Химический марафон по темам: Основные классы неорганической химии. Количественные отношения в химии

Цель мероприятия:

  1. Обобщить, закрепить и систематизировать ранее полученные знания по темам: «Основные классы неорганической химии. Количественные отношения в химии».
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, умение быстро и четко отвечать на вопросы.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к химии.

Подготовительная работа:

  1. Учащиеся класса делятся на три команды.
  2. Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов.

Ход мероприятия

1 ведущий

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все – от песчинок малых – до планет
Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него руками трогай.

2 ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию лучших восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они, стать гражданами великой химической страны?» Страна эта древняя и волшебная, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них еще не удавалось ни одному человеку. Лишь самым, умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. Итак, начнем!

1 ведущий: Задание №1.

  1. Что такое степень окисления?
  2. На какие группы делятся все неорганические вещества?
  3. Какие вещества называются оксидами?
  4. Классификация оксидов?
  5. Какие вещества называются кислотами?
  6. Какие вещества называются основаниями?
  7. Какие вещества называются солями.

2 ведущий Задание №2.

О каком веществе идет речь (название, формула)?

  1. На суку сидит сова,
    Выдыхает _____________________________
  2. Сапоги мои того,
    Пропускают ___________________________
  3. Его все знают,
    В магазине покупают,
    Без него не сваришь ужин -
    В малых дозах в блюдах нужен ___________
  4. Флакон с веществом, обычно имеется в каждой квартире,
    С рожденья ребенок любой с ним знаком,
    Едва лишь покинет он с мамой роддом,
    Ею искупают в ванночке с ним,
    Ведь он для дезинфекции незаменим. _________
  5. Что за чудо посмотри,
    По доске он проезжает,
    За собой след оставляет. ____________________
  6. Если нет у вас для теста разрыхлителя
    вы вместо него.
    Положите в пироги. ________________________

1 ведущий: Задание №3

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

  1. Не все то аурум, что блестит.
    __________________________________________________________________
  2. Белый, как карбонат кальция.
    __________________________________________________________________
  3. Куй феррум, пока горячо.
    __________________________________________________________________
  4. Слово — аргентум, а молчание – аурум.
    __________________________________________________________________
  5. 5.Купрумного гроша не стоит.
    __________________________________________________________________
  6. Стойкий станумный солдатик.
    __________________________________________________________________
  7. С тех пор много Н2О утекло.
    __________________________________________________________________
  8. Тяжёлые плюмбумные тучи.
    __________________________________________________________________

2 ведущий: Задание №4

Игра в «Крестики и нолики».

Выигрышный путь

1) формулы оснований

KOH

H2SO4

LiOH

H3PO4

Al(OH)3

SO3

Ca(OH)2

NaCl

HCl

2) формулы кислот

HBr

HCl

H2SO4

NaCl

H2O

HCl

CO2

Al2O3

H3PO4

3) формулы солей

KNO

KOH

ZnBr2

AgCl

AlPO4

H2CO3

H2SO4

SO3

Na2CO3

1 ведущий: Задание №5

1) Составьте формулы всех возможных оксидов, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз).

При условии, что оксидообразующие части должны находиться рядом.

2) Составьте формулы десяти разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз).

При условии, что кислотообразующие части должны находиться рядом.

2 ведущий: Задание № 6

Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующим правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого.

Формулы

Оксиды

Кислоты



Основания

Соли

K2O

М

А

Ш

А

H2CO3

П

Е

Т

Р

P2O5

Н

И

М

А

CuSO4

П

О

С

Д

Ca(OH)2

Л

И

Е

С

Fe(NO3)3

А

Н

У

Л

SO2

Е

Л

З

А

H3PO4

Н

Е

Л

С

Na3PO4

Ч

У

М

В

1 ведущий: Задание № 7

Решите задачи. Заполните таблицу.

1 команда

Формула вещества

М

n

m

Na

N

Формула для расчета

СН4

3моль

СН4

160г

СН4

12 ·1023

2 команда

Формула вещества

М

n

m

Na

N

Формула для расчета

Н2S

4моль

Н2S

170г

Н2S

18 · 1023

3 команда

Формула вещества

М

n

m

Na

N

Формула для расчета

NH3

5моль

NH3

85г

NH3

3 · 1023

1 ведущий: Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить своё путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать многого нового и интересного.

2 ведущий: Предоставляем слово жюри, которое подведет итоги и объявит победителей.

Приложение

Список литературы

  1. Мы изучаем химию. А. А Тыльдсепп, В. А Корк. Москва «Просвещение»
  2. Внеклассная работа по химии. Э. Г Злотников. Москва 2004 года.
  3. Внеклассная работа по химии. М. П. Сергеева. Москва 2001 года.
  4. Внеклассная работа по химии. С. М. Курганский. Москва 2006 года.
  5. Дидактические игры при обучении химии. Г. И. Штремплер, Г. А. Пичугина. Дрофа» Москва 2003 года.
  6. Интеллектуальные игры по химии. С. М. Курганский. «Методическая библиотека» Москва 2006 года.
  7. Внеклассная работа по химии. Т. М. Енякова. «Дрофа» Москва 2004года.
  8. материалы сайта www.1september.ru/



Следующий: