Холодная война. Выбор политического курса СССР

Цель урока

: создание оптимальных
возможностей для творческого развития детей, их
гражданского становления.

Задачи

:

Образовательные:

– определить сущность понятия «холодная
война», ее этапы, признаки.

– определить влияние внешних факторов на
внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945-1953г.

Развивающие:

продолжить развитие
творческого мышления учащихся, их
познавательной деятельности, активности,
стремление пополнять знание из различных
источников информации; формирование умения
выделять существенные связи, давать им оценку,
обобщать, анализировать.

Мотивационные:

способствовать воспитанию
патриотизма, гражданственности, высокой
нравственности.

Воспитательные:

продолжить воспитание любви
к Родине, отрицательного отношения к войне.

Планируемые результаты.

Учащиеся узнают о:

  • основных итогах Второй мировой войны;
  • истоках «холодной войны» и ее проявлениях;
  • причинах локальных войн и конфликтов;
  • причинах отказа руководства СССР от «плана
    Маршалла»;
  • воздействие конфликта с Югославией на
    укрепление советского влияния в Восточной
    Европе;
  • роли СССР в образовании государства Израиль;
  • причинах и последствиях образования НАТО;
  • помощи СССР в создании Китайской Народной
    Республики;
  • роли Корейской войны в противостоянии СССР и
    США после Второй мировой войны.

Тип урока:

нестандартный.

Форма урока:

мастерская.

Методы обучения:

  • по типу познавательной деятельности:
    частично-поисковый;
  • по форме сотрудничества: групповой.

Средства обучения:

  1. Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета.
  2. Раздаточный материал.
  3. Учебник «История России 1945-2008 гг.» 11 класс
  4. Бумага, фломастеры.
  5. 4 ватмана.

Окончание Второй мировой войны и ее результаты
поставили на повестку дня мировой политики
проблему создания новой системы международных
отношений. Решением этого вопроса и занялись
ведущие государства антигитлеровской коалиции
– СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре
присоединился Китай. Объективное развитие
ситуации вело к обострению противоречий между
бывшими союзниками из-за стремления усилить свои
позиции на мировой арене. Это, так или иначе,
затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В
то же время выявилась и особенность характерная
именно для периода после Второй мировой войны:
конфронтация между бывшими союзниками
проявилась в идеологической форме и постепенно
превращалась в идейно-политическое
противостояние – СССР, с одной стороны, и
западные союзники – с другой. Его признаки
начали нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо
просматривались к концу 1946г. Вскоре появился и
термин, обозначающий это противоборство –
«холодная война».

В 11-м классе вам давно уже понятен смысл слова
«война». Но сегодня мы должны определить
сущность понятия «холодная война», ее даты,
признаки. У нас с вами 2 часа и через 2 часа мы
должны ответить на поставленные вопросы,
нарисовать плакат и написать статью к понятию
«холодная война».

Мне бы хотелось, чтобы в процессе работы в
мастерской вы еще раз осознали значимость
прошедших событий и событий сегодняшнего дня.
Актуально это и потому, что опять гремят взрывы,
свистят пули и гибнут чьи-то сыны, мужья, отцы.


1 Этап 1. Индуктор В качестве индуктора
предлагается слово “война” А) на доске слово
“война”;
Б) возьмите чистый лист бумаги. Обведите ладонь и
напишите на ладони ассоциации к слову “война”.
Можете выделить главное слово (страх, слезы, ужас,
разруха и т.д.)
1. На каждом столе А) ватман;
Б) фломастеры;
В) Чистые листы бумаги на каждого ученика 2. В
каждой группе выбрать художника, который до
конца урока выпускает плакат против войны. 3. В
группе выбрать консультанта для коррекции
работы и оценивания результатов.
2. Ведущий мастерской 1) предлагает
просмотр видеофильма о войне
Просмотр видеофрагмента
5 мин. 3. Самоконструкция. Рассказать в группах
о своих мыслях и ощущениях, вызванных увиденным.
5 мин. 4. Социализация Каждая группа представляет результаты
обмена впечатлениями и размышлениями
А какие войны вы знаете еще?
(Отечественная, гражданская, локальная и т.д)
5. Творческое задание группам
Прочитайте 1 пункт § 1 “Холодная война” –
“Послевоенный мир”
Группы предлагают свои ответы Итог
работы записывают на доске

Задание



: Подведите
итоги работы 2 мировой войны

На доске:
  1. Повержен фашизм – одна из форм тоталитаризма.
    Восстановлена независимость и суверенитет стран
    Европы и Азии.
  2. Развитие военно-технической мысли,
    совершенствование вооружений. Появление
    ядерного оружия.
  3. Освобождение стран Центральной и Восточной
    Европы Советским Союзом.
  4. Сформировались 2 противоположные политические
    системы, возглавляемые США и СССР.
  5. Созданы военно-политические союзы НАТО и стран
    Варшавского договора.
  6. Сложились две различные системы ценностей;
    сущность одной – демократия, другой –
    тоталитаризм.
10 мин. 6. СоциализацияЗадание группам:
Пользуясь ассоциативным рядом и своими
представлениями составьте статью для Толкового
словаря “Холодная война” – это…. Таким образом
вы можете внести свой вклад в опыт составления
статьи в словарь
– Каждая группа дает свое определение.
– Во время выступления групп отметить в
предлагаемых определениях их достоинство и
своеобразие. Итог работы: – определение
какой группы было наиболее точным?
7. Работа с информациейА теперь каждая
группа 1) получает информационный блок: А) статья
“Холодная война” из Большой советской
энциклопедии Б) Образ врага. Политология:
Энциклопедический словарь. – М., 1994. В) железный
занавес. Политология: Энциклопедический словарь.
– М., 1994. Г) Речь У.Черчилля в Вестминстерском
колледже. Фултон 5.03.1946 г. Д) учебник стр. 16-24 2.
Прочтите и обсудите материал; 3. Конечная цель
данной работы – корректировка определения
“холодная война”
Работа учащихся с текстами. Художник
рисует плакат.
8. Социализация.– Каждая группа дает
скорректированное толкование понятия “холодная
война”, делает сообщение. Сравните с
определением в учебнике (Словарь, стр. 363). –
Сформулируйте основные положение, сделавшие
возможным раскол мира на 2 лагеря. Представьте
положения, сделавшие возможным раскол на 2
лагеря. – Представьте свой ответ в виде знаковой
системы по выбору (таблица, схема, кластер)
Художники
– Составление таблиц, кластеров, схем.
Художники размещают свои плакаты на стене
(подготовка к защите плакатов).
А теперь возьмите свои листочки с
нарисованными ладонями. Перечеркните их,
поднимите. Итог работы: Сегодня на уроке еще
раз…. Человек сказал: “Нет войне!”
Все поднимают листочки с
перечеркнутыми ладонями, на которых сделана
запись о войне.
5 мин Рефлексия А теперь предлагаю
написать текст, который начинается словами:
“Сегодня в мастерской я…”
2 мин Подведение итогов урока Спасибо за
урок!

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
    технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Данилов А.А., Уткина А.И., Филиппов А.В. История
    России 1945-2008г. 11 класс. – М.: Изд-во
    “Просвещение”, 2007.
  3. Лакоценина Т.П. Современный урок. Ч. 5.
    Инновационные уроки. Научно-практическое
    пособие для учителей, методистов, руководителей
    учебных заведений, студентов пед. Заведений,
    слушателей ИПК.– Ростов н/Д.: Изд-во
    «Учитель», 2007. – 208 с.
  4. Орлова О.В. История Отечества ХХ в.
    Педагогическая мастерская. – Санкт-Петербург:
    «Паритет», 2003.
  5. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в
    старшей школе. Методические рекомендации.
    Библиотека преподавателям истории и
    обществознания. Серия: «Историческое
    образование в современной российской школе».
    – М.:ACADEMIA АПК и ППРО, 2008.



Следующий: