Химические свойства альдегидов и их применение использование элементов информационных технологий на уроке химии

Цель: изучить химические свойства
альдегидов, продолжать формировать умение
составлять уравнения реакций с участием
органических веществ на примере альдегидов.

Задачи:

  1. Создать условия для интеллектуального развития
    учащихся.
  2. Закрепить умения определять принадлежность
    органических соединений к классам веществ,
    предсказывать химические свойства, опираясь на
    знание свойств функциональной группы.
  3. Развивать умения использовать химическую
    терминологию, наблюдать и описывать химический
    эксперимент.
  4. Совершенствовать информационно-
    познавательную компетенцию учащихся.
  5. Научить работать в виртуальной лаборатории,
    проводить виртуальный химический эксперимент

Оборудование: дискета с материалами, диск
“Химия: виртуальная лаборатория 8-11 классы”,
компьютер.

Ход урока

1 этап. Актуализация знаний.

Сообщение по схеме.

Назовите вещества:

Написать формулы по названию:

3, 3 – диметилбутаналь; пропаналь;

2, 3 – диметилпентаналь.

Тесты

1. Альдегидная группа записывается в форме

А) – С (Н)= О; б) – СООН; в) –ОН; г) –NО3

2. 40%-й раствор муравьиного альдегида
называется:

А) Бутаналь; б) пропаналь; в) формалин; г)
пентаналь.

3. Формула уксусного альдегида- это:

4. Альдегид, не имеющий углеводородного
радикала:

А) уксусный ; б) масляный ; в) валериановый; г)
муравьиный

5. Газообразным является альдегид:

А) муравьиный; б) уксусный; г) валериановый.

6. Название “альдегид” означает:

А) гидратированный алкин; б) окислённый спирт; в)
дегидрированный спирт; г) гидратированный алкен.

Ключ: авагав.

2 этап. Сегодня мы изучаем химические
свойства по компьютеру.

Химические свойства альдегидов обусловлены
составом и строением данных веществ и прежде
всего наличием в их молекуле карбонильной
группы. По месту двойной связи в ней могут
проходить реакции присоединения. О физических
свойствах альдегидов см. Приложение 1.

Полярный характер двойной связи обуславливает
и другие реакции альдегидов, например
присоединение воды. Особенно это характерно для
формальдегида:

Под влиянием карбонильного атома кислорода
альдегиды легко окисляются по связи C-H в
альдегидной группе.

Реакция окисления: реакция “серебряного
зеркала”

В качестве окислителя альдегидов может быть
использован также гидроксид меди (II) Cu(OH)2.
Если к нему прибавить раствор альдегида и смесь
нагреть, то сперва наблюдается образование
желтого осадка гидроксида меди (I), который затем
превращается в красный оксид меди (I). В этом
случае гидроксид меди (II) окисляет альдегид в
кислоту, а сам восстанавливается до оксида меди
(I).

Реакции с аммиачным раствором оксида серебра и
гидроксидом меди (II) могут служить для
обнаружения альдегидов.

Применение альдегидов. Наибольшее
применение имеют формальдегид и ацетальдегид.
Формальдегид используется обычно в виде
формалина. В сельском хозяйстве формалин
необходим для протравливания семян. Широко он
применяется в кожевенниковом производстве, так
как оказывает дубящее действие на белок кожи.

Для сохранения биологических препаратов.
Взаимодействием формальдегида с аммиаком
получают лекарственное вещество- уротропин. На
основе формальдегида получают
фенолформальдегидные пластмассы, из которых
готовят электротехнические изделия, детали
машин.

Ацетальдегид используется для производства
уксусной кислоты. Также получают этиловый спирт.

Допишите
уравнения реакции:

Напишите
структурную формулу вещества состава C5H10O,
если известно, что оно присоединяет водород в
присутствии катализатора, а при нагревании со
свежеприготовленным гидроксидом меди(II)
образует красный осадок. Назовите вещество.

3 этап. Лабораторная работа. “Качественная
реакция на альдегид”.

Сегодня выполняем лабораторную работу в
виртуальной лаборатории. Из-за сохранения
здоровья.

  1. В обезжиренную пробку прилейте раствор нитрата
    серебра.
  2. Осторожно, по каплям при встряхивании
    прибавляйте раствор аммиака, пока образующийся
    сначала осадок полностью не растворится.
  3. К полученному бесцветному раствору прибавьте
    несколько капель альдегида.
  4. Осторожно нагрейте пробирку в пламени горелки.

Следующая работа.

  1. В пробирку прилейте раствор формальдегида в
    воде.
  2. Добавьте раствор гидроксида натрия.
  3. При встряхивании, по каплям прибавьте раствор
    сульфата меди (II) до появления неисчезающей
    голубой взвеси.
  4. Осторожно налейте пробирку в пламени горелки.

Озвучиваем вывод по работам.

Как при помощи
гидроксида меди (II) распознать глицерин и
уксусный альдегид?

Подведение итогов. Оценки за урок.

? Какие чувства породил в вас этот урок?
?Какие возможности вы в себе сегодня открыли?
?Нужны ли вам такие уроки и почему?

Следующий: