Химические свойства кислот. 8-й класс

Задачи урока:

  • Закрепить знания о составе, классификации,
    номенклатуре кислот, их роли в природе, правилах
    работы с кислотами; изучить химические свойства
    кислот, познакомиться с рядом активности
    металлов, реакциями замещения и обмена.
  • Развивать практические умения,
    наблюдательность, умения составлять уравнения
    реакций, формулы веществ, определять тип реакции.
  • Развивать логическое мышление, образное
    мышление, речь (в том числе химическую).
  • Предлагается вариант второго урока по
    изучению кислот. На первом уроке были изучены
    нахождение в природе, состав, классификация,
    номенклатура, физические свойства кислот и
    правила работы с ними.

    Оборудование:

    растворы лакмуса,
    метилоранжа, соляной и серной кислот, лакмусовая
    бумажка, лимон, цинк, медь, оксид меди, пробирки,
    спиртовка, спички, держатель пробирок.

    Этапы урока:

  • Организационный.

  • Проверка усвоения учащимися материала.
    Индивидуальная работа учащихся с буклетом (Приложение 1 и 2)

  • Усвоение новых знаний и первичная проверка
    усвоения.

  • Обозначение темы урока и определение
    результата урока (целеполагание).

    • Действие кислот на индикаторы.
    • Что происходит с цветом чая, когда мы помещаем
      туда кусочек лимона? Объясняю, что такое
      индикаторы. Демонстрирую растворы лакмуса и
      метилоранжа, лакмусовую бумажку, обращаю
      внимание на цвет.
    • Лабораторный опыт. На лакмусовую бумажку
      капнуть капельку лимонного сока, проследить за
      изменением цвета, зафиксировать в тетради.
    • Демонстрационный опыт. В две пробирки налить
      раствор соляной кислоты и добавить раствор
      лакмуса (в 1 пробирку) и метилоранжа (во 2).
      Наблюдаем за изменением цвета индикатора и
      фиксируем в тетради.
  • Действие на металлы.
    • Лабораторный опыт. В одной пробирке кусочки
      меди, во второй – цинка. В обе пробирки приливаем
      раствор соляной кислоты. Наблюдаем, есть ли
      признаки реакции. Делаем вывод: с медью кислота
      не реагирует, с цинком реакция идет. Записываем
      уравнение реакции.
    • Можно ли без эксперимента определить, реагирует
      металл с кислотой или нет? Знакомимся с рядом
      активности металлов.
    • Определите, возможно ли взаимодействие между
      веществами:

    Mg + H2SO4=
    Hg + HBr =
    Al + HClO4 =



    Запишите уравнения возможных реакций.

    Затем даем названия всем солям.
    Посмотрите на составленные уравнения. Можно ли
    отнести реакции, описанные этими уравнениями к
    какому– либо известному типу? Даем определение
    реакции замещения.

    • Взаимодействие с оксидами металлов.
    • Демонстрационный опыт. Взаимодействие оксида
      меди с серной кислотой. Наблюдаем за
      происходящими изменениями. Записываем уравнение
      реакции. Выявляем особенности реакции. Даем
      определение реакции обмена.
    • Закончите уравнения реакции:

    Al2O3 +HCl =

    MgO + HBr =

    Даем название солям.

    1. Домашнее задание. § 16, № 4 (письменно).

    2. Подведение итогов.




    Следующий: