Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс


Методическая ценность.

  1. Знакомство с новым материалом.
  2. Формирование умений работать с Интернет ресурсами, дополнительной
    литературой, устанавливать причинно-следственные связи,
    наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, что способствует
    развитию мышления, внимания, памяти.
  3. Формирование познавательного интереса к предмету и мотивации к учебной
    деятельности.
  4. Урок содержит интересную информацию и, следовательно, имеет
    образовательную направленность.

Дидактическая ценность.

  1. Применение проектной, коммуникативной и игровой технологий в изучении
    нового учебного материала.
  2. Расширение кругозора учащихся.

Воспитательная ценность.

  1. Воспитание самостоятельности.
  2. Урок способствует применению коммуникативных навыков сотрудничества при
    работе в коллективе-группе.

Практическая ценность.



  1. Применение проектного метода на уроке, способствует активизации учащихся
    для самостоятельного участия в проектах по
    биологической тематике.
  2. Данная работа может быть применена в учебной деятельности.

Социализирующая ценность.

  1. Обучение к общению, стрессовый контроль.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ и проектной
технологии.

Цель урока: определить, как хронотип человека связан с его здоровьем?

Задачи урока:

  1. – образовательные: знакомство с научной терминологией по теме,
    научными методиками изучения хронотипов человека, современными научными
    достижениями в области биоритмологии;
  2. – развивающие: освоить методики анкетирования хронотипа (“Оценка
    сна”) и анализа полученных результатов; продолжить развитие
    навыка КТД : формировать навык моделирования поведения человека в
    нестандартных ситуациях;
  3. – воспитательные: воспитание бережного отношения к своему
    здоровью и здоровью окружающих.

Основные понятия урока: биоритмология, биоритмы, ритм,
биологические часы, хронотип, стресс, адаптация, здоровье.

Основные средства обучения: ноутбук, экран, цифровой проектор,
мультимедийная презентация урока в Microsoft Power Роint,
сигнальные карточки, модели часов, лепестки из цветной бумаги, таблицы.

Библиографические источники информации: психологический словарь
терминов, книги Л.Детари. В.Карцаги “Биоритмы”, Б.С.Алякринский, С.И.Степанова
“По закону ритма”, www.sibvaleo.com.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент (1 мин.) Приветствие. Направляет внимание на
урок.
Настраиваются на урок.
2. Целеполагание (3 мин.)

1мин.

1 мин.

1 мин.

1. Учащимся предлагается определить
тему урока.

Высвечивается на экране сл. 1 (три картинки пробуждения
человека ранним утром).

Высвечивается сл.2, который сообщает о теме урока.

2. Настраивает учащихся па выяснение цели сл. 3



3. Предлагает на основании цели определить гипотезу исследования сл.4

4. Демонстрируется сл.5 о задачах урока.

1. Смотрят слайд. Делают
предположения.

Пишут в тетрадь число и тему урока.

2. Формулируют главную цель урока, исходя из выясненной темы урока.

3. Формулируют гипотезу исследования.

4. Учащиеся на основании сл.5 знакомятся с задачами урока.

3.
Планирование исследования (2 мин.)
Знакомит со
сл.6 (план исследования)
Слушают
учителя.
4. Знакомство
с новым материалом (32 мин.)

3 мин.

3 мин.

2 мин.

6 мин.

1. Работа с
терминологическим словарем (высвечивает сл.7).

2. После прочтения
значений слов учитель предлагает ответить на вопрос: почему на слайде
слова расположены в таком порядке.

3. Знакомит со вторым пунктом плана исследования (высвечивается сл.
8).

Предлагает изобразить результаты анкетирования в виде диаграммы
(высвечивается сл.9).

4. Учитель знакомит учащихся с
исторической справкой о количестве
хронотипов в мире.

5. Учитель предлагает учащимся
продолжить изображение диаграммы о
количестве хронопитов в мире.

6. Прост учащихся сравнить результаты и сделать вывод на
основании данных диаграммы.

7. Знакомит с третьим пунктом плана исследования (высвечивается сл. 12).

Предлагает заслушать сообщения учащихся о современных научных
исследованиях в области биоритмологии и записать их кратко в
предложенную таблицу (высвечивается сл. 13).

Выдает листы с таблицей.

8. Знакомит с четвертым пунктом плана исследования (высвечивается сл.
14.)

Предлагает учащимся смоделировать поведение в экстремальных
ситуациях.

Выдаст рисунок модели для заполнения (высвечивается сл. 15).

Поясняет ход работы моделирования в группах (две группы на основании
своего жизненного опыта, а одна – на основании пояснения учителя строят
модель).

Предлагает заполнить модель.

1. Учащиеся
записывают первый этап
урока в тетрадь, знакомятся с новыми
терминами (па столе у каждого ученика
лежит распечатка из словаря).

2. Учащиеся делают предположения.

3. Записывают его в тетрадь.

Выступают учащиеся класса с аналитической справкой “Оценка сна”.

Изображают диаграмму в тетради.

4. Слушают учителя.

5. Учащиеся продолжают заполнять начатую ранее диаграмму.



6. Делают вывод.

7. Записывают в тетрадь

Заслушивают сообщения.

Основную информацию фиксируют в таблицу.

8. Записывают в тетрадь.

6 мин.

12 мин.

(высвечивается сл. 16). Просит ответить на вопрос “Почему модель
построена так, а не по-другому?”.

9. Знакомит с пятым пунктом плана
исследования (высвечивает сл. 17).

Осуществляет жеребьевку групп, ставит па столы опознавательные
карточки. Предлагает выполнить задание по составлению правил здорового
поведения для каждого хронотина

Выдаст рекомендации ученых для каждого хронотипа.

Знакомит с моделью часов, на которых должны быть прикреплены стрелки
с советами для каждого хронотипа (высвечивает сл. 18).

Получают
задания.

Получают вопрос для моделирования ситуации.

Слушают пояснения учителя.

Результаты записывают на предложенной учителем модели. Приклеивают ее
в тетрадь.

Смотрят на экран. Строят свои предположения.

9. Записывают в тетрадь.

Получают задания согласно жеребьевки.

Получают рекомендации ученых.

Пишут советы на стрелках и крепят их намоделях часов для каждого
хронотипа.

5. Подведение
итогов (3 мин.)

6. Рефлексия (3 мин.)

7. Домашнее задание (1 мин.)

Предлагает
сделать выводы урока. Просит посмотреть записи в тетради.

Высвечивает
сл.19 (выводы).

Высвечивает сл. 20 (гипотеза). Просит вспомнить выдвинутую гипотезу и
сравнить полученные выводы и результаты работы с ней (высвечивает сл.
21).

Просит учащихся высказать свое мнение о сегодняшней работе
(высвечивает сл. 22).

Высвечивает сл. 23.

Делают пышны.

Смотрят на выводы.

Вспоминают гипотезу.

Подтверждают гипотезу.

Каждый высказывает свое мнение.

Записывают задание в тетрадь.




Следующий: