Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека

Цель урока:

  • Рассмотреть права человека с точки зрения мировоззренческого подхода:
    как убеждение, систему ценностей, философскую концепцию, с позиции защиты
    справедливости и человеческого достоинства.
  • Побудить учащихся задуматься о необходимости соблюдения прав человека
    каждым человеком.

Задачи:

  • Формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным
    во Всеобщей декларации прав человека и необходимости строить свою жизнь в
    соответствии с этими ценностями.
  • Осознание неразрывной связи прав человека и его обязанности.
  • Воспитание чувства ответственности перед другими людьми за свои
    поступки.
  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах.

Ожидаемые учебные результаты:

  • Знания — называть основные общечеловеческие ценности, заключенные во
    Всеобщей декларации прав человека, объяснять значение Декларации,
    необходимость соблюдения прав человека каждым человеком.
  • Умения (навыки) — Интеллектуальные навыки: самостоятельно работать с
    текстом учебника, статьями Декларации и Конституции РФ, выделять главное,
    описывать, сравнивать, составлять схему, синквейн. Деятельностные навыки:
    составление буклета, коммуникативные навыки: работа в группе, презентация
    макета буклета.
  • Отношения (ценности, ценностные ориентиры, внутренние установки).
    Задуматься и выразить свое отношение по поводу необходимости строить свою
    жизнь в соответствии с основным общечеловеческим ценностям, заключенным во
    Всеобщей декларации прав человека, соблюдения прав другого человека.

Основные термины и понятия: Право человека, свобода человека,
обязанности, ответственность, Всеобщая декларация прав человека, ООН, Вторая
Мировая война, фашизм, ядерное оружие, терроризм, гуманизм, толерантность,
актуальность, пакт, Конституция.

Материалы и оборудование, подготовка к уроку: Столы и стулья в
классе расставлены для работы в малых группах по 6-7 человек. Необходимо
приготовить заранее разноцветные бейджики для каждого участника с надписями:
“Единство”, “Равенство”, “Братство”, “Справедливость” и соответствующие таблички
на столы (способ деления учащихся на группы). На каждом столе разложены:
упрощенные варианты Всеобщей декларации прав человека, карточки с полным текстом
статьи 29 Декларации и статьи 55 главы 2 Конституции РФ, ситуации-иллюстрации к
статье 29, словари урока, афоризмы, заготовки для синквейна (опережающее
домашние задание), тетради, учебник: Королькова Е.С.Введение в обществознание.
Граждановедение: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С.
Королькова, Н.Г. Суворова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. дом “Новый
учебник”, 2006, карандаши, ручки, листы бумаги для групповой работы, листы
ватмана для создания макета буклета, буклет-шаблон, памятка “Буклет”,
фломастеры, маркеры, клей, ножницы, видеоносители: ноутбук, мультимедийный
проектор, экран, слайд-фильм урока, созданный на основе программы Power Point из
пакета Microsoft Office. (Приложение1)

Ход урока

Эпиграф: “Человек превратился в сверхчеловека… Но сверхчеловек, наделенный
сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума…
Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся
в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся”. Альберт Швейцер.

«Быть человеком — это чувствовать свою ответственность». А.Сент-Экзюпери

  1. Мотивация

Цель: сфокусировать внимание на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой
теме.

Есть ли здесь противоречие? Слайд 2,3,4,5.

Декларация — это рекомендация; международный договор, не имеющий обязательной
силы. Декларация не закон, она не является юридически обязательным для
исполнения документом, не содержит в себе каких либо санкций за нарушения
указанных прав и свобод. Это скорее заявление о добрых намерениях человечества,
провозглашение “общих достижений всех народов и наций”. Она содержит в себе
самые общие нормы и правила, которые как бы предлагают, советуют нам всем
соблюдать. Но, тем не менее…

Около 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат в
себе формулировки основных прав человека на основе положений Декларации.

В декабре 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Это самый
главный, основной закон нашей страны. Во второй статье Конституции говорится:
“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

На основании декларации построены два обязательных для участников ООН
договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах.

На Декларацию прав человека можно ссылаться при защите своих прав, её
положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по
фактам нарушения прав человека.

В1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав
человека.

В 1993 г. участники всемирной конференции, представлявшие 171 страну, в
которых проживает 99% всего населения мира, вновь подтвердили свою
приверженность защите прав человека.

С10 декабря 2007 года по 10 декабря 2008 года проходила всемирная кампания по
случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека. Тема кампании: “Человеческое
достоинство и справедливость для всех нас”.

Вопрос: Почему документу, не имеющему юридической силы, придают такое
огромное значение? Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека? Вот над этими
и другими вопросами, ребята, мы и задумаемся всерьез сегодня на уроке.

  1. Объявление темы, ожидаемых учебных результатов, хода занятия.

Цель: обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности, т.е. того, чего
они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель.

О чем мы с вами будем говорить? Слайд 6

  • Что такое Всеобщая декларация прав человека?
  • Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
  • Почему принципы Декларации сохраняют свою актуальность и в современных
    условиях?
  • Чем декларация может помочь человечеству?
  • Как сделать так, чтобы Декларация смогла нам всем помочь?
  • Как связаны между собой права и обязанности человека?
  • Нужна ли человечеству Всеобщая декларация обязанностей?

Как мы с вами будем работать? Слайд 7,8,9.

Урок сегодня будет состоять из двух частей: теоретической и практической. В
теоретической части урока мы узнаем, зачем нужна Всеобщая декларация прав
человека, а в практической части оформим полученные знания в виде буклета с
таким же названием. БУКЛЕТ [фр. bouclette – колечко] — непериодическое издание
на одном печатном листе, сложенном параллельными сгибами, так, что его читают
или рассматривают, раскрывая как ширму; в виде буклетов выпускаются
путеводители, проспекты, рекламные и информационные листки, некоторые детские
издания и т. п. Наш буклет будет информационно-просветительский. Его главная
задача: привлечь внимание людей к проблеме соблюдения прав человека каждым
человеком, заинтересовать ею, заставить задуматься. Составлять сегодня мы будем
не сам буклет, а его макет на листе ватмана. Работать мы будем в группах,
поэтому к окончанию урока у нас будет сразу четыре макета буклета. Зачем они
нужны? Мы должны понять, какую именно информацию нам следует размещать на
панелях буклета. На уроке литературы вам расскажут о том, в какой форме можно
преподнести материал. Возможно, это будет сказка, притча, короткое эссе,
стихотворение. На уроке ИЗО вам объяснят, что такое дизайн и как красиво
оформить буклет. И, наконец, на уроке информатики вам помогут создать публикацию
и издать ее. И вот тогда только мы все по достоинству сможем оценить вашу
работу. Лучшие буклеты будут представлены, на научно-практической конференции
лицея, как творческие проекты.

У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно? Тогда давайте,
начнем работать.

  1. Введение в новый материал (предоставление необходимой информации)

Цель: дать учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе
выполнять практическую задачу. Работа в группах с различными источниками
информации. Способ изучения нового материала: самостоятельное чтение учениками
текста учебника (Королькова, Е. С.Введение в обществознание. Граждановедение:
учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Е.С. Королькова, Н.Г.
Суворова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. дом “Новый учебник”, 2006.§2;17) и
Всеобщей декларации прав человека с обязательным выполнением заданий (ответить
на вопросы, записать основные положения, составить схему).

  • Что такое Всеобщая декларация прав человека?
  • Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? Зачем она нужна?

Следует вспомнить историю создания документа, когда и почему возникло
международное сотрудничество в защиту прав человека, и что представляет собой
ООН. Почему первым международным актом деятельности ООН в области утверждения
всеобщего уважения к правам человека и основным свободам стала Декларация.
Необходимо подчеркнуть, что Декларация была протестом против ужасов Второй
мировой войны.

Декларация была принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В
ней излагается перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире,
независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных
убеждений, национального или социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения. В Декларации провозглашается, что правительства
дают обет отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и
граждан других стран. Впервые в истории человечества были сформулированы и
рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы
человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для
соответствующих национальных юридических документов (например, разделов
конституций о правах граждан).

  • Почему принципы Декларации сохраняют свою актуальность и в современных
    условиях?

Задание: прочитать в учебнике §17 пункты “Чем XXI век отличается от
предыдущих столетий”, “Кто такие соседи” и ответить на вопрос. Ответ: Причины
актуализации принципов Декларации в современном мире связаны с угрозами
международного терроризма, кризисом норм международного права, с незрелостью
гражданского общества во многих странах, проблемами социально-экономического
развития.

Что говорят факты? Слайд 10

В одном из номеров газеты “На грани невозможного” журналист С.Анина приводит
потрясающие данные, которые позволяют оценить положение практически каждого
жителя нашей страны в общей картине мира.

Если бы мы сократили все население планеты до размеров одной деревни, в
которой проживает 100 человек, и применили бы к этой деревне все те соотношения,
какие характерны для нашей планеты в настоящее время, то получилась бы следующая
потрясающая картина:

57 человек в деревне — азиаты, 21 — европейцы, 14 — из западного полушария, 8
— из Африки;

52
человека было бы женского пола, 48 — мужского;
70 по расовой принадлежности — цветные, 30 — представляли бы белую расу;
70 — нехристианской веры, 30 — христиане;
80 проживали бы в условиях, не соответствующих минимальным человеческим
нормам;
70 были бы не способны читать;
50 страдали бы от постоянного голода;
1 был бы при смерти;
1 имел бы образование на уровне колледжа и выше;
1 имел бы компьютер.

  • Чем Декларация может помочь?
  • Как сделать так, чтобы Декларация смогла помочь?

Учитель предлагает школьникам прочитать §2 пункт “Чем Декларация может помочь
в преодолении войны”, найти в нем ответ на обсуждаемые вопросы, выделить
главное, записать в виде плана.

Декларация – это эталон человеческого отношения к человеку. Это, то к чему мы
все должны стремиться. Очень важно, чтобы из сердец исчезла ненависть, чтобы
люди научились уважать друг друга, чтобы каждый человек жил в окружении добра и
справедливости. Однако такое станет возможным, если все люди Земли и
правительства всех стран будут стремиться к тому, чтобы правила, записанные в
Декларации, стали нормой, важнейшей ценностью в жизни. Причем как на бытовом,
межличностном, так и на государственном уровне.

В последние десятилетия государства, идущие по пути демократии, сделали права
человека важной частью своих конституций. И в Конституции Российской Федерации
вторая глава целиком посвящена правам человека. Но чтобы эти права стали
ценностью для каждого жителя планеты, нужно обязательно познакомить с ними всех
граждан, начиная со школьников. Ведь люди, которые еще в детстве поняли, как
важно ценить достоинство человека, став взрослыми, никогда не возьмут в руки
оружие, чтобы решить какую-то спорную проблему. Те же из них, кто станут
руководителями страны, будут свято соблюдать права и свободы своих граждан.

Итак, необходимо:

  1. ввести положения Декларации в конституцию, т. е. сделать права человека
    основным законом страны;
  2. начать знакомить жителей всех стран с правилами, записанными в Декларации;
  3. учить людей договариваться, решать возникающие вопросы путем их
    обсуждения.
  • Как связаны между собой права и обязанности человека?

Работа с текстом Декларации (статья 29) и Конституции РФ (Глава 2 статья 55).
Заполните схему: “Права и свободы человека могут ограничиваться во имя…”
Слайд 11, 12.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 29.

Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно
свободное и полное развитие его личности.

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться
только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью
обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения
справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в
демократическом обществе.

Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить
целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Конституция РФ. Глава 2, статья 55.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не
должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и
свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие
права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решение учебных ситуативных задач:

Задание: Прочитайте ситуацию и ответьте на вопрос: Какие права и свободы
человека были ограничены и во имя чего?

Ситуация 1. Игорь поступил на подготовительные вечерние курсы в институт. Прошло полгода,
на курсах объявили о том, что на следующем занятии будет зачет. Всю неделю Игорь
готовился, но случилось непредвиденное. Неожиданно папа уехал в командировку,
маму положили в больницу, а маленькая сестренка — в детском саду. Поэтому
вечером вместо зачета Игорю пришлось забрать сестренку из детского сада и побыть
с нею дома до утра.

Ситуация 2. У каждого человека есть право свободно выражать свое мнение, право на
объединения, право на участие в политической жизни страны. Но, тем не менее, по
настоятельной просьбе жителей микрорайона власти разогнали шумные митинги
старшеклассников в поддержку некого политического лидера, которые постоянно
стихийно устраивались в центре микрорайона.

Ситуация 3. Мы все имеем право свободно исповедовать свою религию, менять ее и выполнять
ее обряды самостоятельно или вместе с другими людьми. Но, тем не менее,
сравнительно недавно в Японии власти прекратили деятельность религиозной
организации (секты) “Аум-Синрикё”. Оказалось, руководители этой секты готовили
своих последователей к уничтожению многих тысяч японских граждан с помощью
отравляющих веществ. И однажды провели пробное отравление японцев на одной из
станций токийского метро боевым отравляющим газом зарин.

Ситуация 4. Вы — журналист или журналистка, готовите в свою газету репортажи о личной
жизни ведущих политиков, артистов, известных людей. Но однажды охрана выдворила
вас с территории частной больницы, где вы пытались сфотографировать известного
актера, который лечился там от алкоголизма.

  • Как вы считаете, нужна ли человечеству Всеобщая декларация обязанностей?

При обсуждении этой проблемы необходимо зафиксировать в сознании школьников
мысль о том, что существование прав каждого отдельного человека возможно только
при условии, что он признает своей важнейшей обязанностью соблюдение прав
другого человека.

Упражнение: Продолжи цепочку, показывающую связь прав и обязанностей.

Мое право на……обязывает меня… Статьи 3, 12, 17, 19 Декларации — (Работа по
группам), статья 26 Декларации – общее обсуждение.

  1. Практическая работа

Составление макета буклета по образцу (Приложение2
Буклет-шаблон).

  • Инструктирование: цели, правила, последовательность действий, время на
    выполнение заданий;
  • Выполнение задания: самостоятельная работа учащихся по группам.
    (Приложение
    3 Буклет)
  • Презентация результатов выполнения работы. Объяснить: Как подобранное
    вами содержание раскрывает тему буклета.
  1. Подведение итогов

Цель: рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли
поставленные цели, как можно применить полученное на занятии в будущем. При
подведении итогов учитель еще раз задает вопрос, поставленный в начале урока.
Тогда урок будет точно отвечать поставленным целям, не будет расплывчатым,
непонятным. Обсуждение эпиграфа к уроку:

  • Как, по-вашему, что подразумевал А.Швейцер, когда говорил: “Мы превращаемся
    в сверхлюдей?” Он имел в виду, что мы превращаемся в очень сильных и умных людей
    или что-то еще?
  • Что имел ученый в виду, когда говорил о том, что люди становятся все
    бесчеловечнее?
  • Как вы понимаете высказывание А.Сент-Экзюпери об ответственности?

Обмен мнениями в форме “круглого стола”. Заслушивание различных точек зрения
в оперативном режиме. В процессе обсуждения понятия “сверхчеловек” уточняется:
это современный человек, вооруженный современной техникой, благодаря которой он
стал очень сильным. В итоге школьники должны быть подведены к осмыслению
следующих положений:

В современном мире, насыщенном мощнейшей техникой, человек должен стать
добрым и гуманным для того, чтобы не погиб мир, чтобы каждый смог реализовать
свои мечты.

  • Как в этом может помочь Всеобщая декларация прав человека?

Отвечая на этот вопрос, обучающиеся могут сказать, что чем больше людей будут
знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе
эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной
моделью, но и реальностью. Да, наша реальная действительность порой еще очень
далека от того, что провозглашают статьи Декларации. Но ведь этот важнейший
международно-правовой акт (Декларация) и был создан для того, чтобы люди видели,
какой может стать их жизнь, чтобы они стремились изменить ее так, как предлагает
Декларация. Для этого необходимо знать и отстаивать свои права, и уважать и
не нарушать права других людей. Цель изучения Декларации в том, чтобы
люди увидели уровень требований всего цивилизованного мира к правам человека. А
увидев, почувствовали достижения и провалы в этой области, добивались перемен.
Только так можно изменить ситуацию в мире.

Вопросы для подведения итогов:

  1. Что нового узнали?
  2. Каким навыкам научились?
  3. Как это может пригодиться в жизни?

Следующий: