Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации


Цель: изучить химические свойства кислот в
свете теории электролитической диссоциации.

Задачи:

  • изучение алгоритма по составлению уравнений
    химических реакций в полной и сокращенной ионной
    форме;
  • составление уравнений химических реакций в
    молекулярной, полной и сокращенной ионной форме
  • проведение лабораторного опыта, представление
    полученных результатов в таблицу.
  • Оборудование:

    таблица растворимости,
    электрохимический ряд напряжений металлов,
    наборы посуды и реактивов для проведения
    химического эксперимента, компьютер, проектор

    Планируемый результат:

  • умеют составлять уравнения химических реакций
    в молекулярной, полной и сокращенной ионной
    форме;
  • знают признаки классификации кислот;
  • знают реакции, характерные для растворов кислот
    (соляной или серной);
  • умеют пользоваться таблицей растворимости;
  • умеют пользоваться электрохимическим рядом
    напряжений;
  • решают экспериментальные задачи по данной теме.
  • Ход учебного занятия

    1. Организационный момент

    2. Проверка домашнего задания

    Учащимся задаются частные вопросы

    Какие кислоты вам известны? Запишите формулы
    известных вам кислот на доске (2-3 ученика
    записывают формулы кислот на доске, дают им
    названия, остальные работают в тетради)

    Что мы называем кислотой?

    На какие группы делятся электролиты по степени
    диссоциации?

    Какие вещества относят к электролитам? К
    неэлектролитам?

    Что такое степень диссоциации?

    Ваше домашнее заданием было следующим,
    пользуясь различными источниками информации
    приготовить ответ на следующие вопросы:
    Распространенность кислот в природе?

    Какие кислоты используются в качестве пищевых
    добавок?

    (задание выдается учащимся за неделю до
    проведения занятия)

    Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)

    Компетентность — коммуникативная/ публичное
    выступление. Уровень 1.

    Представь себя в роли учителя, подготовь
    выступление на 5 мин. и выступи перед учащимися
    своего класса. Для подготовки используй
    Интернет-ресурс.

    Подготовь план своего выступления и будь готов
    ответить на вопросы слушателей.



    План выступления

    1. ____________________________________________________________

    2. ____________________________________________________________

    3. ____________________________________________________________

    Критерии оценивания.


    Наличие плана Соот. выст. целям Наличие наглядного

    матер.

    Ответы на вопросы Использ. источн. Соблюд. регламента
    есть нет да нет да нет нет кратко полн. разверн. да нет да нет
    1 0 1 0 1 0 0 1 2 1 0 1 0

    3. Объяснение нового материала

    Рассмотрим в свете ТЭД свойства веществ,
    растворы которых обладают электропроводностью

    Кислоты - это электролиты,
    которые при диссоциации образуют катионы
    водорода и анионы кислотного остатка (примеры
    учащиеся записывают в тетради)

    HCl = H+ + Cl-

    HNO3 = H+ + NO3-

    По признаку основности кислоты подразделяют на
    3 группы:

    • одноосновные
    • двухосновные
    • многоосновные

    Ребята, приведите примеры данных кислот.

    Мы уже знаем, что диссоциация многоосновных
    кислот протекает ступенчато. Рассмотрим
    несколько примеров реакции электролитической
    диссоциации.

    Выйти к доске и записать диссоциацию азотной,
    серной и фосфорной кислот.

    4. Важнейшие общие химические свойства кислот

    Учитель объясняет материал (объяснение
    сопровождается демонстрационными опытами). Все
    реакции проецируются на экране, учащиеся их
    записывают в тетради.

    Реакция нейтрализации

    HCl + NaOH = NaCl + H 2O

    H+ + Cl - +Na + + OH- = Na+ + Cl
    - + H 2O

    H+ + OH- = H 2O

    Реакция между кислотой и оксидами металлов

    СаO + H 2SO4 = СаSO4 + H 2O

    СаO + 2H+ + SO4 2- = Са2+ + SO42-
    + H 2O

    СаO + 2H+ = Са2+ + H2O

    Реакция между кислотой и солью

    H 2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 + 2HNO3

    2H+ + SO4 2- + Ва2+ +2NO3 -
    = BaSO4 +2H+ + 2NO3-

    SO4 2- + Ва2+ = BaSO4

    Кислоты взаимодействуют с металлами. При этом
    образуются соли, и выделяется водород. Однако
    металлы, стоящие в электрохимическом ряду
    напряжений металлов правее водорода, не
    вытесняют его из кислот:

    Zn+ 2HCl = Zn Cl2 + H2

    Zn0+ 2H+ + 2Cl- = Zn2+ + 2Cl- +
    H20

    Zn0+ 2H+ = Zn2+ + H20

    Cu + HCl = реакция невозможна

    Концентрированные азотная и серная кислоты
    реагируют с металлами иначе.

    5. Работа по проблемным вопросам

    Где в повседневной жизни мы применяем знания о
    свойствах кислот?

    Как, используя лишь индикатор определить
    растворы следующих веществ: серная кислота, вода,
    гидроксид натрия?

    Как надо провести реакцию, чтобы увидеть ее
    признаки?

    Следующий этап работы — работа в парах.

    Учащимся выдается КОЗа.

    Перед проведением лабораторного опыта
    учащимся напоминают правила по технике
    безопасности.

    Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)

    1. Компетентность разрешения проблем
    (идентификация (определение) проблемы, действия
    по решению проблемы — 1 уровень)

    У известного писателя Герберта Уэллса есть
    замечательный научно-фантастический роман о том,
    что один изобретатель создал удивительную
    машину, которая могла переносить человека в
    любую эпоху прошлого или будущего. Представим
    себе на минутку, что мы владеем подобной машиной.
    Перенесемся с ее помощью на несколько веков
    назад.

    В те далекие времена люди считали, что
    всемогущие, сверхъестественные силы могут
    сделать все. Священнослужители, для убеждения
    верующих в чудесах, проделывали следующее:
    медленно, торжественно, с молитвами чистая вода
    наливается в сосуд, где она немедленно краснеет,
    приобретая цвет вина. Это «вино» выливают в
    другой прозрачный сосуд, где происходит его
    обесцвечивание. «Вино» не дается для пробы на
    вкус, а любопытство верующих удовлетворяется
    только изменением цвета жидкости.

    И сегодня нам предстоит выяснить: это чудо или
    же знание химии?

    Для ответа на этот вопрос выполните задание,
    следуя инструкции.

    Инструкция.

    1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида
    натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую
    окраску приобрел раствор?

    2. С помощью пипетки к полученному раствору
    постепенно прибавьте 2мл раствора соляной
    кислоты. Что вы наблюдаете?

    Отчет о выполненной работе занесите в таблицу


    Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции (в
    молекулярной и ионной форме)
    Наблюдения Вывод

    Ключ


    Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции (в
    молекулярной и ионной форме)
    Наблюдения Вывод
    NaOH-гидроксид натрия Раствор приобрел красную окраску В щелочной среде фенолфталеин
    приобретает красную окраску
    NaOH-гидроксид натрия

    HCl — соляная
    (хлороводородная) кислота

    NaOH + HCl =NaCl +H2O

    Na ++ OH- + H+
    + Cl- = Na+ + Cl- +H2 O

    OH- + H+ = H2 O

    Раствор обесцветился При взаимодействии основания и кислоты
    происходит реакция нейтрализации, в результате
    раствор обесцвечивается

    2. Компетентность разрешения проблем
    (идентификация (определение) проблемы, действия
    по решению проблемы — 2 уровень). Информационная
    (обработка информации- 2 уровень)

    Современная теория электролитической
    диссоциации говорит о том, что при растворении в
    воде электролиты распадаются на ионы. Пользуясь
    этой теорией, и знаниями о свойствах и
    классификации кислот ответьте на следующие
    вопросы:

    1. С какими из перечисленных веществ
    взаимодействует разбавленная серная кислота.

    • гидроксид калия
    • ртуть
    • оксид магния
    • оксид фосфора
    • алюминий

    Запишите возможные реакции в ионном виде

    2. Даны сокращенные ионные уравнения:

    1) Ва2+ + SO42- = BaSO4

    2) СO32- + 2H+ = CO2 + H2O

    Cоставить полные ионные и молекулярные
    уравнения

    3. Из перечня кислот

    серная кислота, азотная кислота, сернистая
    кислота,

    хлороводородная кислота, кремниевая кислота,
    угольная кислота выберите:

    1. кислородсодержащие
    2. нестабильные
    3. нерастворимые в воде
    4. двухосновные

    6. Модульный ответ

    1. 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O

    2K+ +2OH- + 2H+ + SO 2-4 = 2K +
    + SO2-4 + 2H2O

    2OH- + 2H+ = 2H2O

    MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

    MgO + 2H + + SO4 2- = Mg 2+ + SO2-
    4+ H 2O

    MgO + 2H + = Mg 2+ + H2 O

    2. Ba2+ + SO2-4 = BaSO4

    Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- = BaSO4
    + 2H+ + 2Cl-

    BaCl2 + H 2SO = BaSO4 + 2HCl

    CO32- + 2H += CO2 + H2O

    2K+ + CO2- 3 + 2H+ + 2Cl- = 2K+
    +2Cl- + CO2 + H2 O

    K2CO3 + 2HCl = 2KCl + CO2 + H2O

    3.

    1) кислородсодержащие:

    H2SO4 , HNO3 , H2SO3 , H2SiO3
    , H2CO3

    2) нестабильные:

    H2SO3 , H2CO3

    3) нерастворимые в воде:



    H2SiO3

    4) двухосновные:

    H2SO4 , H2SO3 , H2SiO3
    , H2CO3

    7. Рефлексия

    8. Домашнее задание

    На оценку «5″

    Как различить растворы серной кислоты, хлорида
    бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не
    имея других реактивов? Дать объяснение, записать
    уравнения химических реакций в молекулярной,
    полной и сокращенной ионной форме.



    На оценку «4″

    -

    Даны сокращенные ионные уравнения реакций:

    1) 2OH- + 2H+ = 2H2O

    2) СаO + 2H + = Са 2+ + H2 O

    3) Ba2+ + СO2-3= BaСO3

    4) Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

    Составить полные ионные и молекулярные
    уравнения реакций.

    На оценку «3″

    Записать уравнения химических реакций в
    молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

    HNO3 + КOH =

    СuO + H 2SO4 =

    FeCl2 + NaOH =

    Приложение.




    Следующий: