Химические свойства кислот

Пояснительная записка.

Из опыта проведения урока с элементами
исследования.

У истоков любого урока стоит учитель. Многое
зависит от его профессионализма,
педагогического мастерства. Сегодня задачи
учителя — не поучать, а побудить к учению, не
оценить, а проанализировать результат. Поэтому
любой урок сводится к организации мыслительной
деятельности школьников. Интеллект реагирует
только на интеллектуальный вызов, а значит, нужен
не просто вопрос, а умный вопрос, не просто
проблема, а значимая проблема.

Заглянуть в творческую лабораторию учителя
позволяют открытые уроки; один из них,
проведённый в 9 классе, предлагается разработка
урока. Это активный диалог учителя с учащимися,
учащихся между собой, поиск, эксперимент, полёт
мыслей, идей, сотворчество. На уроке школьники
сами ищут новые знания, сопоставляют факты,
делают выводы.

Урок разработан в форме исследования с
использованием проблемного и
дифференцированного подходов.

Применяемый проблемно — поисковый,
исследовательский метод развивающего обучения
позволяет развивать познавательную активность и
самостоятельность учащихся через выполнение
лабораторных исследовательских заданий под
руководством учителя.

Способствует развитию творческого мышления,
формированию прочных знаний, а также повышает
интерес к изучаемому предмету.

Роль учителя заключается в организации и
направлении самостоятельной поисковой
деятельности ученика.

Содержательную основу урока составляют
ценностные отношения (осознание практической
значимости изучаемого), опорные и новые знания, а
также способы деятельности (умения
анализировать ход и результат эксперимента и
работать с реактивами, инструкциями).

Тема:

Химические свойства кислот.

Цель:

  • совершенствовать знания учащихся о составе,
    физических свойств кислот, изучить химические
    свойства кислот;
  • развитие умений выделять существенные признаки
    и свойства объектов, классифицировать факты,
    делать выводы;
  • развитие познавательных интересов,
    коммуникативных качеств, уверенности в своих
    силах, настойчивости, умение действовать
    самостоятельно;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
    мотивировать учебную деятельность учащихся;
  • воспитание культуры умственного труда;

Оборудование

:

  • таблица «Индикаторы», Zn, Cu, CuO, NaCI,
  • кислоты, индикаторы, вода, лучинка.

Девиз урока:


То, что мы знаем — ограничено;
То, что не знаем — бесконечно.

Ход урока

Оргмомент.

Актуализация опорных знаний

Вводная беседа с учащимися

- Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со
слов великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем — ограничено;

То, что не знаем — бесконечно.

- Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.

- У кого есть другое мнение? Поднимите две руки.

- Действительно, каждый сидящий здесь человек:
ученик 8 класса, учитель-языковед, биолог, химик и
даже ученый не могут заявить, что он все знает. В
правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И
пусть эти замечательные слова станут девизом
нашего урока.

- Так, что же мы с вами уже знаем?

- Покажем свои знания и начнем с химической
разминки.

Химическая разминка.

Обратим внимание на этот тренажер


I II III IV V V
1 Al2O3 Zn(OH)2 BaO H2SO4 HNO3 H2S
2 CuCI2 HCI CaO CuSO4 ZnCI2 HBr
3 CO2 Ba(OH)2 CO2 NaCI ZnSO4 H2CO3

Задания:

1. Чтение химических формул, название веществ.

2. Игра «Третий лишний».

3. Подчеркните кислоты.

Совместное целеполагание

- Вспомним, что вы знаете о кислотах?

- Какие кислоты вам известны?

- Какие из них встречаются в природе? (уксусная,
муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)

- Почему эти вещества называют кислоты?

- Каковы физические свойства кислоты?

  • сильные: H2SO4, HNO3, HCI, HBr, HJ
  • средние: H3PO4, H2SO3
  • слабые: H2CO3, H2S, H2SiO3,
    HNO3, CH3COOH

- Могут ли кислоты быть опасны для человека?

- Кислота — это природный продукт или результат
деятельности человека?

- Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?

  • состав.
  • классификацию
  • физические свойства
  • получение

Попробуем из имеющихся знаний создать, то есть
смоделировать портрет для кислот.

Что называется портретом, моделью?

Что значит моделировать?

Как вы представляете портрет для кислот?

- Запишем в тетрадь число и начнем создавать
портрет для кислот

- Что не достает в нашем портрете?

- Можем ли мы считать его завершенным?

Изучение новой темы

- С целью изучения химических свойств кислоты
мы проведем независимое расследование: создадим
рабочие группы — химиков — исследователей.



- Что значит исследовать?

Каждая группа получает инструкцию по
проведению исследования.

Повторим правила техники безопасности

Сначала — вода,

Затем — кислота —

Иначе случится беда!

(группы работают по инструкциям в течение 5
минут, по окончании докладывают о результатах
своих изысканий)

  • группа - Инструкция по составлению
    исторической справки
    .

Цель: подготовить справку о строении
молекул неорганических кислот, их физических
свойствах, историческом названии, применении.
Порядок действий:

Подготовьте отчёт.

  • группа — Инструкция по проведению
    следственного эксперимента.

Цель

: выяснить отношение концентрированной
серной кислоты к органическим веществам.

Порядок действий:

1. Прочитайте информацию к размышлению.

2. В пробирку с концентрированной серной
кислотой поместите лучинку, через минуту
проверьте её состояние

3. Нанесите каплю серной кислоты на бумагу,
ткань. Пронаблюдайте, что произойдёт

4. Подготовьте отчёт.

  • группа — Инструкция по проведению
    дактилоскопического исследования.

Цель:

обнаружить среди предложенных
растворов кислоту.

Порядок действий:

1. Даны 3 пробирки с растворами веществ, в одной
из пробирок — кислота. Опытным путём определите, в
какой пробирке находится кислота.

Для этого используйте один из предложенных
индикаторов:

лакмус,

фенол — фталеин,

метил — оранж.

2. Подготовьте отчёт.

  • группа — Инструкция по проведению
    химического анализа.

Цель:

Проанализировать информацию о
взаимодействии соляной кислоты с металлами -
цинком и медью.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, пункт 2.

2. Проделайте химическую реакцию
взаимодействия соляной кислоты с металлами.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт.

  • группа — Инструкция по проведению
    химического анализа.

Цель

: проанализировать информацию о
взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13,
пункт 3.

2. Проделайте химическую реакцию
взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт.

  • группа — Инструкция по проведению
    химического анализа.

Цель

: проанализировать информацию о
взаимодействии соляной кислоты со щелочами.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13,
пункт 5

2. Проделайте химическую реакцию
взаимодействия серной кислоты с NaCI.

3. Составьте уравнение реакции.

4. Подготовьте отчёт.

  • группа — Инструкция по проведению
    химического анализа.

Цель

: проанализировать информацию о
разложении некоторых кислот.

Порядок действий:

1. Прочитайте текст учебника на стр. 90, таблица 13,
пункт 6.

2. Составьте уравнения реакций.

3. Подготовьте отчёт.

А теперь слово предоставим практикам, они
расскажут нам о применении кислот.

Сообщения учащихся о кислотах:

  • серная,
  • соленая,
  • борная,
  • ацетилсалициловая,
  • уксусная,
  • аскорбиновая (витамин С)
  • муравьиная

— Какую пользу приносят кислоты, и какой вред
они могут нанести?

Польза кислот

  • Применяют в качестве пищевых ингредиентов,
    консервантов, для сохранения пищи, витамин С.
  • Использование в химической промышленности, для
    работы аккумулятора автомобиля.
  • Удаление накипи в чайнике с помощью растворов
    лимонной или уксусной кислоты.
  • Использование муравьиной кислоты при
    ревматизме (народная медицина).
  • Участие в процессе пищеварения.

Вред

  • Можно получить ожоги.
  • Кислотные дожди разъедают некоторые
    поверхности.

Закрепление знаний

Экспресс — опрос

- С какими веществами реагируют кислоты?

Написать уравнения реакций:

Правила техники безопасности при работе с
кислотами.

Итог урока

- Подведем итоги

- Что запомнили?

(Кислоты — жидкости, без цвета, запаха, обладают
кислым вкусом.

Лакмус — в кислой среде краснеет)

- Что поняли?

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать
вред)

- Чему научились?

(Различать кислоты и основания с помощью
индикаторов)

- Обратимся к девизу урока:

То, что мы знаем — ограничено;
То, что не знаем — бесконечно.

- Кто согласен с этой мыслью?

- У кого есть другое мнение?

Урок мне хотелось бы закончить так:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется
арабская пословица

На память о сегодняшнем уроке получите этот
медальон и аскорбиновую кислоту (витамин С).

Оценивание

Домашнее задание - Завершить
составление портрета «Кислоты».

Презентация.




Следующий: