Химические свойства металлов

Цели урока:

  • обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания химических свойств металлов;
  • привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения;
  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • продолжить формирование информационной, кооперативной компетентностей.

Задачи для учащихся:

  • знать важнейшие химические свойства металлов;
  • уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства металлов;
  • уметь проводить химический эксперимент и объяснять его результаты;
  • уметь находить информацию, обрабатывать и преподносить.

Оборудование: штатив с пробирками, кристаллизатор, химическая ложка для сжигания веществ, спиртовка, спички.

Реактивы: дистиллированная вода, натрий, магний, железо, медь, раствор сульфата меди (II), раствор соляной кислоты, раствор сульфата железа (II).

Ход урока

I. Стадия «Вызова». Актуализация знаний учащихся.

Что мы изучали на прошлом уроке?

Ответы учащихся: положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов, физические свойства металлов.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить материал предыдущего урока, выполнив следующие задания:

  1. Найдите ошибки в тексте:
  1. Металлы в ПСХЭ расположены правее диагонали бор-астат и в четных рядах больших периодов.
  2. У атомов металлов на внешнем уровне 4-7 электронов.
  3. По сравнению с атомами неметаллов, у атомов металлов радиус атомов больше.
  4. Щелочные металлы в ПСХЭ расположены в IA группе. К ним относят: литий, натрий, калий, медь, рубидий, серебро, цезий, золото, франций.
  5. Щелочноземельные металла в ПСХЭ расположены во IIA группе. К ним относят: бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий.
  6. Металлы проявляют окислительные свойства. (приложение 1)
  • Самый – самый… . Допишите предложения:
    1. Самый легкий металл …
    2. Самый тяжелый металл …
    3. Самые электропроводные металлы…
    4. Самый пластичный металл …
    5. Самый тугоплавкий металл …
    6. Самый легкоплавкий металл …
    7. Самые блестящие металлы …
    8. Самый твердый металл …
    9. Самые мягкие металлы … (приложение 1)

    Самопроверка, выставление баллов (до 15). (приложение 1)

    Мы приступаем к изучению химических металлов. Что-то вы уже знаете из практической жизни, изученного материала. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

    Задание № 1. Ребята, зная, что металлы в химических реакциях проявляют восстановительные свойства, предположите, в какие химические реакции они будут вступать. Свои гипотезы запишите в тетради.

    Озвучивание написанного.

    А теперь я предлагаю проверить выдвинутые вами гипотезы.

    II. Стадия «Осмысление».

    См. опорный конспект.

    Идёт работа с текстом и его маркировка.

    V — уже известно

    + абсолютно новое, неожиданное;

    - противоречит твоим представлениям;

    ? хочется узнать что-то больше.

    1. Опорный конспект.

    1) Металлы реагирую с неметаллами.

    Большинство металлов при нагревании на воздухе окисляются – превращаются в оксиды. Не реагируют с кислородом лишь наименее активные металлы: серебро, платина, золото. С наиболее активными неметаллами – галогенами – реагируют практически все металлы. Реакции с другими неметаллами протекают не во всех случаях и, как правило, при нагревании.

    2) Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.

    3) С водой при комнатной температуре с образованием щелочи и водорода реагируют лишь наиболее активные металлы – щелочные и щелочноземельные. Менее активные металлы реагируют с перегретым водяным паром, при этом образуются оксиды металлов и водород. Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода, с водой не реагируют.



    4) Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов левее водорода, вытесняют его из растворов кислот. Взаимодействие металлов с азотной кислотой и концентрированной серной кислотой протекает иначе. [2]

    На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, «что узнал». Происходит структурная организация информации в памяти.

    Далее идет экспериментальная проверка выдвинутых предположений с нанизанным на них теоретическим материалом.

    Демонстрация опытов, выполнение лабораторных опытов и заполнение таблицы.

    Задание №2.

    1) Просмотр видеофрагментов «Взаимодействие железа с хлором», «Горение железа в кислороде», «Взаимодействие натрия с серой». (приложение 1)

    2) Демонстрационный опыт «Взаимодействие натрия и магния с водой».

    3) Лабораторный опыт «Взаимодействие магния, железа, меди с соляной кислотой».

    4) Лабораторный опыт «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II) и меди с раствором сульфата железа (II)».

    Цель: экспериментально проверить гипотезу и теорию о химических свойствах металлов.

    Инструкция:

    1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
    2. Выскажите предложения о возможности протекания реакции.
    3. Пронаблюдайте (проведите) опыт.
    4. Результаты опыта оформите в виде таблицы.
    5. Запишите уравнения реакций.
    6. Сформулируйте выводы.

    Название опыта

    Наблюдения

    Уравнения реакций

    Выводы

    Взаимодействие железа с хлором.

    Горение железа в кислороде.

    Взаимодействие натрия с серой.

    Взаимодействие натрия и магния с водой.

    Взаимодействие магния, железа, меди с соляной кислотой.

    Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II) и меди с раствором сульфата железа (II).

    Самопроверка записи уравнений реакций, выставление баллов (до 10). [приложение1]

    III. Стадия «размышления» (рефлексия).

    Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили, своими словами. Они озвучивают сформулированные ими выводы о химических свойствах металлов.

    Выставление оценок в зависимости от количества набранных баллов:

    • 22 – 25 баллов – оценка «5»;
    • 18 – 21 баллов – оценка «4»;
    • 13 – 17 баллов – оценка «3». (приложение 1)

    Спасибо большое за проделанную работу. А теперь еще один демонстрационный эксперимент «Взаимодействие натрия с раствором сульфата меди (II).

    Я прошу вас записать уравнение этой реакции. Что должно получиться? (Медь и раствор сульфата натрия).

    Что наблюдаем? (Синий осадок гидроксида меди (II)).

    Домашнее задание: объяснить результаты опыта, § 8, № 5, 7 (с. 37).

    Список литературы:

    1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Москва, Издательский дом «Дрофа», 2008.
    2. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 9 класс. Москва, Оникс, Мир и образование, 2006.
    3. Видеофрагменты Единой Коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru).



    Следующий: