Храмовое искусство Киевской Руси

Цели урока: перспективная, стратегическая
цель, которую мы ставим и имеем в виду при
изучении всех тем по культуре всех периодов, -
выработать навыки системно-научного подхода к
истории культуры России, а также познать
основные этапы культурно- исторического
развития России.

На данном уроке учащиеся должны познать
специфические особенности храмового искусства
Киевской Руси.

Основные понятия:

культура, плинфа, крестово-купольный
храм.

Презентация.

I изучение нового материала.

Давайте вместе определим цели этого урока. Что
мы должны узнать и понять на этом уроке? Для
начала скажите, что такое культура? Храмовое
искусство является частью культуры, на этом
уроке мы познакомимся не только с выдающимися
памятниками архитектуры Киевской Руси, но и
узнаем в чем заключается их особенность.


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Русь долгие годы была страной
деревянной, именно в дереве русский человек
выражал свое восприятие строительной красоты,
чувство пропорции, слияние архитектурных
сооружений с окружающей природой. Но дерево
менее прочный материал, чем камень, поэтому
памятники этого периода, выполненные в дереве до
нас не дошли. Каменное строительство начинается
с конца X века.

Вместе с христианством Русь
приняла от Византии и новый строительный опыт и
традиции.

Как вы думаете почему? С чем это было
связано? (принятие христианства в 988 году).
Церкви сооружались по образцу крестово
– купольного храма греков. (чтобы ученикам было
легче следить за рассказом, следует показать
схему.)
Древнейшим каменным храмом считается Десятинная
церковь в Киеве ( Храм Успения Богородицы), (
989
– 996 гг.). Древнейшим из сохранившихся до наших
дней памятником Киевской Руси является Спасский
собор в Чернигове (1036 г.).
Показать иллюстрации.

А.Блок “люблю
высокие соборы..”

Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные хоры,
В толпе поющих исчезать.
Боюсь души моей двуликой
И осторожно хороню
Свой образ дьявольский и дикий
В сию священную броню.
В своей молитве суеверной
Ищу защиты у Христа,
Но из-под маски лицемерной
Смеются лживые уста.
Вот – содрогнулись, смолкли хоры,
В смятенье бросились бежать…
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать.

А теперь узнаем, из каких частей состоит
храм или собор.

Образец крестово-купольного
храма греческие мастера, прибывавшие на Русь, а
также работающие с ними русские умельцы
применяли к традициям русской деревянной
архитектуры. Так, Софийский собор в Киеве (1037г.)
отразил сочетание славянских и византийских
традиций. От византийских сооружений собор
отличается планировкой и конструкциями, но
прежде всего тем, что имеет тринадцать куполов. В
процессе строительства произошло постепенное
расширение первоначального плана, имевшего
форму греческого креста. Первоначально
Софийский собор представлял собой пятинефный
крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из
которых пять средних были более крупными, а
центральная, осевая, самой большой. С севера, юга
и запада собор окружался открытыми одноэтажными
галереями на аркадах. С восточной стороны каждый
из пяти нефов завершался полукруглой в плане
апсидой. В результате многочисленных перестроек
возникло девять нефов с десятью апсидами и
тринадцатью характерными куполами.



Учащиеся должны записать новые термины
и их определения.

Как вы думаете, почему именно Софийский Собор
был построен в Киеве?

На протяжении нескольких столетий
Новгород Великий был “второй столицей”
Киевской Руси после Киева. В 1054 году повелением
князя Владимира Ярославича был возведен один из
самых известных соборов Древней Руси – собор
Софии Новгородской.
Храм стал символом
города, даже в бой новгородские ратники ходили с
кличем : “за святую Софию!”. Собор построен из плинфы
и камня. Новгородский храм выглядит сурово,
монументально и компактно. Пять его мощных
куполов высоко подняты над монолитным
кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от
него. Внутреннее архитектурное убранство Софии
Новгородской создает впечатление необычайной
энергии вертикального движения.

Во время
Великой Отечественной войны храм пострадал от
артиллерийского обстрела и был разграблен
оккупантами. В послевоенное время его с любовью и
старанием отреставрировали. Но многие фрески
погибли безвозвратно.

Какой город на протяжении нескольких
столетий считался второй столицей Киевской Руси?

Плинфа
– от греческого “плинтос” — кирпич широкий и
плоский обожженный кирпич.

Он, словно шлем, надвинул главы
И стены выставил, как щит.
Он весь – тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Ассиметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полет.
В.А. Рождественский

Еще один необычной удивительной
красоты строение – Церковь Спаса на Нередице.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный,
трёхапсидный.
Фресковые
росписи занимали всю поверхность стен и
представляли собой один из уникальных и наиболее
значительных живописных ансамблей России.
Росписи активно изучались и описывались от
начала века до 30-х годов
XX века
Во всей русской архитектуре, наверное,
нет памятника, более лирического, чем всемирно
известная церковь Покрова-на-Нерли. Этот
удивительно гармоничный белокаменный храм
называют поэмой, запечатленной в камне.
Учащиеся дают краткие справки по теме.

По
какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит в дали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая,
Так подобрана складно ты,
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты –
Так в округе твой очерк точен,
Ты так здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена!
Н. Коржавин

Закрепление.
  • Какие события и процессы повлияли на развитие
    русской архитектуры X- начала XII в.?
  • В чем состояло влияние Византии на архитектуру?
  • Какие архитектурные сооружения являются
    шедеврами русского Средневековья?
  • Дайте определение терминам: портал, апсида,
    закомара, арка.




Следующий: