Химический вечер по теме: Д. И. Менделеев — великий химик

На сцене большой плакат: “Наука только
тогда благотворна, когда мы ее принимаем не
только разумом, но и сердцем”. Д.И. Менделеев. В
центре сцены – портрет ученого, перед портретом
стоят цветы.

Ведущий: Мы живем в такую эпоху, когда
начинают превращаться в действительность самые
фантастические мечты: летают искусственные
спутники Земли, устремляются в космическое
пространство корабли. Разве не превосходят
фантастику удивительные подвиги человека,
вышедшего из корабля в необъятный простор
космоса?

Все эти достижения стали возможными благодаря
огромному труду русских ученых, среди которых
назовем имя одного из величайших корифеев науки
– Дмитрия Ивановича Менделеева. Ему и посвящаем
наш вечер.

Закон великий он открыл,
Наш русский химик Менделеев,
На много лет опередил
Других известных корифеев.
Его закон, как свет, большой
Путь науке осветил,
И мир живой и неживой
Нам тайны атома раскрыл.

Первый ученик: Среди многих славных
имен имя великого русского химика занимает
особое место. Одним только открытием
периодического закона он намного опередил свою
эпоху, и смело бросил взгляд на целые десятилетия
вперед.

Открыв периодический закон и периодическую
систему, Д.И. Менделеев предсказал свойства еще
неизвестных тогда элементов. Однако это
величайшее открытие ученого оценили не сразу.
Только после открытия трех предсказанных им
элементов (галлия, скандия и германия) и
поразительного совпадения определенных опытным
путем свойств, стало ясно значение этого закона
для науки.

Помимо открытия периодического закона и
периодической системы элементов Менделеев
написал около пятисот научных работ, в том числе
по исследованию растворов, упругости газов,
переработке нефти, подземной газификации угля,
метеорологии и др. Он изобрел бездымный порох.

А без труда Д.И. Менделеева о сопротивлении
воздуха немыслимы кораблестроение,
воздухоплавание и баллистика. Но больше всего
русского ученого интересовали недра Земли с их
неисчерпаемыми богатствами, которые предстояло
осветить “фонарем науки”, т.е. хорошо изучить. Он
впервые высказал смелую и оригинальную мысль о
превращении каменного угля в генераторный газ.

Многие из проектов ученого претворились в
жизнь только в послевоенные годы. Используя
законы, открытые Менделеевым, человек покорил
стихию, а Земля открыла свои кладовые с запасами
ценных руд, нефти, каменного угля, природного
газа.

Осуществлена подземная газификация угля,
осваиваются воздушные просторы.

Ведущий: (читает стихотворение С.
Щипачева.)

В природе ничего другого нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоят единых.

Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Ты знаешь газ легчайший – водород,
В соединении с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете

Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сам
Одной лабораторией огромной.

На сцену выходят трое учащихся.

Ведущий: (громко) Знаете ли вы?

Первый ученик: … что до Менделеева
делали попытки создать систему элементов ученые
Деберейнер, Одлинг, Шанкуртуа, Ньюлендс и Майер,
но периодического закона они не открыли.

Второй ученик: … что первое сообщение
о новой системе элементов за больного Менделеева
на заседании Русского химического общества в 1869
году сделал ученый Меншуткин.

Третий ученик: … что Д.И. Менделеев в
1887 году один поднялся на аэростате, чтобы
наблюдать солнечное затмение, а приземлиться
пришлось в другой губернии, в поле, и суеверные
люди, сбежавшись из ближайших деревень, считали,
что это спустился на землю бог.

Учащиеся уходят со сцены. На сцену выносят
вычерченный на большом листе бумаги кроссворд.

Ведущий: Кто из вас впишет буквы в
пустые клетки, так чтобы по горизонтали можно
было прочесть названия известных металлоидов из
таблицы Менделеева.

Если желающих не оказывается, то заполняет
клетки ведущий со слов зрителей.

Ведущий: А сейчас вам будет показан
опыт-загадка “Выстрел из пушки”.

Выходит на сцену ученик. Показывает всем
комочек ваты, укладывает его на дно пробирки,
тщательно уплотняет и закрывает пробирку
резиновой пробкой. Пробирку укрепляет
горизонтально в лапке штатива. Впереди, на
некотором расстоянии (не более 1 м.) ставит мишень
для стрельбы – лист тонкой бумаги. На спиртовке
нагревает дно пробирки, происходит выстрел.

Ведущий: Какое вещество было нагрето в
пробирке? Почему произошел выстрел? Кто из
химиков впервые разработал получение этого
вещества?

Учащиеся отвечают.

Ведущий: А сейчас предлагаем
викторину. Кто из вас самый сообразительный, кто
лучше знает химию? Итак, начинаем:

  1. Фамилия какого известного ученого одинакова с
    названием одного из химических элементов?
  2. Какие из элементов таблицы при обычных условиях
    являются жидкими?
  3. Какой элемент был сначала обнаружен на Солнце, а
    потом на Земле?
  4. Каким расплавленным металлом можно заморозить
    воду?
  5. Название какого элемента в переводе означает
    “зловонный”?
  6. Назовите металлы, которые могут плавиться в
    теплой руке.
  7. Какие из элементов периодической таблицы носят
    названия планет?
  8. Название какого элемента с перевода означает
    “ленивый”?
  9. Каким металлом можно писать?
  10. Какой из металлов можно легко растереть в
    порошок?
  11. Какой элемент был впервые получен из мочи?

Первенство в викторине завоевали … (называются
фамилии нескольких учащихся, которые правильно
ответили на вопросы, победителям вручаются
призы.)

Ведущий: Опыт-загадка “Огненное
колесо”.

В лапке штатива, на нитке подвешена колба с
плотной пробкой. Ученик помещает в колбу металл,
доливает жидкость и плотно закрывает ее пробкой,
через которую пропущена трубка-тройник с
отогнутыми в разные стороны концами. Висящая на
нитке колба через некоторое время начинает
вращаться. Ученик подносит к концам тройника
горящую лучинку, и, получается огненное
вращающееся колесо.

Ведущий: Почему вращается колба?

Учащиеся отвечают. На сцену выносят
вычерченный на большом листе бумаги кроссворд.

Ведущий: Если в пустые клетки мы
правильно впишем названия химических элементов,
то из начальных букв получится название
искусственного элемента. Давайте подумаем.

  1. Щелочной металл.
  2. Металл, используемый для изготовления
    консервных банок.
  3. Металл, используемый для получения атомной
    энергии.
  4. Радиоактивный элемент, открытый супругами Кюри.
  5. Элемент из группы лантаноидов.
  6. Щелочной металл.
  7. Благородный металл.
  8. Элемент группы VIII.
  9. Галоген.

Заполнив клетки, ведущий громко объявляет
названия элементов.

Ученик: Есть здесь чему удивиться.
Совсем не похож на металл, но в химической
строгой таблице рядом с металлами встал. Что это?

Ведущий: Опыт “Загадочная смесь”.

В лапке штатива вертикально укреплена
пробирка. Ученик берет навеску белого, желтого и
черного вещества, всыпает в ступку и тщательно
перемешивает пестиком. Часть полученной смеси
всыпает в пробирку (примерно 1,5 – 2 см.),
подставляет под дно пробирки спиртовку и отходит
в сторону. Через 1-2 минуты происходит сильная
вспышка.

Ведущий: Что представляет собой смесь?
Назовите, какие вещества были взяты? Почему
произошла вспышка?

Зрители объясняют. На сцене развешиваются
картины, на которых нарисованы мухомор, хвощ,
морская водоросль, фиалка трехцветная и гриб
дождевик.

Ведущий: Кто объяснит, какая связь
между этими растениями и химическими элементами?

Учащиеся объясняют. В случае затруднения
объясняет ведущий.

Ведущий: Сейчас вы посмотрите
пантомиму “В химической лаборатории”.

Ученик комично изображает человека, впервые
попавшего в химическую лабораторию. Сначала он
боязливо и неуверенно осматривается, затем
осторожно прикасается к предметам, что-то роняет
на пол, пугаясь, подбирает осколки. Успокоившись,
пытается что-то достать с высоких полок. Вынимает
пробирки из сосудов и нюхает. Изображает реакцию
на запах аммиака, хлористого водорода,
сероводорода. Шарит по карманам, находит спички и
делает вид, что что-то зажигает. Взрыв. Пугается и
убегает.

Ведущий: Рассказ-задача “Исчезнувшие
пуговицы”.

Ученик: Однажды проверили большой
интендантский склад. В ящиках, где хранились
металлические пуговицы для солдатского
обмундирования, обнаружили какую-то серую труху.
Интендантов заподозрили в краже пуговиц, и дело
дошло до суда. Как ни странно, но выручили
интендантов химики, которые доказали, что
пуговицы исчезли из-за сильных морозов, т.к. склад
не отапливался. Из какого металла были
изготовлены пуговицы?

Ученик уходит. По средине сцены вывешивается
красочная картина, но которой изображен осенний
пейзаж.

Ведущий:

1. Кто из вас назовет химический элемент,
соединения которого могут быть использованы в
качестве красок? Какими из них можно нарисовать,
например, такой пейзаж?

Акварельные картинки:
Синяя студеная вода,
Красные озябшие осинки,
Паутинок тонких невода.

Звонкие раскрашенные листья,
Голубой, чуть видимый туман …
Вероятно, с красками и кистью
Здесь прошел художник Левитан.

2. Где и когда впервые были опубликованы
менделеевские слова: “Посев научный взойдет для
жатвы народной”?

3. Свойства каких трех элементов особенно
подробно были предсказаны Д.И.Менделеевым, как он
их назвал? Кем и когда они были открыты?

4. колько было известно элементов ко времени
открытия Д.И. Менделеевым периодического закона.
Сколько их известно в настоящее время?

Зрители отвечают, в случае затруднения
помогает ведущий. Учащиеся, принявшие активное
участие в разгадывании вопросов викторины,
опытов-загадок, проявившие находчивость и
смекалку награждаются призами.

Следующий: