Храмовое зодчество Древней Руси. Урок-презентация в 6-м классе по истории

Цель урока:

дать представление о развитии
культуры Киевской Руси и ее мировом значении.

После запуска программы появляется 2 слайд.
Объявляется и записывается в тетрадях тема
урока. “Храмовое зодчество Древней Руси”

Слайд 1-3

Сегодня мы будем говорить о великом духовном
наследии, которое завещали нам наши предки, чтобы
мы сохранили в своих сердцах чувство красоты и
гармонии мира. Давайте ненадолго отрешимся от
сиюминутных проблем и окунёмся в мир храмового
зодчества Древней Руси. От того времени осталось
немало памятников архитектуры, но мы остановимся
только на некоторых храмах, которые можно по
праву назвать духовными символами России.

Затем, щелкнув левой клавишей мыши, переходим к
слайду “Цель урока”

Далее следует слайд “Задание на урок” (Слайд
№ 5
)

Определите характерные черты каменного
зодчества на Руси?

Затем переходим к рассмотрению основного
материала урока. Основу программы составляют
слайды, в которых в качестве видеоряда
используются иллюстрации картин известных
художников

Слайд 6

Древнерусская культура концентрировалась в
таких городах, как Киев, Великий Новгород
Суздаль, Ярославль. И в каждом из них были свои
храмы, которые делали облик города неповторимым,
непохожим на все города.

Слайд 7

Издавна на Руси было развито деревянное
зодчество-искусство постройки различных зданий.
Из дерева строились крестьянские избы, княжеские
и боярские терема, городские крепости. Русское
деревянное зодчество имело свои традиции. Для
него была характерна многоярусность строений,
увенчание их башенками и теремами, наличие
разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней.
Затейливая художественная резьба по дереву
украшала деревянные строения.

Слайд 8

Каменное строительство началось на Руси в
конце Х века после принятия христианства. Первым

каменно-кирпичным храмом стала церковь
Богородицы в Киеве. В 989 году князь Владимир
заложил церковь, посвящённую Успению Богородицы,
которая строилась византийскими мастерами до 996
года.

Какие трудности возникли в процессе
строительства первого храма?

(ограниченные строительные возможности,
отсутствие строительного камня, мрамора в
качестве главного материала, не было
квалифицированных зодчих)

Все основные постройки на Руси ставились
плотниками, т.к. они были деревянными, поэтому
первые христианские храмы на Руси возводились
византийскими зодчими, с учётом этих
обстоятельств не будет ошибкой предположить, что
влияние византийской архитектуры в этот период
было наиболее сильным.

Слайд 9

По окончании строительства князь Владимир
Креститель даровал церкви и митрополиту десятую
часть своих доходов, отсюда её летописное
упоминание как Богородицы Десятинной, полное
название храма установлено сравнительно
недавно. Церковь была разрушена ордами хана
Батыя в декабре 1240года.

Как же был устроен древнерусский храм?

Слайд 10

В сознании наших предков он олицетворял.
Вселенную. Под куполом-небом разворачивалось
литургическое действо.

Крестово-купольная конструкция храма была
заимствована из Византии.

На слайде №11 выводится задание:

Опишите крестово-купольную композицию храма.

Слайд 12

Следующей по времени постройкой был
Спасо-Преображенский собор в Чернигове,
возведённый в 1033-1041 годах по заказу князя
Мстислава (сына Владимира Крестителя). Собор
сохранился до наших дней почти полностью.

Что означает слово собор?

(от слова сбирать, собирать, главный храм города
или монастыря в отличие от церквей, службы
проводились в дни особо чтимых праздников и
высшими духовными лицами).

Слайд 13

На основе таблицы определите особенности
древнерусской архитектуры?

Обобщающий вывод учителя.

В западной части храма располагался
нартекс-предхрамие, церковные сени . Во время
богослужения здесь было положено находиться
кающимся и оглашенным. Оглашенными называли тех,
кого готовили к принятию крещения и обучали
(гласом) основам веры. Будучи ещё неполноправными
членами церковной общины, они не имели права
находиться в храме во время кульминации
литургии. По требованию священника:”Оглашенные,
изыдите !” Они должны были удалиться в нартекс.
Делая это слишком поспешно поспешно, они
вызывали неудовольствие верных.

Какая поговорка возникла в связи с этими?

Слайд 14

Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником
древнерусской архитектуры является Киевский
Софийский собор. Он относится ко времени бурной
строительной деятельности Ярослава Мудрого,
когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые
Ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь,
когда Ярослав церкви “ставил… по городам и иным
местам”. Одержав решающую победу над печенегами,
Ярослав Мудрый приступает к строительству храма,
призванного показать мощь и величие молодого
государства, укрепить авторитет княжеской
власти и новой религии. Таким общерусским храмом
стал заложённый в 1037 году Софийский собор в
Киеве.

Почему он был посвящён Софии Божией?

(Т.к. главный храм Византийской империи
посвящён Софии).

Слайд 15

ЗАДАНИЕ: Проанализируйте данные таблицы и
сделайте соответствующие выводы
.

Слайд 16

Не случайно, что по своим размерам София
Киевская превосходила все имеющиеся на Руси к
тому времени каменно-кирпичные храмы. В своём
первоначальном виде собор представлял огромное
пятинефное, крестово-купольное здание.

Двенадцать крестообразных в плане столбов
делили храм на пять продольных нефа. Центральный
неф был шире и выше других он называется
Ковчегом-Символом Ноева ковчега, спасения. Все
пять нефов на востоке заканчивались апсидами.

В центральной апсиде помещался алтарь, в
северной-жертвенник (место хранения вина и хлеба
для причащения), в южной диаконник (место
хранения сосудов, риз и церковных
принадлежностей).

Слайд 17

Составьте описание Новгородской Софии.

Обобщающий вывод.

Слайд 18

Проверка выполнения логического задания.

Слайд 19-20

Закрепление

Какой тип храма утвердился на Руси?

Определите по рисунку недостающие элементы
древнерусского храма

На слайдах №21-23 представлены задания
для самостоятельной работы учащихся на ПК.

Какие памятники архитектуры здесь изображены?

Определите последовательность строительства
этих храмов.

Представленная разработка легко
модифицируется под конкретные варианты урока.
Можно добавлять и пропускать слайды, наполнять
их другим содержанием, использовать самые разные
приемы работы.

Внимание! Файлы
презентации можно получить у автора.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней
    Руси. – М.: “Искусство”, 1993.
  2. Золкина Ю. “Сказка древнерусских куполов”,
    “Искусство”, №5 ,2002
  3. История русского искусства в 3-х томах: Т.1:
    Искусство X – первой половины XIX века. Учебник. –
    М.: “Изобразительное искусство”, 1991.
  4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для
    чтения. – М., 1974.
  5. Памятники искусства Советского Союза. Украина и
    Молдавия. Справочник-путеводитель. – М.–
    Лейпциг: “Искусство” – “Эдицион”, 1982.
  6. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: архитектура,
    зодчество, церковь, храм, нартекс. // Наука и
    религия. 1992, №1.
  7. Панасенко Ю.Ф., Шамаро А.А. Нартекс: ориентация
    храма по странам света. // Наука и религия. 1992, №8.
  8. Пашков Д. Спецкурс по истории Древнерусской
    культуры
  9. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – М.:
    “Наука”, Ленинградское отделение, 1986.

Следующий: