Химические свойства аммиака и его соединений 9-й класс

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: парная, групповая,
индивидуальная.

Технология: модульная.

Время: 2 часа.

Подготовительный этап:

1) Учащиеся должны знать:

характеристику
азота по положению в периодической таблице,
строение, химические свойства азота, получение,
строение и физические свойства аммиака.

2) Учащиеся должны уметь:

применять
знания в нестандартной ситуации,
схематизировать, работать с учебником,
дополнительной литературой, выделять главное,
анализировать, составлять уравнения в
молекулярном, ионном и
окислительно-восстановительном виде,
сравнивать, делать выводы, проводить
эксперимент, работать в парах, группах.

3) Учитель должен: подготовить
технологическую карту учащегося по теме урока,
оборудование и инструкции к практической части,
задания для работы в парах и группах,
предоставить дополнительные источники
информации, лист учета и для схематизации
(компьютер), роли учащихся в группах.

Открытый урок по химии 9кл. по теме:

“ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА и его
соединений”


ЦЕЛИ:

1) Образовательная: на основании
знаний о составе и строении аммиака, изучить его
химические свойства, а также свойства соединений
аммония, уметь на практике доказывать
принадлежность этих соединений к определенному
классу неорганических веществ. Сформировать
понятия: водородная связь, донорно-акцепторный
механизм, ион аммония, соли аммония.

2) Развивающая:

развивать умения
составлять уравнения в молекулярном, ионном и
окислительно-восстановительном виде,
сравнивать, обобщать, давать творческое
обоснование, анализировать.

3) Воспитательная:

продолжить
формирование коммуникативных умений при работе
в паре, группе, воспитывать культуру общения,
умения слушать товарища.

Основные понятия: водородная связь,
донорно-акцепторный механизм, ион аммония, соли
аммония, качественные реакции на ион аммония.

Общие учебные умения и навыки:

выделение
главного, составление опорного конспекта в виде
схемы, работа с учебником, дополнительной
литературой, практические навыки, умение
применять свои знания в нестандартной ситуации,
ставить цель, оценивать себя и товарища.

Оборудование:

растворы аммиака (NH4OH)
, соляной кислоты (HCl), сульфата аммония (NH4)2SO4,
гидроксида натрия (NaOH), фенолфталеин, спиртовка,
держатель для пробирок, пробирки, химический
стакан, чашка Петри, лакмусовая бумажка.

Дополнительная литература для
учащихся.

1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9
класс” Дрофа, Москва 2008
2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин
“Неорганическая химия 8-9 класс”,
“Просвещение”, Москва 2002
3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы”
4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1

№ учебного элемента Учебный материал с
указанием заданий
Рекомендации по выполнению Баллы
УЭ-0 ). ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

А)

Вывод темы и
цели урока учащимися
. Как Вы думаете, что мы
будем изучать сегодня на уроке? Мы изучаем с вами
неорганические вещества, предложите цепочку,
характеризующую это изучение: состав- строение
– свойства — получение и применение
. Вы правы,
тогда не трудно Вам будет заполнить таблицу по
веществу аммиак: (см. приложение1)

На основании этой таблицы выведите тему и
поставьте перед собой цель на уроке.

Б) Рефлексия по выбору цели и самооценка на
основании соотношения с целью урока
предложенной учителем – до 3 баллов.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УМЕЮ

ХОЧУ ОВЛАДЕТЬ

Вывод: тема, цель урока

Оцени себя самостоятельно и результат запиши в
листе учета

3 б.
УЭ-1 Вводный контроль

Цель: закрепить
знания о строении и свойствах азота.

Оценивание до 5 баллов при взаимопроверке.

ТЕСТ.

1) Укажите формулу водородного соединения
элемента подгруппы азота с наиболее прочной
химической связью: а) SbH3; б) NH3; в) PH3;
г) AsH3

2) На каких энергетических подуровнях не
могут располагаться валентные электроны атома
азота?

а) 2s; б) 3d; в) 2p; г) 3p

3) Формула вещества, в котором азот проявляет
свою высшую степень окисления, это:

а) NO2; б) Ca3N2; в) HNO3; г) Ca(NO3)2

4) Укажите формулы веществ, в которых азот
проявляет свою минимальную степень окисления:

а) NH4HSO4; б) NH3; в) Ca3N2;
г) HNO2

5) Азот-восстановитель, реагируя с:

а) водородом; б) кислородом; в) магнием; г) фтором

Ключ к ответам тестовых заданий:

1) б; 2) б, г; 3) в; 4) а, б, в; 5) б,г

Работай самостоятельно, при
взаимопроверке оцени товарища, результат
передай учетчику
5б.
УЭ-2 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Цель: на основании лабораторной работы,
работы с учебником, дополнительной литературы
изучить химические свойства аммиака и его
соединений, составить опорный конспект в виде
схемы. Закрепить умения составлять уравнения в
молекулярном, ионном и
окислительно-восстановительном виде, сравнивать
,обобщать знания с ранее изученными классами
соединений.

Продолжить формирование
коммуникативных навыков при работе в парах,
группах, умение оценивать себя и своего товарища.

ЗАДАНИЯ В ГРУППАХ

:

ГРУППА №1 (разный уровень от 3 до 5 баллов при
работе в парах)

Задание 1 пары.

На основании уравнения
реакции взаимодействия аммиака с водой

(Г.Н. Хомченко “ Для поступающих в Вузы” стр. 43)
объяснить донорно-акцепторный механизм с
электронной точки зрения. Дать название
полученному веществу, и к какому классу
соединений оно относится. (3 уровень 5баллов)

Задание 2 пары.

За счет образования, какого
вида связи можно объяснить хорошую
растворимость аммиака в воде? ( Н.Е.Кузьменко “
Начало химии” том 1 стр.109) Дать определение этой
связи и составить схему ее образования. (2 уровень
4балла)

Задание 3 пары.

Закончить уравнения,
расставить коэффициенты, записать в ионном виде

(1 уровень 3балла)

А) NH4OH =
Б) NH4OH +H2SO4=
В) NH4OH + AlCl3 =

Задание группы. 1)

Провести опыты
доказывающие, что аммиачная вода (гидроксид
аммония) слабое основание (см. инструкцию для
лабораторной работы).



2) Составить схему по химическим свойствам
гидроксида аммония и сделать вывод о общих
свойствах с основаниями, качественной реакции
данного вещества.

ГРУППА № 2 (низкий уровень до 3 баллов при
работе в парах)

Задание 1 пары.

Используя учебник стр.149
составить уравнение взаимодействия аммиака с
соляной кислотой в молекулярном и ионном виде,
дать название продукта. (1 уровень 3балла)

NH3 + HCl =

Задание 2 пары.

Используя учебник стр.149
составить уравнение взаимодействия аммиака с
серной кислотой в молекулярном и ионном виде,
дать название продукта (1уровень 3балла)

NH3 + H2SO4=

Задание 3 пары.

Используя учебник стр.150
составить уравнение взаимодействия аммиака с
кислородом, без катализатора, в
окислительно-восстановительном виде, определите
окислителем или восстановителем является
аммиак.( 2уровень 4балла)

NH3 + O2 =

Задание группы. 1.

Составить схему по
химическим свойствам аммиака.

2. Сделать вывод о восстановительных
свойствах аммиака, по какому механизму протекает
взаимодействие аммиака с кислотами, какие
вещества при этом образуются и к какому классу
соединений они относятся.

ГРУППА № 3 (средний уровень до 4 баллов при
работе в парах)

Задание 1 пары.

Расставить коэффициенты в
уравнениях методом электронного баланса.
Указать окислитель и восстановитель. (2 уровень 4
балла)

А) NH3 + O2 kat= NO + H2O Б) Al + NH3
= AlN + H2

Задание 2 пары.

Расставить коэффициенты в
уравнениях методом электронного баланса.
Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4
балла)

А) NH3 + Br2 = N2 + HBr Б) NH3 = N2
+ H2

Задание 3 пары.

Расставить коэффициенты
в уравнениях методом электронного баланса.
Указать окислитель и восстановитель (2уровень 4
балла)

А) NH3 + CuO = Cu + N2 + H2 O Б) NH3 + CO2
= N2O + CO(NH2)2

Задание группы. 1.

Дополнить схему по
химическим свойствам аммиака группы № 2.

2. Сделать вывод об окислительных и
восстановительных свойствах аммиака.

ГРУППА №4. (средний уровень до 4 баллов для
работы в парах)

Задание 1 пары.

Используя учебник стр.153,
закончите уравнение реакции, расставьте
коэффициенты, запишите в ионном виде:

NH4Cl + AgNO3 =

Задание 2 пары.

Используя учебник стр.153,
закончите уравнение реакции, расставьте
коэффициенты, запишите в ионном виде:

NH4NO3 + NaOH =

Задание 3 пары

. Используя учебник стр.154 ,
запишите уравнения диссоциации любой соли
аммония, а также реакции разложения.

Задание группы. 1)

По инструкции проделать
лабораторную работу и сделать вывод о
качественной реакции на определение иона
аммония.

2) Дать определение солей аммония, сделать
вывод об общих свойствах с классом солей и
специфических свойствах солей аммония.

3) Составить схему по химическим свойствам
солей аммония.

Перед Вами на столах лежат: уровневая
технологическая карта изучения темы, задания для
работы в парах и группе, инструкция для
выполнения лабораторной работы (см. приложения 2
и 3). Ваша задача определить какую роль вы будете
выполнять сегодня в группе (консультант,
докладчик, экспериментатор, схематизатор,
учетчик, хранитель времени), на каком уровне
будете работать и приступить к выполнению
заданий в парах (время 7мин., обсуждение и работа в
группе 13 мин.)

Если у вас возникнут затруднения
при выполнении заданий, то обращайтесь к консультанту
или учителю
. При выполнении практической части
эспериментатор должен получить допуск к
работе по ТБ и провести эксперимент.

Результат работы группы схематизатор
должен оформить в виде схемы и совместно с
другими членами группы записать вывод. Защиту от
группы готовит докладчик.

За временем работы следит хранитель
времени
, а лист учета заполняет учетчик.

Выполняй задания в парах согласно выбранного
уровня, оцени свою работу и товарища, результаты
обсудите в группе и передайте учетчику. Работу в
группе оценит консультант и сами.

УЭ-3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Цель: на основании
работы в группах обобщить изученный материал,
составить опорный конспект в виде схем, сделать
выводы по сравнению с изученными классами
соединений

Защита от групп, составление единого
опорного конспекта в виде схем, выводов,
основными понятиями темы (см. приложение 4)
Оценивание защиты до 3 баллов, дополнение с места
1 балл.

Оценивание защиты до 3 баллов,
дополнение с места 1 балл.
3б.
УЭ-4 РЕФЛЕКСИЯ продукта деятельности.

Цель:
определить достигнута ли цель урока каждым
учеником, правильно ли он оценил свои
возможности в начале урока, и какова успешность
ученика при подведении итогов в конце урока,
сформированы ли коммуникативные навыки, умения
оценить себя и товарища

1) Подведите итоги своей работы, оцените себя
в группе, соответствует ли выбранный вами
уровень деятельности? (приложение №5)

2) Прочтите цель урока, как вы оцениваете
степень ее достижения?

3) Посмотрите на цепочку изучения вещества и
определите тему следующего урока и предположите
цель для новой темы.

Работайте самостоятельно и вместе с
классом.
УЭ-5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Цель:
определить свою успешность при закреплении этой
темы и уровня деятельности в новой теме на
следующий урок.

1 уровень. Изучить § 26 учебника, решить упр.1,2
стр.155

2 уровень. Используя § 27 и дополнительную
литературу составить опорный конспект по
оксидам азота, решить упр.3,4 стр.155

3 уровень. Используя § 27 и дополнительную
литературу составить опорный конспект по
азотной кислоте и ее свойствам, решить упр.4,5
стр.155

Выберите уровень домашнего задания и
выполните его к следующему уроку.

ЛИТЕРАТУРА

1) Учебник О.С. Габриелян “Химия 9 класс” Дрофа,
Москва 2008
2) Учебник С.Т. Сатбалдина, Р.А. Лидин
“Неорганическая химия 8-9 класс”,
“Просвещение”, Москва 2002
3) Г.Н. Хомченко “Химия для поступающих в вузы”
4) Н.Е. Кузьменко “ Начала химии” том1
5) А.И. Врублевский “1000 задач по химии”, ООО
“Юнипресс”, Минск 2003

Приложение




Следующий: