Химический марафон

Цели и задачи:


Образовательные:

проверить и обобщить
знания учащихся по, химии, экологии и, показать
связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся.

Развивающие

: способствовать развитию
интереса к предмету.

Воспитательные

: способствовать
эстетическому воспитанию детей, создавать
ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к
данным предметам, любовь к природе.

Ведущий 1

: (Читает стих Е.Ефимовского)

Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло?)
Дым- легкий, а скала тверда.
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем? И где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел нерастворим.
Бумага не горит дотла:
В печи останется зола.
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите — так взвесьте.
Открытый путь — нелёгкий путь.
Но человеку — не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется в перёд.

Итак, сегодня здесь собрались самые
любознательные. Итак, с вашего позволения
начинаем наше состязание.

Кто хочет стать богаче? Проекция на экран

Ведущий2: Я рада приветствовать образованных
людей, собравшихся в этом зале, тем более что нас
осталось так мало. Это шутка, а вот то, что мы
начинаем отборочный тур игры – правда. Богаче
попробует стать тот из вас, кто первым составит
из двух предложенных слов одно. Подсказываю:
ответ связан с химией. Буквы можно менять
местами. Пример: Проекция на экран: г. Ронда -
радон. Поднимайте руку, когда ответ будет готов, в
случае неверного ответа, вам будет предложена
другая пара слов. Проекция на экран. Ниже
представлена презентация (Приложение
№ 1
), которая содержит в себе вопросы
отборочного тура и игры “Кто хочет стать
богаче?” Отборочный тур. Приложение
№ 1

В игру вступает ………

Правила игры

: вам будут предложены вопросы и
варианты ответов к ним. Вам нужно угадать
правильный ответ. За него вы получите приз. Если
вы решите отвечать на следующий вопрос и
правильно ответите, вы получите уже другой приз
/только один/. Если ответ будет неверным, вы
теряете приз. Можно отказаться отвечать и взять
предыдущий приз. Каждый нацело делящийся на пять
вопрос, является “несгораемым” т.е. не теряется.
Правильно ответив на десятый вопрос, вы получите
его в любом случае, даже ответив неверно на
одиннадцатый вопрос, но приз за вопрос №5 вам не
достанется. Вы можете воспользоваться
подсказкой зала, /все поднимают руки на варианты
ответов/, подсказкой друга /30 секунд общения/, 50 на
50 /компьютер уберёт два неверных ответа/,
подсказкой учителей-профессионалов.

Названия подсказок написаны на отдельных
листах, по мере использования они убираются

Начинаем игру. Под музыку несут заставку
“Стань богаче”

1игра. Проекция на экран. Ведущий читает
вопросы и ответы. Предлагает назвать правильный.

Большой прайс – лист (расписаны призы,
победитель выбирает призы)

Ведущий2

: Я благодарю всех за участие в игре.

Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!
Знание наук нам жить помогает,
Оно как друг, и зовёт, и ведёт.
Кто прочно основы наук узнает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

Ведущий 1

: А я зову на новую игру. Поле чудес.

Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому,
Кто живёт согласно, дружно,
С постоянным почему.

“Поле химических чудес чудес”. Участие в
игре примут три игрока, набравшие больше жетонов.

Отгадайте загадки: Приложение №2

Ведущий1: Приступаем к игре.(“Идёт” реклама
под музыку “Поле чудес”.) Задание для первой
тройки игроков

  1. Отбеливание шелка, шерсти, пера, мехов, воска и т.
    п., для реставрации картин (восстановление
    первоначального цвета красок), в пищевой
    промышленности для консервации молока, в
    медицине как дезинфицирующее средство, в
    химическом производстве, в реактивной технике.
    (тиосульфат натрия).
  2. Химический препарат для уничтожения вредных
    насекомых. (инсектицид).
  3. Прцесс соединения воды с частицами
    растворенного вещества.(гидратация).
  4. Природные тела, приблизительно однородные по
    физическому и химическому составу, образующиеся
    на поверхности или в глубинах Земли в результате
    физико-химических процессов.(минералы).
  5. Фактор ускоряющий химическую реакцию
    (температура).
  6. Реакция между кислотой и основанием.
    (нейтрализация).
  7. Портрет?

Презенты участникам.

СУПЕРИГРА /приз/

Ведущий1

раскручивает барабан. Сектор приз!
Приз в студию. Переносная доска, написаны слова и
закрыты бумагой. Жетоны. Призы. Презенты.

“Идёт” реклама под музыку: “ПРИЗ, ПРИЗ, ПРИЗ”

Ведущий 2

:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все — от песчинок малых — до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Ведущий 1

: Прежде чем приз разыграть,
попробуйте на мои вопросы ответ дать. Приложение
№3

Приберегите пока свои жетоны, они вам
пригодятся. А сейчас — призы. Их получат те, кто
первым угадает, о чём идёт речь.

Чёрный ящик

. Разыгрываются предметы, лежащие
внутри этого ящика.

Пока вопрос не дочитан до конца, ответ не
принимается.

Ведущий1

: В нашем загадочном «черном
ящике» нехитрые предметы, прочно вошедшие в
наш быт, кто отгадает, что это за предметы,
получит их в подарок. (Ведущие по очереди задают
вопросы и дарят предметы личной гигиены
зрителям).

1.»Возмите сухие мирру ладан, кау, ветки
мастикового дерева, бараний рог, хебут из
Северной Сирии, геникум и изюм «- вот рецепт так
называемого «папируса Эберса». О чем идет
речь? (зубной порошок).

2. Знаменитый арабский ученый и врач Ибн Сина,
живший в Х –ХI вв., оставил человечеству много
своих открытий. Этот предмет он тоже подарил
человечеству, но ошибочно считал, что им должны
пользоваться люди страдающие болезнями. Сырьем
для изготовления этого предмета в разные времена
служили — глина, зола, природные щелочные соли,
растения, животные жиры и т. д. (мыло).

3.Самое простое и удивительное вещество на
планете. Его физические и химические свойства
давно изучены, но оно до сих пор продолжает нас
удивлять, открывая перед нами асе новые и новые
свои возможности в организме человека 60-70%. (вода).

Ведущий 2:

Соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьям.
Пусть борьба кипит сильней, наша дружба крепнет с
ней.
Я приглашаю вас на “Весёлый брейн — ринг”.

“Несут” заставку “Брейн — ринг”

Формирование команд

. Те, кто родился в…
вставай, вставай. Место за красным столом
занимай… Место за синим столом занимай…

Правила игры. Выслушать вопрос, после сигнала
нажать кнопку. Первой отвечает та команда,
которая быстрее её нажмёт. В случае неверного
ответа или фальстарта, отвечает вторая команда. Если
верный ответ не получен, во 2 раунде
разыгрывается два очка.
Игра идёт до пяти
очков. На обдумывание ответа даётся одна минута.
Если загорелась лампочка – обсуждение ответа
прекращается.

  1. Древнегреческое название янтаря. /Электрон/
  2. Зелёный красящий пигмент растений./Хлорофилл/
  3. Самый лёгкий газ. /Водород/
  4. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая ее?
    (Растворить в кислоте).
  5. Какой элемент в одних случаях тверд как сталь, а
    в других – мягкий? (Углерод, все зависит от
    кристаллической решетки; алмаз – твердый, графит
    – мягкий)
  1. Какая вода мутится от дыхания? (Известковая)
  2. Какой металл, при комнатной температуре жидкий?
    (Ртуть
  3. Загадка об элементе: Он нужен всем, когда лишь
    связан, но вяжется с большим трудом. Весь мир
    живых существ обязан ему, конечно же, белком.
    Распространен во всех трех царствах. Активным
    станет лишь в огне. Он есть и в красках и в
    лекарствах, он нужен в мире и в войне. (N)
  4. Едва ль найдете вы свободным тот элемент,
    который здесь мы обсуждаем, однако, помните, он
    весь скрывается от наших взоров в стекле, песке и
    хрустале. И по распространенью занял второе
    место на Земле. (Si)
  5. Его назвали “светоносный”, он ядовит и горюч.
    Есть аллотроп его известный безвредный, красный
    как сургуч. Необходим он всем растеньям, в
    природных минералах есть. Относят соли к
    удобрениям, которых нам не перечесть. (Р)
  6. Как можно раздробить на отдельные молекулы
    кусочек льда? (Превратить его в водяной пар)
  7. Это газ и он бесцветный, самый легкий,
    незаметный. (Н2)
  8. Какую кислоту можно пить? (Н2СО3)

Вручение сувениров обеим командам. Игроки
команды победительницы разыграют между собой
клад.

Ведущий 2

: И сейчас вы попытаетесь отыскать
клад. Но его получит только один из вас, так
сказать – “Последний герой”. А для этого вам
предстоит пройти несколько этапов. На каждом
рубеже мы будем, к сожалению, терять игроков. Но
игра есть игра. И прежде, чем её начать, я
предлагаю познакомиться друг с другом поближе.
Для этого вы выберите себе псевдоним, более всего
вам подходящий. Например, я буду “Ведущая”. А кто
будете вы? Бейджики:
“Настойчивая”,“Улыбчивая”,“Добрая”,“Трудоголик”,“Верная”,“Лидер”“Требовательная”,“Инициатор”,“Весёлая”,“Жизнерадостная”.Очень
приятно познакомиться! Первое задание находится
в конверте, выполнив его, вы получите слово –
пароль, которое позволит вам приступить ко
второму этапу. Время выполнения одна минута. Песочные
часы.

№ 1. Записав ответы на поставленные вопросы,
подчеркнув указанную букву и взяв её из каждого
слова-ответа, вы составите слово-пароль. Запишите
его в графу “ПАРОЛЬ”. С этим паролем обратитесь
к “Ведущей”.

  1. Металл, который растворяется только в “царской
    водке” (Из ответа возьмите первую букву.) /Золото/
  2. Какая кислота находится в стрекательных
    клетках крапивы (Из ответа возьмите восьмую,
    затем четвертую букву.) /Муравьиная/ 3.От наличия
    какого химического элемента зависит острота
    зрения. (Из ответа возьмите пятую букву.) /Селен/
  3. Как называют соли кремневой кислоты.. (Из ответа
    возьмите вторую букву) /Силикаты/.
  4. Соединением какого химического элемента был
    отравлен Наполеон. (Из ответа возьмите пятую
    букву). (Мышьяк). Пароль: Знания.

Пока команда думает, даётся задание
болельщикам.



Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? – спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись “Очень плохо!”
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул – “Шалопай!”
Чем заслужил ты единицу? — спросила старшая
сестрица.
Моль — подсказывал я другу
Съела бабушкину шубу.
А химичка рассердилась
За дневник мой ухватилась.

Ведущий 1

: Дорогие друзья! Надеемся, что вы
точно знаете, что обозначает в химии моль.
Объявляем конкурс болельщиков. Составьте как
можно больше слов из букв слова
“РАСТВОРИМОСТЬ”. Варианты ответов подпишите,
победителя ждёт сладкий приз. Итоги подведут мой
помощники. Отдельные листочки бумаги.

По истечении времени собрать ответы, передать
ведущему, прокомментировать правильные ответы
на слово пароль. Задание выполнено, тем не менее,
нам придётся расстаться с одним из игроков.
Подумайте, чей вклад в победу был минимальным.
Кто и так богат. Пока вы думаете, итоги конкурса
“РАСТВОРИМОСТЬ”.

Игроки называют, того, кто должен покинуть игру.
Почему? /Можно удалить двоих/.

Второе испытание. “Пентагон”.

Вопросы второго раунда приносят игрокам от 1 до
5 баллов в зависимости от количества
использованных подсказок. Ответ после первой
подсказки оценивается в 5 баллов, после второй –
в 4 балла и т.д. Игрок, набравший максимальное
количество баллов, зарабатывает себе
“иммунитет” и не может быть удалён при
последующем голосовании. За каждый ответ
даётся жетон разного достоинства
. Жетоны
выдаёт помощник ведущей.

1. О фамилии очень известного ученого.

1) Ученый-хранитель Депо образцовых гирь и
весов, которое в 1893 г. по его инициативе было
преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893
г. — управляющий).
2) Научные работы относятся преимущественно к той
дисциплине, которую называют общей химией, а
также к физике, химической технологии, экономике,
сельскому хозяйству, метрологии, географии,
метеорологии
3) В его честь назван элемент 101
4) Создал современную гидратную теорию растворов,
уравнение состояния идеального газа, разработал
технологию получения бездымного пороха, открыл
великий закон, написал лучший для своего времени
учебник химии.
5) Чемоданных дел мастер. Ответ: Менделеев Д.И.

2. В природе очень много веществ. Об одном из них
пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

1) Его можно использовать для уменьшения трения.

2) Это вещество называют “соком жизни на Земле”.
3) Его используют в системах нагрева и охлаждения.

4) Из этого вещества на 65% состоит организм
взрослого человека.
5) Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы
довольно часто встречаемся. Ответ: вода.

3. О фамилии очень известного ученого.

1) Ученый, положивший начало разработке
общепринятой научной и технической терминологии
на русском языке.
2) Он первым в России разработал способ получения
цветных стекол, вместе со своими учениками
создал из этих стекол панораму “Полтавская
битва”.
3) Первый русский академик. Был создателем многих
химических производств (неорганических
пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Разработал
технологию и рецептуру цветных стекол, которые
он употреблял для создания мозаичных картин.
Изобрел фарфоровую массу.
4) Он ввел в русский язык слово “физика”.
5) О нем А.С. Пушкин писал: “Он создал первый
русский университет. Он, лучше сказать, сам был
первым нашим университетом”. Ответ: М.В.
Ломоносов
.

4. Происходит от греческих слов «антос
аммонос» — цветок бога Амона (Юпитера): сростки
игольчатых кристаллов минерала блеска
(антимонита) в самом деле напоминают цветы.

1) Волк открывает пасть называли алхимики.
2) Знакомство человека с насчитывает уже не одно
тысячелетие: в странах Древнего Востока
(например, в Вавилонском царстве) из нее
изготовляли вазы, различные сосуды и другие
предметы.
3) В старину на Руси служила краской для бровей.
4) Разнообразна «деятельность» и соединений .
Их используют, например, для вулканизации
каучука в производстве резины. Триоксид служит
огнестойкой добавкой к тканям — ею пропитывают
театральные занавеси, драпировки, брезенты.
Изготовленной на его основе краской окрашивают
подводную часть и надпалубные постройки
кораблей. В качестве пигмента соединения этого
элемента входят в состав многих красок,
применяемых в живописи («неаполитанская
желтая»), в производстве керамики и фарфора,
белого молочного стекла и эмали для кухонной
посуды.

Ответ: сурьма

5.

1) К открытию этого элемента, столь важного для
здоровья человека, действительно была причастна
кошка.
2) Рассказывают, что однажды в химической
лаборатории Куртуа его любимая кошка, которая
спокойно сидела на плече хозяина, вдруг проявила
свой независимый нрав и прыгнула прямо на стол,
где стояли реактивы. Разбились две колбы — с
серной кислотой и с золой водорослей в этиловом
спирте, и произошло неожиданное: от стола
поднялись клубы сине-фиолетового «дыма».
3) В человеческом организме всего 25 мг; он играет
роль микроэлемента.
4) 10%-е спиртовые растворы используют для
обработки ран, для профилактики атеросклероза и
т.д. Ответ :йод

Давайте сосчитаем количество набранных баллов.
Игрок с минимальным количеством баллов сам
покинет игру, с максимальным — не участвует в
голосовании. Остальные по очереди подходят к
жертвенному огню /свеча/, пишут псевдоним игрока,
который, по их мнению, покинет игру. Может быт
двое.

Свеча, спички, бумага.

Третье испытание.

Вы будете по очереди отвечать на предложенные
вопросы. Выиграет тот, кто первым наберёт два
балла. При одинаковом счёте, игра идёт до
победного очка. Для чистоты игры, вопросы будете
вытягивать сами. Вопрос спрятан в киндер – яйцах.

  1. Какой газ находится в кислородных подушках?
  2. Вещества, которые получают при горении разных
    веществ в кислороде?
  3. Как называется реакция, при которой выделяется
    тепло?
  4. Как называются соли угольной кислоты?
  5. Как называется кислота, по уровню производства
    которой можно судить о мощности химической
    промышленности станы?
  6. Назовите вещество, которое образуется при
    горении кислорода и водорода.
  7. Назовите самый лёгкий газ.
  8. Вещество, дезинфицирующее воду, и не
    оставляющее привкуса? (Озон)
  9. Способ подготовки твёрдых веществ к
    растворению, заметно ускоряющий этот процесс?
  10. Метод очистки воды? (Фильтрование)
  11. Назовите металл, плотность которого меньше
    плотности воды. (Натрий)
  12. Как называется процесс, сопровождающийся
    отдачей электронов.
  13. Назовите свойство атомов химических элементов,
    образующих два или несколько простых веществ?
  14. Какой тип кристаллической решётки в алмазе?
    (Атомная)
  15. Как называется химическая связь между ионами?
  16. Назовите химический элемент, название которого
    произошло от названия планеты?
  17. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие
    одинаковый заряд ядра?
  18. Назовите наиболее активный неметалл.
  19. Назовите металл, который входит в состав
    поваренной соли?
  20. Назовите химическую формулу мела, мрамора,
    известняка.
  21. Как называется предмет, который может в руках
    детей оказаться опасной игрушкой?
  22. Как называется соединение кислорода
    необходимое для процессов жизнедеятельности?
  23. Назовите природный газ, в состав которого
    входит С и Н.
  24. Назовите кислоту, при взаимодействии с
    металлами не образующая водород.
  25. Назовите самый распространённый элемент в
    космосе.
  26. Назовите учёного химика, который не различал
    некоторые цвета.
  27. Как называются растворимые в воде основания?
  28. Элементарные частицы, движение которых
    обуславливает многие физические свойства
    металлов?
  29. Назовите химический элемент, который входит в
    состав отбеливателей.
  30. Назовите самый распространённый элемент земной
    коры. (Кислород)
  31. Какой металл используют при изготовлении
    бенгальских огней? (Магний)
  32. Жидкий металл? (Ртуть)
  33. Назовите нерастворимую в воде кислоту.
    (Кремниевая). Определяется победитель игры.

Ведущий 1:

Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как вы пытались баллы добывать,

Мы — приёмы некоторые показать.
И не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!

Литература:

  1. В.Н. Алексинский “Занимательные опыты по
    химии” Москва. Просвещение 1980.
  2. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская “Предметные недели в
    школе: химия, физика”, издательство “Учитель”,
    Волгоград, 2001 г.
  3. И.А. Леенсон “100 вопросов и ответов по химии”.
    Издательство “Астрель” 2002.
  4. О.Ольгин “Опыты без взрывов”. Москва. Химия 1986.
  5. Л.Е.Сомин “Увлекательная химия” Москва.
    Просвещение 1972.
  6. С.А. Харлакевич “Посвящение в химики”//химия в
    школе № 6/2002 г., стр. 76-79.
  7. М. Орлова. “Я познаю мир. Детская энциклопедия.
    История вещей”. Москва. Издательство “АСТ”. 1998.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3




Следующий: