Химико-экологическая конференция учащихся Если посмотреть вокруг

Программа конференции:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Чтение писем об экологической обстановке в
нашей местности — поселке Дербышки.

3. Сообщения учащихся о глобальных проблемах
экологии.

4. Выступления участников экологической
экспедиции.

5. Экологические опыты по определению
загрязнений в воздухе, воде и почве.

6. Ответы на вопросы экологического содержания.

7. Заключение.

Цели:

  • Развитие естественнонаучных, политических,
    нравственных, эстетических, экономических и
    социальных знаний о взаимоотношениях сообщества
    и природных систем.
  • Приобретение опыта принятия экологических
    решений.
  • Пропагандирование экологических идей среди
    сверстников, взрослых, старших товарищей.
  • Проведение наблюдений, экспериментов, опытов и
    анализов по изучению окружающей среды.
  • Формирование знаний и умений:
  • Замечать влияние цивилизации на экосистему.
  • Правильно оценивать значение природной среды в
    жизни человека
  • Замечать неблагоприятные изменения,
    происходящие в ближайшей экологической среде.
  • Объяснять экологическое явление.
  • Планировать и проводить простые наблюдения и
    эксперименты, связанные с охраной воды, почвы,
    воздуха.
  • Звучит песня «Люди — человеки».

    1 ученик

    :

    Целый мир охватив от Земли до небес,
    Всполошив не одно поколение
    По планете шагает научный прогресс,
    Что несет нам его проявление?

    2 ученик

    :

    Мы сегодня стоим пред проблемой проблем,
    Проступившей так четко и явственно
    Видно время серьезно задуматься всем
    Над вопросом «Наука и нравственность»

    3 ученик

    :

    Нам открыты пути, нам шагать далеко
    Мы в ответе за все перед вечностью!

    Ведущий

    : Слово «экология» вам знакомо, вы
    часто его слышите, встречаете в газетах, книгах. В
    переводе с греческого оно означает дом, жилище. И
    неслучайно этим словом называют науку об
    отношениях растительных и животных организмов, в
    том числе людей и образуемые ими сообщества, с
    окружающей средой- тем домом, в котором живет
    человечество. Чтобы жить в нем без страха за свое
    здоровье, радоваться красотам природы, нужно
    беречь этот дом, иначе вообще можно погибнуть,
    так как человек часть природы, и ее разрушение
    грозит ему множеством бед.

    Видеофрагменты:

    1. Озоновые дыры
    2. Наводнение
    3. Торнадо
    4. Техногенные катастрофы

    Ведущий

    :

    Меняем реки, страны, города:
    Иные двери: Новые года:
    А никуда нам от себя не деться,
    А если деться — только в некуда.

    4 ученик

    :1874 год — на улицах Казани появляются
    первые газовые фонари; 1928 год — строительство
    канализации; в 1933 году на площади Свободы, на
    берегу Казанки построили первую ТЭЦ, которая
    обеспечивала промышленные предприятия
    электрической энергией и теплом, а город — светом.
    С ТЭЦ горячая вода подавалась в городскую баню на
    углу Большой Красной, а неочищенные сточные воды
    сбрасывались в Казанку. Процесс интенсивной
    добычи нефти, с последующей закачкой воды вызвал
    состояние сейсмической ситуации на территории
    Татарстана. Существует перечень районов
    республики, почва в которых заражена
    радиоизотопами.

    Ведущий

    : Наши ученики встретились с пожилыми
    людьми, с коренными жителями поселка, чтобы
    представить себе местную экологическую ситуацию
    и что нужно сделать для того, чтобы сохранить
    нашу природу.

    5 ученик

    : Пожилые люди рассказывают какой
    красивой была природа нашего края. В Казанке
    текла чистая, прозрачная вода, в ней водилось
    очень много рыбы, в лесах обитали разны животные
    и птицы. Особенно много было лис, зайцев, волков,
    встречались глухари и др. На лугах росли травы,
    цветы, ягоды; трава была высокая и яркозеленая. На
    берегу Казанки в Дербышках действует
    очистительное сооружение, однако оно не
    обеспечивает очистку сточных вод до нормативных
    показателей. Никто не учитывает ущерб окружающей
    среде, раз так, то понятно, почему на предприятиях
    качество используемой в технологических
    процессах воды проверяется с помощью 10 приборов,
    а загрязненность сбрасываемой воды одним
    прибором или вообще не контролируется.

    6 Ученик: Речка Нокса стала грязной; на
    некоторых улицах можно увидеть кучи мусора. В
    окрестных лесах встречается всякий бытовой хлам,
    выжженные места от костров, бетонные могильники
    - результат деятельности местных предприятий.
    Настал час задуматься, как не допустить
    дальнейшего ухудшения экологической обстановки.
    Мне кажется, что мы должны начать с себя: не
    мусорить в лесу, на улице, на берегах наших рек
    Казанки и Ноксы, не ломать веток, не рвать зря
    цветов, особенно редких.

    7 ученик

    : Нельзя быть бессердечными и
    равнодушными к тому, Что происходи здесь, где мы
    живем. Казанка обмелела, потому что засорили
    родники — источники ее вод. Тот, кто найдет
    какой-либо родничок , вспомните об этом,
    расчистите его, полюбуйтесь живостью текущих из
    него ручейков, чистотой и прозрачностью его воды,
    попробуйте, как она вкусна. Давайте же беречь то,
    что дано нам Природой!

    8 ученик:

    Современный человек образован,
    много знает об окружающем мире, умеет применять
    свои знания для создания разнообразной техники,
    помогающей ему пользоваться природными
    ресурсами. Знание — сила, но она слепа, зрячей ее
    делает душа. Только душевный человек,
    чувствующий красоту природы и испытывающий боль
    от наносимого ей вреда, будет беречь природу,
    думать о предотвращении негативных
    экологических последствий.

    9 ученик

    : Неисповедимы пути даже самых лучших
    научных программ к практике. ИМГРЭ (Институт
    минералогии, геохимии и кристаллохимии редких
    элементов) Мингео России — крупнейшее
    объединение специализированных геохимических
    работ предлагает контролировать состояние
    окружающей среды по уровню загрязнения
    токсическими химическими элементами.

    10 ученик

    : Созданная ими новая технология
    контроля состояния окружающей среды применяется
    для выявления и оконтуривания очагов
    загрязнений на территории интенсивного
    хозяйственного освоения: в городах, промышленных
    комплексах. Изучение миграционных потоков
    химических элементов — «загрязнителей»и
    выявлении связи между ними в транзитных (воздух,
    вода, материальная продукция)и депонирующих
    (почвы, донные отложения, снеговой покров,
    биологические объекты ) средах. Её использование
    позволяет оперативно обнаруживать по степени
    экологической опасности различные источники
    загрязнений, определять их размеры, воздействие
    на окружающую среду, строить карты
    пространственной дифференциации токсичных
    элементов, а также оценивать биохимические,
    биологические, гигиенические последствия,
    кумулятивного последствия загрязнений на
    различные категории биологических объектов и
    здоровье человека.

    11 ученик

    : В питьевой воде содержатся многие
    металлы. Концентрация их так мала, что они не
    представляют опасности для здоровья. Однако,
    если уровень их содержания превышает
    установленные нормативы, возникает угроза
    накопления этих веществ в организме.

    12 ученик

    : При длительном употреблении воды с
    повышенным содержанием кадмия и хрома могут
    возникнуть заболевания почек, меди -
    желудочно-кишечного тракта, ртути — центральной
    нервной системы, цинка — расстройство
    деятельности желудка и двигательного аппарата,
    мышьяка -почек, печени, легких,
    сердечно-сосудистой системы, селена — кишечника,
    печени, почек, бериллия — органов кроветворения
    и нервной системы.

    13 ученик

    : У нас нет пока экономического
    механизма, который заставлял бы аккуратнее
    относиться к окружающей среде, к использованию
    пестицидов и минеральных удобрений. Это привело
    к тому, что уже многие водоемы загрязнены
    нитратами и нитритами — соединениями азота,
    которые в организме человека и животных легко
    преобразуются в канцерогенные
    нитрозосоединения.

    14 ученик:

    Рост научно-технического прогресса
    , расширение масштабов производства приводят к
    серьезным нарушениям в комплексе условия
    обитания человека; таких причин несколько:

    • 1. нехватка средств на природоохранные
      мероприятия
    • 2. недочеты и ошибки в планировании
    • 3. нарушение принципов хозяйствования
    • 4. недостатки в воспитании людей в духе
      бережного отношения к природе.

    15 ученик

    : Коллегия Прокуратуры России
    рассмотрела результаты проверок и потребовала
    от прокуроров 30 городов и районов взять под
    контроль предприятия и объединения, на которых
    нарушаются санитарно-гигиенические нормативы.

    16 ученик

    : Мы говорим о работе промышленных и
    энергетических предприятий, но ведь одним из
    главных загрязнителей является автомобильный
    транспорт.

    17 ученик

    : Безусловно. Автомобили только в
    атмосферу Земли ежегодно выбрасывают около 190
    млн т двуокиси углерода, свыше 50 млрд т различных
    углеводородов и окиси серы, соединений свинца; 50
    млн т окислов азота. И как следствие -
    образование смога, «кислотных дождей»,
    возникновение парникового эффекта, транспортные
    происшествия и другие экологические проблемы.

    18 ученик



    : Известно, что наши автомашины плохо
    продаются потому что не удовлетворяют
    современным санитарно-гигиеническим
    требованиям по выбросу токсичных веществ и
    нормативам по дымкости. К сожалению, выполнение
    экологических стандартов не проверяется,
    отношение к проблемам окружающей среды меняется
    крайне медленно.

    19 ученик

    : «:. На каждом шагу факты напоминают
    нам о том, — писал Ф.Энгельс, — что отнюдь не
    властвуем над природой так, как завоеватель
    властвует над чужим народов, не властвуем над ней
    так, как кто-либо находящийся вне природы, — что
    мы, наоборот, нашей плотью и мозгом принадлежим
    ей и находимся внутри ее, что все наше господство
    над ней состоит в том, что мы, в отличии от всех
    других существ, умеем познавать ее законы, и
    правильно их применять».

    Ведущий

    : В течение прошлого учебного года
    успешно работала ученическая экологическая
    экспедиция. Экологическая экспедиция, которая
    часто встречала препятствия в процессе общения с
    людьми разных слоев населения. Информация,
    которые они получили, заслуживает большого
    внимания.

    20 ученик

    :

    У нас пути иного нету,
    Одна волнующая нить -
    Неповторимую планету
    В наши жизни сохранить.

    Сообщение экспедиции:

    В Казани размещены
    следующие отрасли промышленности, как
    машиностроение и металлобработка, химическая,
    нефтехимическая, деревообраба-тывающая, легкая,
    пищевая, строительных материалов, тепловые
    электростанции. Из-за увеличения количества
    высотных построек в городе произошло ослабление
    скорости ветра, по сравнению с Дербышками в
    среднем 1,5 м/с. Изменился климат, сократилось
    число снежных дней. Изменение метеорологических
    факторов приводит к росту содержания
    загрязнителей в атмосфере. В Казани, как и в
    других городах, действует перечень ПДК вредных
    веществ в воздухе населенных мест, включающий
    сотни веществ. Эти нормы действуют, начиная с
    поверхности Земли вплоть до уровня верхних
    этажей самых высоких зданий. Установлено два
    типа ПДК: максимально разовые и среднесуточные.
    Первые могут вызвать кашель, раздражение
    слизистой оболочки и т.д. на повышенную
    концентрацию вредных веществ. Вторые — прямое
    или косвенное воздействие на здоровье человека.
    По некоторым оценкам выбросы вредных веществ
    превысили 1 млн.т. Больше всего оксида углерода
    (0,63), углеводородов (0,19), оксидов азота (0,14), вклад
    автотранспорта в загрязнение воздуха составил
    70%. Средние за год концентрации в воздухе
    формальдегида составили 6 ПДК, оксидов азота,
    фенола, аммиака — 2 ПДК. Так, например,
    среднегодовая концентрация оксида азота
    превышает ПДК в 2 раза, а максимальное разовое
    превышение в 10-15 раз. Средняя по городу
    концентрация оксида углерода (__)ниже ПДК, но на
    проспектах и в центре города максимально разовые
    концентрации превышены в 30 раз. При
    распространении загрязняющих веществ от
    источников выбросов необходимо знать
    метеорологическую ситуацию, которая определяет
    перенос загрязнителей от источников выбросов.
    Результаты наблюдения показали, что зимой в
    лучших условиях находятся северные и
    северо-восточные районы нашей столицы ( в том
    числе и район Дербышек), а наиболее загрязнены
    юго-западные районы. Летом создаются наиболее
    неблагоприятные условия в южных районах, при
    этом потенциал загрязнения возрастает в 50 раз.
    Состояние водопроводной воды оставляет желать
    лучшего: для обеззараживания на водопроводных
    станциях применяют хлор. Доказано, что при
    хлорировании воды, содержащей некоторые
    органические вещества, в ней могут образоваться
    тригаломинаты- производные метана, в молекулах
    которого часть атомов водорода замещены атомами
    галогенов (хлора, брома или иода). Эти соединения
    обладают большой биологической активностью и
    являются канцерогенми. К сказанному следует
    добавить, что параллельно водопроводным трубам
    иногда проходят канализационные, которые из-за
    ветхости пропускают наружу часть содержащихся в
    них нечистот. Увеличивается объем неочищенных
    сточных вод, попадающих в реки и озера. Был
    случай, когда в районе Азино возникла вспышка
    холеры, которая была вызвана загрязнением вод
    неочищенными хозяйственно-бытовыми стоками.
    Жесткая вода (с минерализацией выше 1 г/л
    непригодна не только для питья, но и для многих
    видов хозяйственной деятельности. Стало
    очевидно, что проблемы здоровья смыкаются с
    общеэкологическими проблемами, решение которых
    должно быть безотлагательным.

    Ведущий: Наша экспедиция не только собирала
    сведения о состоянии окружающей среды в
    Татарстане, но и проводила экологические
    исследования, применяя различные химические
    методы.

    21 ученик:


    Химия! Слово какое чудесное!
    Химия! Даже не слово — песня!
    Химия в жизни на каждом шагу!
    Химия! Жить без тебя не могу!
    Ты в хлебе, игрушках,
    В громких хлопушках!
    В краске, бензине!
    И в апельсине!
    В тканях, резине!
    В металлах, продуктах!
    В картошке и фруктах!
    Мы повторяем вам снова и снова:
    Химия -самое главное слово!

    22 ученик:

    Проводя эксперименты, каждый
    участник экспедиции почувствовал важность
    экологических проблем:

    ОПЫТ №1

    : оценивание загрязненности снега в
    данной местности — в чистые стеклянные банки
    набрали снег из различных мест (у дороги, в лесу, в
    центре поселка, в центре города), поставили в
    комнате и дождались пока он растает. По наличию
    мусора в воде определили, что самый грязный снег
    у дороги, затем в городе, в центре поселка, а самый
    чистый — в лесу.

    ОПЫТ №2:

    оценивание загрязненности
    окружающего воздуха — первый раз с помощью
    пылесоса и влажной фильтровальной бумаги, а
    второй раз с помощью чистого кусочка ваты,
    смоченного одой для протирания оконных рам, для
    определения пыли у дороги развешивали не
    деревьях мокрую фильтровальную бумагу. Через 5-6
    часов оценивали результат.

    ОПЫТ № 3:

    — определение свинца на поверхности
    Земли -индикатором свинца является 1Н раствор
    иодида калия и 6% раствор азотной кислоты -
    проводили качественный анализ, по количеству
    осадка оценивали количество свинца.

    ОПЫТ № 4

    : определяли количество свинца в
    почве- также брали пробы в пакеты, на каждый
    клеили этикетку. Подсушили в течение 5 дней, из
    каждой пробы брали навеску по 10 мг смешивали с
    дистиллированной водой, через сутки добавляли
    индикатор свинца. Вывод: на обочины дороги и в
    городе одинаковое количество, а в лесу его нет.

    ОПЫТ №5: определение содержания свинца в
    растениях. Исследуемый материал — листья, траву,
    упаковывали в пакеты. Каждую растительную группу
    превратили в гомогенат, залили дистиллированной
    водой, оставили на сутки, а затем по описанной
    выше схеме ввели индикатор свинца.

    Общий вывод:

    содержание свинца превышает ПДК
    у дорог, в пределах нормы в городе, а в лесу он
    почти отсутствует.

    Младшая группа учащихся исследовала воду в
    реке Нокса на цветность, прозрачность, запах,
    наличие ионов хлора (нитратом серебра), наличие
    жира (камфарой).

    Вывод: вода непригодна даже для технических
    нужд, отвратительно пахнет, содержит хлор,,
    жировые загрязнения. Экологическая обстановка
    крайне напряженная и нужно принимать срочные
    меры по спасению окружающей нас природы!!!

    Ведущий:

    Сегодня каждый из нас получил
    огромное количество информации о состоянии
    природы нашего края и республики. Вспомним и
    ответим на вопросы, который приготовили нам
    участники экспедиции:

    • Что означает слово «экология»?
    • Каким помнят старожилы свой родной поселок?
    • Когда появились первые газовые фонари на улицах
      Казани?
    • Когда построили первую канализацию?
    • К чему может привести закачка воды в
      использованные скважины?
    • Почему Казанка обмелела?
    • Назвать причины нарушения условий обитания
      человека.
    • Перечислить химические вещества, выбрасываемые
      в виде продуктов сгорания автомобилями?
    • Как влияет на скорость ветра высота построек?
    • Газ, необходимый для дыхания?
    • Из чего делают бензин?
    • Как влияет пролитый бензин на обитателей
      водоема?
    • Что является индикатором на свинец?
    • Какие металлы преобладают в питьевой воде в
      Дербышках?

    Хочется верить, что сегодняшний разговор о
    экологии не пройдет бесследно, и каждый из вас
    сделает соответствующие выводы:

    Наше время настало, ребята.
    Родную природу беречь и любить.
    Ведь для каждого очень важно,
    Как на нашей планете жить.

    Нам, как радость, нужны и понятны
    Шум лесов и ручьев хлопотливая речь.
    Так давайте же вместе ребята,
    Родную природу беречь!




    Следующий: