Химический КВН по теме Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Цели игры:

  • обобщить знания учащихся по теме;
  • стимулировать познавательную активность ребят;
  • развивать интерес к предмету, смекалку,
    эрудицию, умение логически рассуждать, применять
    свои знания на практике;
  • воспитывать умение работать коллективно и
    работать с дополнительной литературой.
  • Оборудование:

    периодическая система
    химических элементов Д.И.Менделеева; магнитная
    доска с магнитиками, выполняющая роль экрана
    игры; карточки с заданиями; творческие работы
    учащихся; компьютер и мультимедийный экран.

    Ход игры

    Класс делится на 3 команды. Каждая команда
    придумывает себе название, эмблему, девиз,
    готовит приветствие и домашнее задание.

    Учитель рекомендует дополнительную
    литературу, предлагает темы рефератов,
    вывешивает памятку с вопросами, на которые
    следует обратить внимание. (Приложение
    1).

    В классе выбираются помощники (жюри), которые
    помогут учителю следить за временем выполнения
    заданий и подведением итогов конкурсов (членами
    жюри могут быть и ребята из параллельного класса,
    и преподаватели, приглашенные на игру). Каждое
    правильно выполненное задание конкурса (кроме
    конкурса «Разминка»), оценивается в 5 баллов,
    дополнение — 1 балл.

    Каждая команда садится на отведенное ей место
    во главе с капитаном. На магнитной доске
    фотография Д.И.Менделеева, а по ходу игры
    вывешиваются названия и эмблемы команд. На
    экране фиксируются результаты каждого конкурса,
    из чего к концу урока можно будет сделать вывод о
    затруднениях в прохождении темы, это поможет
    учителю устранить пробелы в знаниях.

    Учитель

    : В истории человеческих знаний
    немало подвигов. Но очень немногие из них можно
    сопоставить с тем, что было сделано гениальным
    русским ученым Д.И.Менделеевым. Чтобы сделать
    какое-нибудь открытие, ученый должен обладать
    очень мощным личностным фактором, который у
    Менделеева был очень высок. Это и
    энциклопедичность знаний, и уникальное умение
    обобщать факты, гениальное предвидение, и
    оправданный научный риск, и многое-многое другое,
    что составляет менталитет истинно русского
    ученого. Величие научного подвига Менделеева не
    только не стирается временем, но продолжает
    расти. И никто не может сказать, будет ли
    когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое
    одного из величайших в науке обобщений -
    периодического закона Д.И.Менделеева.

    В истории мировой науки запечатлены имена
    прославленных ученых, чьи открытия
    способствовали прогрессу знаний о природе,
    овладению ее тайнами, использованию их на благо
    человечества. Многие химики предсказывали
    существование и описывали неизвестные
    химические элементы и их свойства, основываясь
    на периодическом законе,

    Да, мы не раз географа помянем,
    Что шел тайгой в былые времена,
    Давал названья рекам безымянным,
    Придумывал для сопок имена.
    Но во сто крат открыл закон важней
    Тот химик, что немалый труд вложил
    И имена планет, богов, стран и людей,
    В одной таблице навсегда объединил.

    Законы природы, открытые человеком, различны.
    Их трудно сравнить между собой, но законы
    сравнимы по самому главному — по возможности
    предсказания нового, предвидения неизвестного.
    Периодический закон в этом отношении не имеет
    себе равных в истории науки.

    Другого ничего в природе нет
    Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Всё — от песчинок малых до планет —
    Из элементов состоит единых.
    Как формула, как график трудовой,
    Строй менделеевской системы строгий.
    Вокруг тебя творится мир живой,
    Входи в него, вдыхай, руками трогай.

    Мы начинаем нашу игру. В добрый путь и в добрый
    час.

    Конкурс «Приветствие».

    Во время этого конкурса каждая команда должна
    представить свое название, девиз и эмблему. (
    Название и эмблему прикрепляем к магнитной
    доске, члены жюри подводят итоги и результаты
    вносят в таблицу под названием каждой команды)

    Конкурс «Домашнее задание».

    3 человека (по 1 от каждой команды) выступают с
    рефератами, подготовленными заранее и по
    желанию. Оценивается краткость, лаконичность и
    научность выступления (максимальное время — 5
    минут).

    Конкурс «Разминка».

    Участвуют все команды. Учитель задает вопросы.
    Первым отвечает тот, кто быстрее поднял руку. За
    правильный ответ — 3 балла, за дополнение — 1
    балл.

    Кем и когда был открыт периодический закон?


    (Д.И.Менделеевым, в 1869 г.)

    В каком году и где родился Д.И.Менделеев?

    (8
    февраля 1834 года в г. Тобольске).

    Кто были его родители?

    (отец — Иван Павлович
    был директором гимназии в Тобольске; мать -
    Мария Дмитриевна управляла небольшим стекольным
    заводом близ Тобольска).

    Каково происхождение фамилии Менделеева?

    (
    эта фамилия дана отцу, когда он что-то выменял, по
    созвучию «мену делать» — Менделеев).

    Где учился Менделеев? Кем он хотел стать? Почему
    это ему не удалось?

    ( в медико-хирургической
    академии г. Петербурга, хотел стать врачом, но не
    выдержал посещения анатомического театра,
    поэтому о карьере врача пришлось забыть).

    Какое высшее учебное заведение окончил
    Д.И.Менделеев?

    (Главный педагогический
    институт в Петербурге, с золотой медалью).

    В каком возрасте Менделеев сделал свое великое
    открытие?

    (ему исполнилось 35 лет).

    Кем и где работал Менделеев во время своего
    открытия?

    (управляющий Главной палатой мер и
    весов).

    В каком году и по какой причине Менделеев
    скончался?

    ( 2 февраля 1907 года от воспаления
    легких).

    Как читается периодический закон по
    Менделееву?

    (Свойства простых тел, а также
    формы и свойства соединений элементов находятся
    в периодической зависимости от величины атомных
    весов элементов).

    Какова современная формулировка
    периодического закона?

    (Свойства химических
    элементов и образованных ими веществ находятся в
    периодической зависимости от величины зарядов
    их атомных ядер).

    Наличие каких частиц подтверждает современную
    формулировку закона?

    (Изотопов -
    разновидностей атомов одного и того же
    химического элемента, имеющих одинаковый заряд
    ядра, но разное массовое число).

    Какие подтверждения периодического закона,
    известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?

    (Галлий,
    открытый в 1875 году — это предсказанный
    Менделеевым «экаалюминий»; скандий, открытый в
    1879 году — это «экабор»; германий, открытый в 1886
    году — это «экасилиций»).

    В чем причина плавного и скачкообразного
    изменения свойств химических элементов в
    периодах периодической системы химических
    элементов?

    (Плавного — в постепенном изменении
    количества электронов на внешнем или
    предвнешнем энергетическом уровне, а
    скачкообразного — в появлении нового
    энергетического уровня при переходе от одного
    периода к другому).

    В чем вы видите значение периодического закона
    для науки, техники, промышленности?


    (Периодический закон и периодическая система
    позволили: предсказать и описать свойства,
    указать путь открытия еще неоткрытых элементов,
    в том числе трансурановых; предвидеть ряд фактов
    и явлений, предопределяющих развитие учения о
    строении вещества; открытию радиоактивных
    изотопов, широко используемых в современной
    технике, сельском хозяйстве и медицине:).

    Конкурс «Расскажи мне обо мне».

    Капитаны команд выходят к доске и выбирают
    карточку с заданием. (Карточек больше чем команд,
    для того, чтобы был равный выбор у каждой).

    Дать характеристику элементу № 11

    Дать характеристику элементу № 12

    Дать характеристику элементу № 15

    Дать характеристику элементу № 16

    Дать характеристику элементу № 17

    План составления характеристики элемента.

    Положение элемента в периодической системе:
    порядковый номер, относительная атомная масса,
    группа, подгруппа, период (физический смысл).

    Строение атома.

    Принадлежность к классу: металл, неметалл,
    переходный элемент.

    Способность атома элемента к принятию или
    отдаче электронов и в образовании ионов.

    Пока команды коллективно выполняют задание,
    капитанам дается задание, которое оценится в
    следующем конкурсе. Пока капитаны рассаживаются
    и получают задания, команда готовится отвечать,
    пока команды отвечают — готовятся капитаны.

    Конкурс Капитанов.

    «Кто быстрее».

    Капитанам дается листок с
    заданием. Необходимо как можно быстрее
    определить тип связи в данных веществах и
    передать его для проверки в жюри. (м -
    металлическая; к.п. — ковалентная полярная; к.н. -
    ковалентная неполярная; и — ионная.

    Al, NH3, HF, H2S, CuO, Na2O, Ar, CO2, Cl2, AgNi — сплав.

    «Мои соседи».

    Необходимо указать знаком >
    ослабление металлических свойств и усиление
    неметаллических свойств в следующих пятерках
    элементов. Объяснить, на каком основании
    расставлены знаки.


    Ca Mg Ga
    Na Mg Al Se Ca K Mg Al Si
    Be Sr B

    Конкурс «Лингвистический».

    Пока капитаны выполняют свои задания, команда
    получает анаграммы и метаграммы.

    Анаграмма

    — перестановка букв в словах с
    образованием нового слова.

    Горючий продукт я.
    «Живу» на болотах.
    Но есть одна буква
    В названье коротком.
    Прыжок ее быстрый —
    И все изменилось:
    Я стал элементом,
    Так чудо свершилось!
    (ТОРФ — ФТОР)

    Две вещи с различным совсем назначеньем,
    Но сделаны обе они из стекла.
    Первая — в опытах очень значима.
    Вторая — сосуд для хмельного вина.
    (КОЛБА — БОКАЛ)

    Буквы лежат на столе перед вами.
    Расставьте их так, чтобы стали словами.
    Первое слово — фигура одна,
    Всего в ней, заметьте, — четыре угла.
    Слово второе сумейте собрать, —
    Зловонную жидкость вам надо назвать.
    (РОМБ — БРОМ)

    Метаграмма

    - задача, в которой, заменяя одну
    из букв слова, получаем новое слово.

    Я иду, иду, иду,
    С места все же не сойду.
    Но если первый слог отставить
    И другой туда поставить,
    То смогу для вас, к примеру,
    Узнавать веществ я меру.
    (ЧАСЫ — ВЕСЫ)

    Элемент IV группы
    Перед всеми на виду.
    Если Т на Р исправить,
    Будет деспот наяву.
    (ТИТАН — ТИРАН)

    Вот два элемента химических
    В матаграмме я вам загадал:
    С Х - элемент металлический,
    А с Б - я уже неметалл.
    (ХРОМ — БРОМ)

    Подводятся итоги последних трех конкурсов:
    («Расскажи мне обо мне», «Капитанов»,
    «Лингвистического»)

    Конкурс «Что в имени моем?».

    Какие химические элементы названы в честь
    ученых, городов, стран и континентов, в память
    успехов астрономии? Напишите названия и
    порядковые номера этих элементов. Задание
    ограничено временем (5 мин.): кто назовет больше
    элементов за отведенное время? (Приложение 2). (За каждый правильно
    названный элемент — 2 балла.)

    Жюри подводит итоги этого конкурса и итоги всей
    игры. На экране показываются итоговые таблицы
    каждой команды с результатами. (

    Приложение
    3). Победившая команда награждается. Всем
    учащимся ставятся оценки.

    Учитель:

    я благодарю всех ребят и членов жюри
    за участие в игре. Нами была проделана большая
    предварительная работа: изучено много фактов
    биографии Д.И.Менделеева, подготовки создания и
    самого создания периодического закона. Особо
    хочу отметить капитанов команд и наших
    докладчиков, ими были выполнены сложные задания
    и довольно успешно.

    Сначала каждому из участников оценки
    выставляет команда, а потом, выслушав
    представителя каждой команды, оценки ставит
    учитель.

    Следующий: