Химические свойства кислорода и озона: взаимодействие с простыми веществами

Цели урока

  1. экспериментально изучить взаимодействие
    кислорода с простыми веществами;
  2. родолжить отработку навыка составления
    уравнений реакций, формул соединений по
    валентности;
  3. продолжить формирование умений наблюдения,
    умений формулировать выводы.

К уроку — колбы, наполненные кислородом, сера,
красный фосфор, уголь древесный, железная игла,
тигельные щипцы, спиртовка, спички, ложечки для
сжигания веществ, стаканчик с водой, пинцет.

Компьютерная презентация, распечатки заданий
на столах.

Ход урока

1. АОЗ.

Химический диктант.

На столах – распечатки.

Ответьте на вопросы следующим образом: верно
“+”, неверно “-”.

1 вариант.

  1. Реакция соединения- это всегда реакция
    получения сложного вещества.
  2. Кислород составляет основную часть атмосферы.
  3. Бинарные соединения элементов с кислородом
    называются оксидами.
  4. В процессе фотосинтеза поглощается углекислый
    газ и выделяется кислород.
  5. Кислород легче воздуха
  6. Озон и кислород – это разные названия одного и
    того же вещества.

2 вариант.

  1. Реакция разложения — это всегда реакция
    получения простого вещества.
  2. Бинарные соединения элементов с кислородом
    называются сульфидами
  3. Кислород составляет одну пятую часть атмосферы
  4. В процессе фотосинтеза выделяется углекислый
    газ и поглощается кислород.
  5. Кислород тяжелее воздуха.
  6. Озон и кислород – это аллотропные модификации
    одного и того же элемента.

У доски — решаем задачи.

1. Какой из оксидов железа содержит больше
кислорода- FeO или Fe2O3?

2. Вычислите объём кислорода, содержащегося в
классе у первоклашек (в 1-1) после трёх уроков, если
площадь класса 500 м3, а в течении каждого
урока первоклашки вместе с учителем расходуют 10
л кислорода. Как пополнить запас кислорода в
классе?

Оцениваем работу у доски, работы в тетрадях.

Постановка проблемы.

Давайте поиграем. Я буду называть вещество или
тело, а вы, если оно может гореть, хлопаете в
ладоши.

Бумага, вода, лёд, дрова, уголь, стекло, спирт,
железо…

- Почему не хлопнули? (Почему-то кто-то хлопнул,
кто-то нет)

- Давайте проверим, горит ли железо, ведь ещё
Адольф Вюрц, немецкий химик, сказал: “В химии нет
ничего невозможного”

Демонстрационный опыт- горение железа в
кислороде.

- Вижу, вы удивлены. Почему?

- Чего же мы ещё не знаем о кислороде?

- Почему горит железо? Какие будут гипотезы?
Предположения?

(Возможный вариант диалога:

- В колбе больше кислорода, чем в воздухе!

- Ну и что, ведь это тот же кислород, вещество
–то не изменилось! Или я не права? Что будем
делать?)

- Помните афоризм, которому надобно следовать
всегда? “Не ошибается только тот, кто ничего не
делает”.

-Может быть стоит провести этот же опыт, но с
другими веществами? С какими? (с простыми)

- А какие бывают простые вещества? (металлы и
неметаллы)

- У меня на столе есть ещё сера, фосфор и углерод
(демонстрирую). К какой группе простых веществ их
можно отнести? (неметаллы).

- Кто-нибудь знает, горят они или нет? Давайте
проверим.

- Как мы будем проверять? (экспериментально)

Только сегодня эксперимент будет
демонстрационным, т. к. опыта обращения с
кислородом и горючими веществами у вас пока
маловато. Но скоро у нас урок- практикум, где я
смогу увидеть и оценить сегодняшнюю вашу
наблюдательность.

- Кислород- первое вещество, свойства которого
нам предстоит изучить. С чего начнём?

(с планирования действий)

- Будем проводить химические реакции со всеми
веществами, которые под руку попадутся или же
всё-таки выстроим какую-то схему?

(составляем схему:

Тогда давайте сформулируем тему урока.
(Химические свойства кислорода и озона:
взаимодействие с простыми веществами)

Демонстрационный опыт: горение фосфора в
кислороде и на воздухе.

- Разделите тетрадь на две половинки,
пожалуйста.

Как вы думаете, почему?



(вспоминаем об озон — аллотропия,
неустойчивость молекул)


Химические свойства
кислорода озона

- Свойства озона будут совершенно другими или
всё же похожими на свойства кислорода? Вспомните
о трёх “С” химии:

- Запишите уравнение горения фосфора в
кислороде.

(Пошаговое комментирование у доски. Понятия
– исходные вещества, продукт реакции,
валентность, коэффициент, схема реакции,
уравнение реакции)

Демонстрационный опыт: горении серы в
кислороде и на воздухе, горение угля в кислороде
и воздухе (записываем уравнения)

- Теперь пришла пора записать уравнение реакции
окисления железа.

Давайте заглянем в учебник (стр. 81). Взгляните на
уравнение реакции.

- Что вас удивляет? (дробная валентность железа)
Мы с таким явлением сталкиваемся в первый, но
поверьте мне,не в последний раз.

Дело в том,что железная окалина представляет
собой смешанный оксид (смесь).

FeO * Fe2O3

Fe3O4

- Перенесете эту информацию дома в справочники.
А как назовём этот оксид? ( за правильный ответ -
орден “Мудрого совёнка)

Вывод: Простые вещества- как металлы,
так и неметаллы- вступают в реакцию с кислородом,
в результате получаются оксиды, а реакции
называются реакциями окисления.

- А как ещё можно назвать увиденные нами реакции
( реакциями горения)

- Ни у кого не возникло вопросов по поводу
нашего вывода?

  • Все ли простые вещества вступают во
    взаимодействие с кислородом?
  • При каких условиях начинается реакция? Да и
    почему всё-таки игла сгорела, но не на воздухе?
  • И почему сера, фосфор и углерод ведут себя на
    воздухе совсем не так как в кислороде?
  • И что будет, если увеличить содержание
    кислорода в воздухе до 30%? Или уменьшить до 8%?
  • Всегда ли реакции окисления сопровождаются
    горением?
  • Почему мы дышим кислородом? Мы горим !?

Это всё вопросы домашнего задания, поищите
информацию в книгах, в Интернете, а на следующем
уроке поговорим. Думаю, будет интересно.

- У нас осталась незаполненной половинка листа.
О чём нам надо вспомнить? (об озоне)

Мы решили, что его свойства должны быть похожи
на свойства кислорода, но только похожи.

Действительно, химические свойства озона
отличает чрезвычайно высокая реакционная
способность. Озон – один из сильнейших
окислителей, за счёт атомарного кислорода,
который образуется при распаде озона.

О3 О2 + О

Очень важно помнить, что озон проявляет окислительные
свойства
уже при комнатной температуре. Так,
при работе с озоном нельзя использовать
резиновые шланги – они моментально прохудятся.
(То есть в кислородной подушке его хранить
нельзя).

Записываем уравнения реакций во второй
половине тетради, помня о том. что и в реакциях
простых веществ с кислородом получаются оксиды,
но идут эти реакции гораздо интенсивнее, чем с
кислородом.

Итог урока.

  • И кислород, и озон вступают в реакции соединения
    с простыми веществами.
  • Реакции соединения кислорода и озона с простыми
    веществами называются реакциями окисления, а
    сами кислород и озон называются окислителями.
  • В результате этого взаимодействия образуются
    оксиды.

Закрепление. Упражнение № 8(в тексте учебника,
стр. 82)

Какой вывод можно сделать из упражнения?

  • В реакциях с озоном Ме проявляют более высокие
    валентности, чем в реакциях с кислородом

Д/з:$16, стр. 80-82; напишите с/х или сказку,
нарисуйте комиксы по свойствам кислорода и
озона. Для тех, кто тяготеет к исследовательской
работе- проведите мини исследования по вопросам:

  1. Что будет, если увеличить содержание кислорода
    в воздухе до 30%? Или уменьшить до 8%?
  2. Озон-друг или враг?

Изучаем материал внимательно- готовимся к
аукциону знаний.

Учебник: Кузнецова Л. М. , Химия-8, М.
“Мнемозина”. 2003

Приложение




Следующий: