время изменило общество, а это в свою очередь
внесло изменения в систему образования, когда
давно уже развенчана авторитарная педагогика и
создана педагогика сотрудничества, соавторства
учителя и ученика, поиск путей к открытости,
диалогу, доверительному контакту. Свою
педагогику сотрудничества строю на позиции
«субъект – субъект» отношений, где учитель и
ученик должны совместно идти к усвоению знаний. В
действительности ученик обогащает учителя, как и
учитель помогает ученику освоить мир. Познавая
ученика, я как учитель, познаю себя раскрываю
сущность человека, как такового и тем самым
поднимаюсь к вершинам профессионализма. Считаю,
что педагогика сотрудничества, соавторства,
рассматривается сейчас, как гуманистическая
идея совместной, развивающей деятельности детей
и взрослых. В своей работе с детьми использую
такой феномен психологии, как самораскрытие.
Вижу результаты этого явления, так как
самораскрытие учителя ведет к открытости
учащихся. На своих уроках перешла от учения «
насыщения знаниями » к обучению «учить учиться»,
в основе которого заложены идеи
гуманистическою воспитания ученика, поощрения
его активности, автономности, поддержка его
индивидуальности, раскрытие присущих ему
потенций Я признаю ученика как бы своим коллегой,
признаю его право на ошибку, открытость, оценку
требований и поступков. На уроках ученики
зачастую бывают в роли учителя – когда новый
материал строится на ранее изученном, предлагаю
ученикам место у доски. Как приятно наблюдать за
учеником, когда ему удается эта роль. Вижу, что
сегодня он вырос в собственных глазах, Предлагаю
учащимся оценить самих себя и других – это
сложно, требует какой-то ответственности перед
самим собой и другими. Педагог находится всегда
рядом с учащимся, готовый снабдить его
определенным «строительным материалом» –
навыками и умениями, подать руку помощи,
подтолкнуть и подбодрить, если страшно и даже
уступить дорогу. Ситуация педагогического
общения примечательна тем, что хотя она и
принадлежит к разряду ситуаций формального
общения, пласт неформальных отношений в ее
рамках играет решающую роль.

Все вышеизложенное считается
психолого-педагогической основой моей системы
работы, которая является сплетением
традиционных и современных технологий
обучения: личностно-ориентированное,
дифференцированное, где широко применяются
различные виды контроля. Все это – «ЗАЧЕТНАЯ
СИСТЕМА НА УРОКАХ ХИМИИ». Схематично это
будет так: (Приложение 1)

Методически эту схему можно рассмотреть
следующим образом: главной фигурой является
– ученик (личность ребенка), далее идет
процесс накопления знаний, что является основой
нахождения ученика в школе. Как сделать так,
чтобы знания были, чтобы они были прочны и
глубоки и чтобы ребенок хотел осваивать их все
больше и больше. Для этого я решила соединить три
важнейших звена в учебной деятельности ученика;
1) УРОК (в его различной форме) – где ученик
является исследователем и открывателем знаний,
причем каждый работает на своем уровне, который
определяется в первую очередь самим учеником
(Приложение 1). Например, на уроке по теме:
«Оксиды» (8 класс) из раздела: «Обобщение сведений
о важнейших классах неорганических соединений»,
предлагаю следующее индивидуальное задание:

Цель: обобщить знания о
классификации и свойствах оксидов.

1. Из приведенных формул веществ выпишите в два
столбика: а) основные оксиды б) кислотные оксиды
назовите их:

Вариант I – Na2CO3, CaO, H2S, Na2O,
HNO3, CO2, FeO, CH4, P2O5.
Вариант II – Li2O, KNO3, Cl2O7, SiO2,
SiH4, HCl, MnO2, MnO, Na2S, Fe2O3.
Вариант III – CH4, Cl2O, Cr2O3, CuO,
NaNO3, SO2, H2S, BaO, H2O, MgO, CS2

2. С какими из приведенных оксидов: SiО, СаО, SО, FeО
– будут взаимодействовать:

Вариант I – а ) гидроксид кальция; б ) серная
кислота?
Вариант II – а) вода; б) гидроксид натрия?
Вариант Ш – а ) азотная кислота ; б) гидроксид
калия?

Напишите уравнения возможных реакций.

3. Составьте уравнения химических реакций, в
результате которых: можно получить:

Вариант I – оксид магния.
Вариант II – оксид серы (IV).
Вариант III – оксид меди (II).

«3» – первый уровень.
«4» – второй уровень.
«5» – третий уровень.

Каждый имеет право работать на любом уровне.
Второй и третий уровень – как правило, решается
учениками самостоятельно, иногда учащиеся,
работающие на первом уровне, нуждаются в
помощи учителя, тогда здесь срабатывает метод
подобия, что дает возможности ученику отработать
этот уровень самостоятельно. Поиск знаний на
уроке не должен закончится, он плавно перетекает
в домашнюю работ, иначе усилия урока будут
напрасны.

Домашнюю работу тоже даю дифференцировано %,
например, в 9 классе в главе «Электролитическая
диссоциация» после изучения темы: «Расчеты по
уравнению реакции, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке» предлагается следующее
задание на дом;

«3» – первый уровень – задача № 1 на
странице 20 (учебник, но подобию): В раствор,
содержащий 40 граммов сульфата меди (П), поместили
10 граммов железных опилок. Какие вещества
образуются и какова их масса?
«4» – второй уровень – ‘задача № 1 на странице 20
(учебник – самостоятельно)
«5» – третий уровень – задача № 2 на странице 20
(учебник): К 20 граммам раствора, содержащего 5 %
сульфата железа (II), добавили 20 граммов раствора,
который содержит 8 % гидроксида натрия. Вычислите
массу образовавшегося осадка.

Чтобы домашняя работа имела смысл, прежде всего
для ученика, в классе обязательно осуществляется
контроль следующим образом: выбирается ученик
(из сильных ребят) на четверть, который будет
выполнять роль «учителя». Проверка домашней
работы осуществляется этим учеником на перемене.
У учителя он имеет право взять решебник, где
прорешена домашняя работа и,сверив со своей,
проверяет у всего класса. «Ученик – учитель»
заносит в журнал учета следующие записи:

+ – все сделано правильно.
+ – сделана основная часть домашней работы
правильно, работа не доделана.
+ – работа сделана с ошибками
– – работа отсутствует.

СЕНТЯБРЬ


Ф.И. уч-ся. 2 4 5 9 11 12
Дорохина В.

+

+

+

+

+

+

Карпушкин М.

+

+

+

+

+

+

Соколова О.

+

+

+

+

+

+

Маркова Н.

+

+

+

Ученик – учитель находится на доверии у
учителя, поэтому работа проверяется на уроке
очень быстро, вопросы бывают редко. Но учет
домашней работы будет иметь серьезное значение
при допуске на зачет. Здесь учитель имеет право
задавать вопросы по любому заданию. Это было
второе звено – ДОМАШНЯЯ РАБОТА.
Третье звено в системе ЗАНЯТИЯ ВНЕ УРОКА:
консультации по предмету, факультатив, кружок.
Обязательно провожу консультации (но зачетной
системе), у ребят всегда есть вопросы по теме
зачета, даю возможность отработать
неудовлетворительную оценку, практикум,
расширить знания по теме через задания
повышенной сложности. Учитель влияет на все три
звена в системе, он всегда находится рядом с
учеником, умело направляя его деятельность.
Итогом всей работы является зачет, он как бы дает
оценку работы ученика и учителя. Например,
зачетные задания в 30 классе по теме «Альдегиды и
карбоновые кислоты»:

Плотность:

«3» – первый уровень – 22-25 баллов.
«4» – второй уровень – 26-27 баллов.
«5» – третий уровень – 28-29 баллов,

Задание 1: На основе представлений об
электронных облаках поясните, каково строение
функциональных групп альдегидов и чем оно
отличается от строения функциональных групп
спиртов, – 4 балла.

Задание 2: По схеме составьте
уравнения реакций, укажите условия их протекания
и дайте названия продуктам:

CH4 ––> C2H2 ––> C2H4
––> C2H6 ––> C2H4 ––> C2H5OH
––> CH3–CH2Br ––> C2H6
––> C2H4 ––> C2H5OH ––>
CH3CОН – 5 баллов

Задание 3: Какой объем метана,
потребуется, чтобы синтезировать 100 килограмм
муравьиной кислоты, если ее выход составляет в
массовых долях 0,9 или 90 % (н. у.) – 6 баллов.

Задание 4: Из веществ, формулы которых
приведены ниже, выпишите отдельно: а) гомологи
б) изомеры. Под формулами дайте названия
веществам.

1. СН3–СН2–СОН
2. СН3–СН2–СН2–СОН
3.СН3–О–СН3
4. С2Н5ОН
5. СН3–СН2–СООН
6. СН3–СН2–СН2–СН2–СООН
7. СН3–СН2–СН2–СН2–СООН

Задание 5: Найдите массу серебра,
образовавшегося при окислении 42 граммов
пропаналя. – 4 балла.

Задание 6: Предположите химические
свойства этого вещества; CH2–CH–C –
акриловая кислота. Составьте 3-4 уравнения
реакции. Возьмите основные химические свойства.
Весь курс химии в школе изучается в четыре года,
причем основной материал проходит впервые годы
обучения, где закладываются основные умения и
навыки. Поэтому для себя я рассматриваю весь в
следующих диаграммах;

8 класс: 50 %-50 % – массовая доля
соотношения времени деятельности учителя и
ученика на уроке одинакова, так как вводится
много новых понятий, практических умений и
навыков. Ученик работает много под контролем
учителя.

9 класс: 60 %-40 % – массовая доля времени
учебной деятельности ученика на уроке
увеличивается, но еще велика доля деятельности
учителя, так как в этом курсе закладывается много
новых типов решения задач.

10 класс: 70 %-30 % – увеличивается время
самостоятельной деятельности ученика на уроке, В
этом курсе рассматривается новый теоретический
материал, но он базируется на основах, заложенных
в 8-9 классах.

11 класс: 80 %-20 % – «Химия-11» – строится
на повторении и углублении всего курса химии в
школе, поэтому увеличивается, время деятельности
ученика на уроке через лабораторный практикум,
практикумы по решению задач, схем превращений и
др. (Приложение 2)

В восьмом классе учащиеся вводятся в
зачетную систему через алгоритмы, которые
заучиваются учащимися и сдаются учителю. Сначала
идет механическое заучивание, потом оно
применяется в конкретном примере и закрепляется
при многократном решении. Это дает надежность,
прочность знаний, помогает углубиться в разделы
химии.

Например, в восьмом классе по теме
«Валентность» даю следующий алгоритм: (№ 1)

«Определение валентности элементов по
формуле».

1. Пишу химическую формулу вещества и отмечаю
валентность известного химического
элемента.
II
Al2O3
2. Нахожу и записываю общее число валентностей (Н
О К) известного химического элемента:
II
Al2O3 — 2 * 3 = 6
3. Общее число валентностей известного
химического элемента (6) делю на индекс соседнего
(неизвестного по валентности) химического
элемента:
III II
Al2O3 — 6 : 2 = 3 (III)
4. Полученная цифра (III) – будет найденная
валентность химического элемента – А1.

Для себя веду журнал учета сдачи алгоритмов
учащимися. По мере изучения новых практических
приемов, провожу уроки-практикумы, которые
решаются в специальных тетрадях-решебниках. Дети
заводят решебники в восьмом классе и работают в
них до одиннадцатого класса. Для себя каждый
составляет как бы химический справочник, поэтому
уменьшается время деятельности учителя на уроке
к одиннадцатому классу, потому что ученик уже
накопил нужный « строительный материал » и
способен много работать сам.

В девятом классе учащиеся полностью занимаются
по зачетной системе, Изучение тем идет примерно
по единой схеме; 1. Ввод в тему (уроки лекции,
первые 2 4 урока). 2. Отработка умений и навыков
(практикумы, лабораторные и практические работы
). 3. Завершение темы. зачет.
Например, тема «Подгруппа углерода» при
трехчасовом ведении химии в неделю имеет
следующую календарную раскладку уроков (21.01-25.02).

№ 1. Положение углерода в таблице Д. И.
Менделеева. Строение атома углерода.
№ 2. Аллотропия углерода, Химические свойства
углерода,
№ 3. Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV).
№ 4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его
свойств. Практическая работа.
№ 5-6. Угольная кислота и ее соли.
№ 7. Решение задач на примеси (новый тип задач ).
№ 8-9. Практикум: Решение задач на примеси.
№ 10. Кремний и его соединения. Соли кремниевой
кислоты
№ 11. Подготовка к зачету по теме: «Подгруппа
углерода».
№ 12-13. Зачет.
№ 14. Анализ зачета.

План изучения тем до учащихся доведен. В
кабинете химии есть стенд «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ», где
находится вся нужная информация к занятиям.
Например, к этой теме :

ТЕСТ:

1. СО – оксид углерода (II) – угарный газ.
2. Н2СО3 – угольная кислота.
3. СаС2 – карбид кальция.
4. NаСО3 – карбонат натрия.
5. NaHСО3 – гидрокарбонат натрия.
6. СаСО3 – карбонат кальция.
7. Na2СО3 * 10 Н2О – кристаллическая
сода.
8. Н2SiО3 – кремниеваякислота.
9. Nа2SiО3 – силикат натрия.
10. SiО2 – оксид кремния.

Этот тест сдается очень быстро на уроке,
Учащиеся обязаны знать девять формул из десяти.
Тест является частью допуска на зачет, В допуск
входит сдача основных понятий темы:

1. Что такое адсорбция?
2. Что такое аллотропия. Примеры.
3. Строение атома углерода и кремния.
4. Физические свойства оксидов углерода (II и IV).
5. Реакция – обнаружения углекислого газа.
6. Примеры солей угольной кислоты.
7. Примеры солей кремниевой кислоты.

Допуск получает тот ученик, у которого
выполнялась домашняя работа, был сдан тест,
понятия но теме и нет неудовлетворительных
оценок за лабораторные и практические работы.
Вопросы зачета вывешиваются на стенде:

УСТНО-ПИСЬМЕННЫЙ-ЛАБОРАТОРНЫЙ ЗАЧЕТ.

Устные вопросы:

Первый уровень – «3»

1. Особенности строения аллотропных
образований углерода.
2. Сравнить физические свойства оксидов углерода
(II. и IV).
3. Угольная кислота: строение, физические
свойства.
4. Соли угольной кислоты: виды, физические
свойства.
5. Физические свойства кремния,

Второй уровень – «4»

1. Общая характеристика элементов IV группы
главной подгруппы на примере углерода и кремния
по плану: а) строение атомов углерода и кремния, б
) особенности валентных возможностей углерода и
кремния
2. Перечислите свойства карбонатов. Составьте
соответствующие уравнения реакций.
3. Перечислите свойства гидрокарбонатов.
Составьте соответствующие уравнения реакций.
4. Составьте уравнения реакции получения оксида
углерода (IV) различными способами.
5. Кремниевая кислота, строение, физические и
химические свойства (составьте соответствующие
уравнения реакций).

Третий уровень – «5»

1. Сравните химические свойства оксидов
углерода (П. IV). Составьте уравнения решений в
молекулярном виде.
2. К какой группе оксидов относится оксид?
кремния. Приведите соответствующие уравнения
реакций, раскрывающие химические свойства
данного оксида в молекулярном виде.
3. Перечислите химические свойства угольной
кислоты. Составьте соответствующие уравнения
реакций в молекулярном и ионном виде.
4. Приведите примеры солей кремниевой кислоты.
Составьте уравнения реакций, раскрывающие
химические свойства этих солей.

Практические задания (примерные)

1. Задачи изученных типов: на примеси, на % выход,
на избыток и недостаток и др.

2. Составьте уравнения реакций по схеме:

Первый уровень: Составьте в молекулярном
виде: Si ––> SiO2 ––> Na2SiO3
––> H2SiO3

Второй уровень: (уравнение № I – составить
окислительно-восстановительный электронный
баланс): CO–CO2 – NaCO3.

Третий уровень: (уравнение № 2 – составить
окислительно-восстановительный электронный
баланс): CH4 ––> C ––> C ––> C ––> H2CO3

3. С какими го перечисленных веществ будет
реагировать угольная кислота:

Первый уровень: Н2О,СаО, NаОН –
Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.

Второй уровень: Оксид магния, гидроксид
меди (II), азотная кислота, алюминий. Составьте
уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Третий уровень: соляная кислота, вода,
оксид кремния, оксид кальция, уголь, гидроксид
натрия.

Составьте уравнения реакций в молекулярном,
ионном, электронном виде.

Лабораторная часть:

Первый уровень: Получите оксид углерода (IV)
и докажите его наличие. Составьте уравнения
реакций в молекулярном виде.

Второй уровень: Получите оксид углерода
(IV), докажите его наличие и изучите его свойства.
Составьте уравнения реакций в молекулярном и
ионном виде.

Третий уровень: В нескольких пробирках
даны вещества: сульфат натрия, хлорид цинка,
карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое
вещество находится в какой пробирке. Составьте
уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Реактивы: р -ры : Na2S, ZnC12, K2CO3,
Na2SiO3, НCl, CaCO, NaOH, Ba(NO3)2, AgNO3.

Оборудование: пробирки, лабораторный
штатив, индикаторная бумажка (универсальная).

Предлагаю плотность этого зачета:

Устные вопросы: на » 3 » – 5 баллов,» 4 »
– б баллов, » 5 » – 7 баллов.
Практическое решение: на » 3 » – 8-9 баллов: »
4 » – 10-12 баллов, » 5 » – 13-15 баллов.
Лабораторная часть: на » 3 » – 5 баллов, » 4
» – 6 баллов,» 5 » – 7 баллов.
Итого: » 3 » – 18-19 баллов,» 4 » – 20-22
балла,» 5 » – 23-25 балла.

Все зачеты провожу в балльной системе. У
учеников всегда оказываются разное количество
баллов – это стимулирует учащихся, создает
здоровую конкуренцию. Создаю рейтинг учащихся,
что способствует повышению ответственности, желании
учиться, углубить свои знания.

Для себя веду движение роста знаний учащихся по
классам и в каждом отдельно по своей
разработанной системе.

Например, в 10 классе (2008-2009 учебный год) провела
пять зачетов по основным темам курса
органической химии В журнале учета знаний веду следующие
записи :


Ф. И. Уч-ся I зачет П зачет Ш зачет IV зачет V зачет
Галепо Н. 20 баллов 21 балл 24 балла 25 баллов 32 балла
Дорохина В. 30 баллов 31 балл 30 баллов 38 баллов 46 баллов
Карикаш Р. 10 баллов 7 баллов 12 баллов 17 баллов 19 баллов
Карпуншин М. 23 балла 22 балла 22 балла 21 балл 30 баллов
Кетрарь М. 23 балла 18 баллов 18 баллов 18 баллов 24 балла
Маркова Н 23 балла 22 балла 18 баллов 24 балла 26 баллов
Мымриков М. 11 баллов 10 баллов 10,5 балла 17 баллов 18 баллов
Павленко К. 17 баллов 10 баллов 11 баллов 17,5 балла 18,5 балла
Погодаева Н 22 балла 18 баллов 23 балла 27 баллов 34 балла
Соколова О. 23 балла 29 баллов 28,5 баллов 30 баллов 42 балла

Теперь все это можно построить на графике, где
четко видны четыре поля. (Приложение
3
)

I поле: падение, критическое положение,
неудовлетворительные оценки.
II поле: хорошей стабильности, положительных
мотиваций, роста. В этом поле должны находиться
все учащиеся класса или войти в него.
III поле: ситуация успеха, большое
поле знании по предмету.
IV поле: поле талантливых детей. (Приложение
3
)

В первом поле оказались: Карикаш Р, Мымриков М.,
Павленко К. со слабыми практическими
навыками, теоретической базой, нежеланием
учиться. Но после третьего зачета все они вышли
из этого поля и перешли во второе. Во втором поле
к четвертому зачету оказались все учащиеся. В
классе по предмету наступила стабильность. В
третьем поле из этого класса оказалась только
одна ученица – это закономерно так как, она была
победителем школьной олимпиады и стал призером
в районной. Она же вошла и четвертое поле. В
дальнейшем эта девочка собирается поступать в
Благовещенский медицинский институт.

Для этого же класса можно проследить
диагностику по системе Никонова.

Данные годовой успеваемости за три года:


Ф. И. Уч-ся 2006-2007. – 8 кл 2007-2008 г –. 9кл. 2008-2009 г– 10 кл.
Галепо Н. 4 4 5
Дорохина В. 5 5 5
Карикаш Р. 3 3 3
Карпутакия М. 4 4 4
Кетрарь М. 3 3 3
Маркова Н. 3 4 4
Мымриков М. 3 3 3
Павленко К. 2 3 3
Погодаева Н. 4 4 4
Соколова О. 4 5 5

Социальная норма качества успеваемости: 3,5
балла

ОТ – отклонение в процессе обучения.
S – средний балл учащихся в классе.
St – сумма всех итоговых оценок
ТЕ – тенденция роста или падения.

Если построить график, то видно, что к 10
классу наблюдается рост знаний и тенденция
стабильности, Результаты процентов успеваемости
и качества знаний для этого же класса по годам


Учебный год успеваемости Класс % успеваемости % качества
2006-2007 8 90 % 50%
2007-2008 9 100% 50%
2008-2009 10 100 % 60%

Все учащиеся имеют зачетные книжки, которые
заводятся с восьмого класса –


№ записи Класс Тема, вид работы Дата Баллы Подпись проверяемого

Можно сказать, что эта система уже полностью
отработана, она проверена временем и ей дана
оценка не только учениками и родителями,
коллегами, но и итогами сдачи поступающих
выпускников в ВУЗЫ Дальнего Востока и нашей
большой страны.

Следующий: