Ход урока Статья DOC

1. Организационный момент.

Мне очень приятно вас видеть. Поприветствуйте
гостей.

У. – Ребята, вам понравилось быть экологами?

(Ответы детей)

У. – Тогда сегодня вы тоже будете экологами.

Какими профессиональными качествами должен
обладать эколог?

Д. (Знать естественные науки :биологию, физику,
химию, охрана окружающей среды,
исследовательская деятельность, разработка
путей выхода из возникшей экологической
проблемы, связи между живыми существами и
окружающей средой, любознательность,
наблюдательность, аккуратность, проявление
интереса к живым организмам)

У. – Я надеюсь, что многие эти качества вы
примените на уроке.

2. Всупительное слово.

Природа нам постоянно дарит радость открытий.
Только тот живёт интересно, кто каждый день
изучает что-то новое, удивительное. А в природе
всё удивительно! В ней множество загадок только
отгадывай.

– Ребята, прочитайте слова на доске:

- единство, живая природа, сообщество, живые
организмы, разные профессии, способно,
совместные усилия, поддержка
, круговорот
веществ

У. – Для какого определения они являются
опорными.

(Ответы детей).

У. – Вспомните, что такое экосистема, по опорным
словам дайте определение.

( Ответы детей).

У. – Назовите основные части экосистемы.

– С какой экосистемой вы познакомились на
прошлом уроке?

(Ответы детей).

У. – Какие бывают озёра?

(Ответы детей).

У. – Какое озеро может превратиться в болото?

(Ответы детей).

У. – Как вы считаете, какова сегодня тема нашего
урока?

(Ответы детей).

У. – Проверим ваши предположения, откройте
учебник на стр. 48.и прочитайте тему нашего урока.

У. – Может кто-то из вас попытается объяснить,
как бессточное озеро превращается в болото?

(Ответы детей).

У. – Посмотрите на рисунки. На них показан
процесс образования болота. Смотрим на первый
рисунок, что мы видим над водой озера?

– А под водой?

(Ответы детей).

Сравните второй рисунок с первым, какие вы
заметили различия?

(Ответы детей).

У. – Теперь сравниваем третий рисунок со
вторым, что вы можете сказать?

(Ответы детей).

У. – Ручьи и реки впадающие в озёра несут
множество песчинок и мелких частиц почвы. В
озёрах течения нет, поэтому частицы почвы
оседают на дне и в озере образуется ил. Остатки
умерших растений и животных перемешиваются с
илом и остаются на дне.

Разрастаются и растения: они покрывают не
только дно, но и залитую солнцем поверхность
озера. Корнями они прочно сплетаются друг с
другом и образуют сплошной плавучий ковёр –
сплавнину. Сплавнина постепенно смыкается
захватывая всё озеро. Дно заполняется илом, и
остатками растений, становится всё выше. (Приложение1)



А сейчас наши юные экологи поделятся с вами
сообщениями о обитателях болот. (Чтение
сообщений, попутно показываются слайды)

У. – Представителей каких профессий вы сейчас
увидели?

(Ответы детей)

У. – Вы внимательно слушали сообщения, молодцы!

3. Работа с карточкой. < Рисунок 1>

У. – Найдите и подпишите представителей
болотного сообщества. Любознательность и
внимательность эколога обязательно примените в
своей работе.

Проверка

– Кто здесь лишний и почему?

(Ответы детей).

У. – Вы хорошо поработали, пора и отдохнуть.

4. Физминутка. На болоте две лягушки
,две весёлые подружки- утром рано умывались
полотенцем вытирались, .ручками хлопали, ножками
топали.

У. – А к какой “профессии” относятся лягушки?

(Ответы детей).

У. – Как вы думаете, болота приносят пользу
человеку?

(Ответы детей).

5. Самостоятельная работа с учебником.

У. – Какую ещё пользу, приносят болота, вы
узнаете прочитав текст учебника на стр. 50.
начиная с третьего абзаца.

– Кто готов ответить?

Что такое торф и как он образуется?

(Ответы детей).

У. – Для чего нужен торф?

(Ответы детей).

У. – Кто был на болоте, что вы там видели?

(Ответы детей).

У. – Как вы думаете, круговорот веществ в болоте
замкнут полностью?

(Ответы детей).

(Приложение 1, слайд № 8)

6. Заполнение таблицы. < Рисунок 2>

У. – Итак, с какой экосистемой мы познакомились
сегодня на уроке?

(Ответы детей).

У. – Назовите основных производителей болота.

(Ответы детей).

У. – Назовите основных потребителей болота.

(Ответы детей).

У. – Кого впишите в колонку разрушителей
болота?

(Ответы детей).

7. Итог урока.

У. – Скажите, что интересного вы узнали о
круговороте веществ в экосистеме болота?

(Ответы детей).

У. – Экологи часто прогнозируют экологическое
состояние разных мест на планете. Предположите и
вы, что произойдёт если исчезнет какая-то часть
экосистемы, н-р производители?

(Ответы детей).

У. – Какой напрашивается вывод?

(Ответы детей).

У. – Какова роль человека?

(Ответы детей).

Заключительное слово учителя.

Экологией сейчас занимаются многие учёные во
всём мире. Часто звучат по радио и телевидению
эти слова: экология, экосистема. Это
свидетельствует о том, что наш дом оказался в
опасности. Что бы его сберечь, каждый человек
должен стать хотя бы немного экологом. Тогда всё
общество будет жить в согласии с природой.

В заключении нашего урока, хочу сказать такие
слова, М. Пришвина: “Охранять природу – значит
охранять Родину”

Оцените себя. (Дети ставят себе отметки)

8. Домашнее задание.

(Стр.50 ответить на вопросы).




Следующий: