Химический КВН Читая Менделеева…

Цели мероприятия.

Обобщить знания учащихся по теме
“Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева”;
стимулировать познавательную деятельность
учащихся, развивать интерес к предмету,
мыслительную деятельность — эрудицию, логическое
рассуждение, умение формулировать и высказывать
свои мысли, применять свои знания на практике;
воспитывать чувство ответственности за
результаты коллективной работы.

Оборудование.

Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической
системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и
водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы,
спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с
лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка);
магнитофон; колба с раствором железного (медного)
купороса.

Подготовительный этап.

  • Сформировать две команды (5-7 учащихся).
  • Составить кроссворд из десяти химических
    понятий для команды соперников.
  • Знать биографию Д.И. Менделеева и составить по
    ней три вопроса соперникам.
  • Хорошо знать положение элементов в
    периодической системе Д.И. Менделеева (I-III
    периоды).
  • Ответить на вопросы викторины:
  • а. Название каких элементов (в переводе на
    русский язык) вы знаете? Что они означают? (прил.1)
    б. В каких пословицах и поговорках встречаются
    названия химических элементов?
    в. Назовите 8 элементов, существование которых
    предсказал Д.И.Менделеев. (Галлий, скандий,
    германий, рений, полоний, протактиний, радий,
    актиний).
    г. Какой элемент является самым распространенным
    в солнечной системе? Кем и когда он был открыт?
    д. Названия каких химических элементов
    происходят от имен героев древних мифов и
    сказаний? (прил.1)
    е. При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из
    какого металла она изготавливалась и где
    хранилась? (из железа, точнее из чугуна, одевалась
    она на шею и снималась только тогда, когда
    “награждённый” бросал пить)

  • Знать характеристику элемента по положению в
    периодической системе химических элементов Д.И.
    Менделеева.
  • Ход мероприятия:

    Учитель. Сегодня нам предстоит
    обобщить ваши знания о периодическом законе,
    который не может быть записан в виде какой-либо
    математической формулы или уравнения, а имеет
    графическое выражение в виде периодической
    системы химических элементов. Она может быть
    представлена разными видами таблиц (учитель
    показывает коротко- и длиннопериодный варианты).
    Таким образом, перефразируя высказывания
    великого поэта, можно сказать: “Периодический
    закон и Периодическая система – это
    близнецы-братья. Мы говорим “Периодический
    закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы
    говорим “Периодическая система” -
    подразумеваем Периодический закон”.
    Вы знаете, что основой периодической
    системы являются химические элементы.

    Другого ничего в природе нет
    Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Всё – от песчинок малых до планет -
    Из элементов состоит единых.
    Как формула, как график трудовой,
    Строй менделеевской системы строгий.
    Вокруг тебя творится мир живой,
    Входи в него, вдыхай, руками трогай.

    1-й ведущий. “Прошу всех встать!
    Большой приз КВНа внести! (двое учащихся вносят
    колбу с голубой жидкостью) Этот приз получит
    команда самых смекалистых, самых умных и самых
    сообразительных. Итак, начинаем наш конкурс, наш
    КВН. Для начала представим самое справедливое
    жюри (в состав жюри могут входить учащиеся 10-11
    классов). Познакомимся с участниками – слово для
    приветствия предоставляется командам. (команды
    приветствуют друг друга, жюри и болельщиков)

    2-й ведущий. Для того, чтобы
    проверить готовность команд к соревнованиям,
    проведём разминку — каждая команда приготовила
    по 3 вопроса, связанных с биографией
    Д.И.Менделеева (команды по очереди задают
    вопросы, время для обдумывания — 20 секунд). Вопрос
    – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

    Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев
    родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был
    семнадцатым ребёнком в семье директора
    Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева
    и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию
    давалась нелегко. На первом курсе
    Педагогического института он умудрился по всем
    предметам, кроме математики, получить
    неудовлетворительные оценки. Да и по математике
    он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на
    старших курсах дело пошло по-другому:
    среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при
    единственной тройке — по Закону Божьему. Дмитрий
    Иванович окончил институт в 1855 году с золотой
    медалью, получив диплом старшего учителя. В
    августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт
    на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения
    солнечной короны во время солнечного затмения,
    проделав в одиночку путь около 100 км с
    максимальной высотой полёта примерно 4 км. За
    свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделеев
    был избран членом более 50 академий и научных
    обществ разных стран мира.

    1-й ведущий. Конкурс “ Химия +
    География +Астрономия”:
    -назовите химические элементы, названные в честь
    стран и городов;
    - назовите химические элементы, названные в честь
    планет. (за каждый названный элемент – 1 балл,
    время-3 минуты)

    2-й ведущий. Пока команды работают
    над своими ответами, поиграем с болельщиками.

    Загадки:

    Больше, чем его, друзья,
    В природе нету элемента.
    В его присутствии железо
    Горит, как магниевая лента.
    Ещё сказать уместно:
    Всем он нужен и во сне.
    Что за элемент чудесный?
    Кто узнал, скажите мне?

    ( Кислород)

    Прославлен всеми письменами
    Металл, испытанный огнём,
    Манил к себе людей веками,
    Алхимик жил мечтой о нём.
    Он как кумир, он свержен нами,
    Уж блеск его не так манит:
    Ведь хорошо мы знаем с вами-
    Не всё так ценно, что блестит.

    ( Золото)

    Учитель. Золото по праву считается
    одним из самых древних и ценных металлов. В
    представлении алхимиков золото считалось “
    царём металлов”. В природе встречается почти
    всегда в чистом виде: в самородках или в виде
    мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые
    породы. В ХI в. в южной части Афганистана был
    найден самородок размером “локоть на локоть”,
    что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок
    золота за всю историю золотодобычи. Самые
    крупные получают имена и хранятся в музеях -
    “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год),
    “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869
    год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842
    год). Самородное золото никогда не бывает чистым.
    Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет
    от соломенно-желтого до зелёного, яркого
    розово-красного и белого. Так, “червонное
    золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему
    красный цвет.

    1-й ведущий. Конкурс “ Шерлок-
    Химик”.
    Условия: одна из команд — детектив “Шерлок”,
    другая — “Химик”. “Химик” загадывает (про себя)
    один из химических элементов периодической
    системы и на вопросы детектива “Шерлока” имеет
    право отвечать только “да” или “нет”.
    Соответственно, “Шерлок” может задавать
    вопросы только так, чтобы на них можно было
    ответить однозначно. Нельзя спрашивать: “В каком
    периоде или группе ты живёшь?”. Выигрывает та
    команда, которая находит загаданный элемент
    наименьшим числом заданных вопросов. (Ведущий
    считает число вопросов)



    2-й ведущий. Конкурс “Знаешь ли ты
    периодическую систему?”
    Вызывается по одному участнику от команды и
    выдаётся “слепая” таблица периодической
    системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как
    можно больше знаков химических элементов в
    пустые клетки таблицы. (За каждый вписанный
    элемент — 1 балл, время — 3 минуты)

    1-й ведущий. Пока заполняется таблица
    периодической системы с пустыми клетками для
    команд, проводим конкурс “химический
    кроссворд”. (Команды обмениваются кроссвордами
    и решают их.)

    Учитель. Проводит игру с
    болельщиками:

    - назовите элементы, названия которых состоят
    из трёх букв;
    - назовите элементы, названия которых состоят из
    четырёх букв;
    - назовите элементы, названия которых состоят из
    десяти и более букв.

    2-й ведущий. Конкурс капитанов.

    Определите, какие величины, характеризующие
    строение атома и положение химического элемента
    в таблице, численно равны между собой. Буквы,
    соответствующие правильным ответам образуют
    название химического элемента, обнаруженного в
    1868 году в солнечном спектре.

    Строение атома Положение химического элемента в
    периодической системе
    Порядковый номер Номер периода Номер группы
    Заряд ядра

    Г

    Д

    Ж

    Число электронов в атоме

    Е

    З

    К

    Число протонов в ядре атома

    Л

    М

    Н

    Число нейтронов в ядре атома

    Ю

    У

    С

    Число электронов на внешнем уровне

    О

    П

    И

    Число энергетических уровней

    Ч

    Й

    Я

    Ответ: гелий.

    2-й ведущий. Конкурс “Волшебный
    платок”.
    Приглашаются по 2 участника от каждой команды.
    Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как,
    используя эти вещества, сжечь носовой платок,
    чтобы он остался целым и невредимым.

    Учитель. Проверим ваше домашнее
    задание — как ответили на вопросы викторины.
    Капитаны по очереди подходят к ведущим,
    вытягивают вопрос викторины ,а команды отвечают.
    За ответ получают до 5 баллов.
    Пришло время подвести итоги, пока жюри
    совещается, мы познакомимся с великим чародеем.
    “Чародей” просит любого ученика задумать
    химический элемент по периодической системе и
    провести с номером элемента следующие
    вычисления без сообщения промежуточных
    результатов:

    - номер элемента удвоить;
    - к произведению прибавить 5;
    - сумму умножить на 5.

    Последний результат сообщается ведущему,
    который сразу объявляет задуманный элемент.
    Жюри объявляет итоги, награждает победителей.
    Кроме этого участники команд и активные
    болельщики получают оценки.
    В заключении демонстрируется опыт “Извержение
    вулкана” (выключается свет и звучит музыка).

    Приложение 1

    Названия химических элементов

    Фосфор в переводе с греческого –
    “светоносец”;
    Фтор – от греческого “фторос” — разрушение,
    гибель;
    Бром – от древнегреческого “бромос” -
    зловонный;
    Йод – с греческого – “фиолетовый”,
    “тёмно-синий”;
    Астат – от греческого “астатос” — неустойчивый;
    Литий – от греческого “литос” — камень;
    Рубидий – от латинского “рубидос” -
    тёмно-красный;
    Магний — от греческого названия “Магнии” -
    местность в Фессалии, где добывали магнезию-
    окись магния;
    Хром — от греческого “хромос” — краска, цвет и т.
    д.

    Именами героев древних мифов и сказаний
    названы следующие химические элементы:
    титан (Титаны – мифические обитатели земли),
    ванадий (Ванада – богиня скандинавской
    мифологии),
    ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
    прометий (Прометей – мифический герой,
    подаривший людям огонь),
    тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).

    В честь стран и городов:
    магний (Магнезия – город в Греции);
    иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
    гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
    лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
    германий (Германия);
    рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.

    Приложение 2

    Опыт “Несгораемый платочек”

    Небольшой носовой платочек погружают сначала в
    воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек
    берут за уголок щипцами, погружают в стакан со
    спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью
    лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек
    остаётся невредим.

    Опыт “Извержение вулкана”

    На асбестовую сетку или металлический лист
    (можно фарфоровую чашку), укреплённые в штативе,
    насыпают дихромат аммония и нагревают пламенем
    спиртовки. Через некоторое время происходит
    выброс искр, имитирующий извержение вулкана.

    “Чародей” — задумайте элемент.

    Разгадка заключается в следующем. Пусть
    задуман элемент №25 (марганец). Проведём с числом
    25 следующие действия:

    25*2=50
    50+5=55
    55*5=275

    Число 275 сообщается “чародею”, который в уме
    отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и
    отнимает от полученного числа число 2 –
    получается 25. Это и есть номер заданного
    элемента. После этого “чародею” остаётся только
    назвать этот элемент – марганец.

    Использованная литература

  • Малышкина В.Занимательная химия. Тригон. Санкт
    – Петербург.2001г.
  • Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для
    любознательных. Ярославль. Академия .2000г.
  • Штремплер Г.И. Химия на досуге. Фрунзе – 1990.
  • Тыльдсепп А.А. Корк В.А. Мы изучаем химию. Москва
    “Просвещение”1988г.
  • Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю.Занимательные опыты
    по химии. Москва.Дрофа.2002г.



  • Следующий: