Химические игры при дворе князя Тантала


Введение

Сразу после проведения первой игры из серии
поликультурных химико-педагогичеких игр (ХПИ)
“Химики при дворе короля Силициума
(Эскалибур-2001, основанной западноевропейской
культуре, студенты факультета часто спрашивали
меня, а почему бы нам не разработать игру на
основе нашего российского
культурно-исторического материала. Для меня
самого как человека русской культуры эта идея
была очень интересна. Но думалось, если уж такие
игры разрабатывать, то надо делать цикл игр,
последовательно поднимаясь во времени от
древнеславянской культуры, в том числе и
химической, через химию эпохи Петра, химию царицы
Елизаветы (М.В.Ломоносов), химию середины XIX (Д.И.
Мендеелев и др.) в современность. А значит, надо
было начинать со славянской культуры, самому
глубоко изучать историю, быт, экономику, “химию”
древних славян. К удивлению, оказалось, что одним
из самых сложных элементов оказался подбор
музыкального звукоряда к игре. И, все-таки, два
года назад Игра “Богатырские химические игрища
при дворе князя Тантала Евграфовского” была
сконструирована и состоялась. Цель игры
комплексная: познакомить студентов с “химией”,
бытом, одеждой, суевериями, экономикой, способами
лечения лекарственными растениями; дать
возможность приобрети опыт проектирования,
деталировки, организации, проведения массовых
внеклассных игр поликультурного характера, но с
химией в качестве стержня игры; способствовать
адаптации студентов на первых порах обучения в
вузе, наладить контакт “студент-преподаватель”,
дать возможность ощутить сильные положительные
эмоции.

Структура игры

Сцены (этапы игры): Пролог: введение — речитатив
отца-хронографа, выход глашатая, объявление о
начале турнира, выход Бертольда Шварца (студента
4-го курса возглавлявшего подготовку к игре,
члена жюри), выход команд, объявление выхода
короля Артура и его супруги королевы Платины, два
круга почета их королевских величеств под
церемониальный марш, занятие мест на тронах,
объявление правил турнира Шварцем, объявление
Артуром начала турнира (15 мин.); конкурс
“Представление команд.

Сцены (этапы игры): Пролог: разговор с гусляром,
танец горожан, появление челна с дружиной, выход
бояр, выход князя, княгини и княжны, парад боевых
дружин — 15 мин; представление команд — до 3,5 мин на
команду, до 11-12 мин на три команды; конкурс 1 – 6-7
мин; конкурс 2 — 6-7 мин; конкурс 3 – 6-7 мин; конкурс 4
– 10 мин; конкурс 5 – 10 мин; награждение команд 4-5
мин; финальная песня — 3 мин; Резервное время — 5
мин. Всего: 42-55 мин.

Рис. 1 Объявление

Рис. 2 Ожиданье игры


Пролог

Слышна спокойная фоновая музыка. В центре
игрового зала сидят несколько подростков белых
рубахах и лаптях. С ними старый баян с гуслями.
Дети просят гусляра рассказать им о великих
богатырях-химиках прошлого.

Первый подросток

:

Скажи-ка, дед,
А, правда ль, были
Богатыри на всей Руси?
В бои победные ходили
Во славу нашей химии?

Второй

:

Ведь до сих пор в честном народе
Воспоминания свежи.
О всем: пирах, волхвах, о Роде,
О временах тех — расскажи!

Гусляр

:

Да, были люди в наше время!
Не то, что нынешнее племя.
Богатыри, не вы!
По зову княжеского рога
Спешили сразу в путь дорогу
Успеть вкусить азарт игры!

Бой колоколов. Столб дыма из ведра, стоящего по
центру зала (удлинитель, плитка, ведро с водой,
сухой лед)

Ведущий

(далее В): Итак! Мы с вами перенеслись
далеко в прошлое Руси, в IX век и находимся на
площади главного города великого славянского
княжества Евграфии, его столицы.

Звуки фанфар (или рога).

Глашатай

(далее Г): объявляет на площади: Ну-ка,
гости, замолчите. Это раз! Всем, кто может слушать,
слышьте — княжеский указ! Великий князь всея
Евграфии, химик от бога, богатырь от природы,
бюрократ-руководитель по профессии, герой-воин в
душе, властелин берендеев ниобиевых, хазар
циркониевых, дулебов селеновых, древлян
натриевых, терновцев кремниевых и других племен
тцар Тантал Кислородович–Ясно солнышко
созывает богатырей химиков со всей Евграфии для
участия в богатырских играх-состязаниях за право
получить руку и сердце дочери своей княжны Ртуть
Танталовны. Условия состязания: Витязи являются
ко двору князя Тантала Кислородовича со дружиною
для участия в боевых состязаниях. Минимальный
состав дружины.

  1. Витязь, он же претендент на руку княжны.
  2. Ведун-колдун, химических загадок расплетун.
  3. Волхв — специалист в боевой магии, химии,
    отравлениях и других погублениях. Долж?н уметь
    так колдануть, чтобы все вокруг устрашились и в
    магию-химию влюбились.
  4. Берегиня-хранительница, тела богатырского
    спасительница. Что волхв-колдун отравит, то
    берегиня все исправит.
  5. Красны-девицы поляницы, которые могут и
    накормить, и танцем насладить, и от ворога
    защитить, пластику показать, да оружием
    погромыхать.

Дружины соревнуются всяко-разно: в оружии и
доспехе, в костюме и этикете, в галантности и
пластике в химической гимнастике, в убивстве и
спасении и все — до изнеможения! Уходит.

В: Вечереет. На площади небольшого
славянского городка Серебрянск великого
княжества Евграфии, молодые парни и красные
девицы танцуют танец “Вербочки”.

В дверях аудитории появляется и медленно
проплывает вдоль стены челн с боевой дружиной,
спешащей на праздник. Танцующие замирают, глядя
на них.

Один из них говорит: Эй, на челне,
куда спешите? Ответ с челна: Мы-то спешим на
соревнования-игрища, за руку и сердце княжны
Ртуть Танталовны. А что вы здесь прохлаждаетесь,
нам только на руку. Челн скрывается в двери
лаборантской комнаты. Вся танцующая группа с
кличем
“Все на игрища, не посрамим родной
Серебрянск. Княжна будет наша” следует за ними
(убегает из игровой аудитории в коридор, где
переодевается и вооружается).

В

: И вот все уже готово к проведению игр.
Занимают свои места бояре, которые будут судить
игрища: боярин Олекса Гнедич- хитрован из
хитрованов. Никто ещё его не обманул, он сам кого
угодно вокруг пальца обведет; боярин Завиша
Страшной, силы немерянной; боярин Волчий Хвост,
который все видит, все слышит, любую крамолу иль
неправду как волк может вынюхать. За ними выходят
телохранители княжеской семьи: славный витязь
Цинкуша Муромский и богатырь из
Органиченска-Залесского Метан Парафинович. Телохранители
занимают места у княжеского трона.
На поле
боевое выходят дружины славные. Поприветствуем
их. Дружины одна за другой выходят из коридора в
игровую аудиторию, совершают круг почета и
занимают места вдоль стен и окон.

Г

: Представляет дружины: Дружина
“Углерода Тетраэдрического; дружина Алюмозема
Диаспорического; дружина Боразона Светоносного.

В

: И, наконец, свои места занимают светлый
князь Тантал Кислородович, его супруга
благородная Платина Тетрафторовна и дочь их
краса-девица, княжна Ртуть Танталовна.

Рис. 3. Князь, княгиня и княжна


Конкурс “Представления команд”

В: Начинаем первый конкурс. Вам слово
господа судьи..

Боярин

(член жюри, далее просто Ж): Ой, вы,
гости, господа

Вы откуда к нам сюда?
Что за стяги перед вами?
Что за знаки на щитах?

Рис. 4. Жюри

Г

(Уточняет): Команды представляют
домашние задания. Кроме задания оцениваются:
стяг, родовой знак, девиз, доспехи, оружие,
костюмы.

Критерии оценки: стильность (соответствие
эпохе), оригинальность, красота, юмор, время
представления. (До 3 баллов каждый элемент)

Дружины представляются

.

Дружина “Углерода Тетраэдрического

Витязь

: “Я ранен в неравном бою. Что же мне
делать? Где моя берегиня? Без неё сейчас умру”. Берегиня:
“Я, дева мира — берегиня. И всех я травами лечу. К
ним как на крыльях я лечу. И раны, немочь, хворь я
прогоняю”. Витязь: “А вот кудесник. Тот: “Ваш
слуга!? Зову к богам — бурлит река. Прочту заклятье
- дождь пойдет. Махну рукой — и встанет лёд. По зову
первому приду. Всем, чем могу я помогу”. Поляницы
(хором): Мы же — славная дружина нашего богатыря.
Нет оружия страшнее — это наша красота. Не смотри
на наши ноги и на эту славну грудь. Можем так
махнуть ногами, что останешься ты тут”. Ведун
(ведунья): “А меня зовут Катюша. Состою при
Углероде самым умным ведуном. И вам всем открою
тайну, коль глубоки ваши знанья, победить
возможно всех. Знанья лишь дают успех! Наш девиз:
Видим мы и днём и ночью! И химичим очень точно.
Крепки, четки наши руки. Никогда не знаем скуки.



Рис. 5. Дума витязя

Рис. 6. Берегини

Дружина Алюмозема Диаспорического

Старейшина рода представляет дружину

:
“Имеем мы обычаи свои, завет отцов и старые
преданья. И вещий сон в тени родных лесов и шёпот
трав о тайнах мирозданья. Лесов туманы, злаки в
бороздах, возделанных дружинными руками. Все
наше здесь , все греет сердце нам. О витязе:
Витязь наш безмерно смелый и с мечом такой
умелый. И умом не обделен. Он никем не побеждён”. О
волхве
: Волхв успех нам всем пророчит. Может
камень в злато превратить. Сделать может всё, что
хочет. Всем нам помогает жить”. О берегине:
“Вот берегиня, и красива, и стройна, и обладает
тонкостью ума. Любой недуг в нас может исцелить. И
учит нас природой дорожить”. О ведуне: Мечом
он машет слабовато. И не силен на внешний вид. Но
знаньем голова богата. Всё помнит, знает и
хранит”, О поляницах: Всё в них в гармонии,
правдивы и стройны, храбры, достойны и красивы. Им
нет соперниц, нет у них подруг, а верный меч — один
лишь верный друг!”.

Дружина Боразона Светоносного

Представляет сам витязь

: “Я рад представить
свою шумную дружину. Ведун — он вам поведает обо
всём, что вы хотите знать. Поляницы — девчушки,
затейницы и веселушки, Но с ними спорить вряд ли
стал бы я. Вот волхв — великий чародей, наш волхв -
он фокусник великий, И может всё он сотворить и
капельку переборщить. А берегиня, ей даны секреты
всей природы. Все травы знает, может исцелить и
заодно приворотить. Ведун — нет лучше ведаря
средь нас. И химия ему, что сказки для детишек.
Читает умные научные он книжки. Расскажет все,
лишь только дай приказ”.

Ж

: оценивает представление команд и
подводит итоги тура.


Конкурс “Метание дротиков в цель и
отгадка загадок”

Г: Начинаем второй конкурс на меткость
физическую и умственную”. Я сейчас буду по
очереди вызывать витязя и ведуна-колдуна каждой
команды. Задача витязя — тремя дротиками поразить
три цели. Задача ведуна ответить на вопросы,
содержащиеся в целях. Критерии оценки следующие:
меткость — один шар — один балл, знание химии — один
ответ до 2 баллов. Одновременно поляницы начинают
подготовку к конкурсу 3. Задание для них -
изобразить пантомимой химическую реакцию.
Поляница каждой дружины запускает руку в мешок и
вытягивает из него задание на изображение
пантомимой какого-либо химического процесса.
Время на подготовку — время конкурса 2.

Рис. 7 Метание дротиков в шары с
вопросами


Конкурс “Химическая пантомима
поляниц”

Поляницы вытягивают задания и начинают
готовиться в коридоре. Полевые судьи следят за
тем, чтобы члены команд были изолированы от
зрителей. По завершении конкурса 2, глашатай
приглашает поляниц в игровой зал для проведения
соревнования

Г: Поляницы в зале. Бояре, огласите условия
конкурса.
Оценивается оригинальность и
узнаваемость. Команда, точно и красиво
представившая процесс, который удалось отгадать
зрителям за самое короткое время, получает 3
балла. Вторая по времени и красоте пантомимы
команда получает до двух баллов, третья, при
узнавании пантомимы — один балл, те поляницы, чью
пантомиму зрители не соотнесли с каким либо
химическим процессом, получают ноль баллов, как
бы не были красивы и сами поляницы и их движения.


Конкурс “Кто лучше колданет”

Г: В четвертом конкурсе соревнуются
волхвы-кудесники. Конкурс волхвов в боевой магии
“Кто лучше колданет”. Бояре как будем оценивать
волхвов?

Б

: Магия — дело тонкое, требует долгой и
тщательной подготовки. Движения волхвов должны
быть точны, магическая (химическая) техника
безупречна, заклинания устрашающи, но не грубы,
завораживающие и красивы. А мы бояре, еще и
поинтересуемся у волхвов, какие-такие
магические-химические процессы лежат в основе их
опытов. Итак: техника магического опыта — до 3
баллов; навык, точность, отработанность — до 2
баллов; знание химизма — до трех баллов; красота и
стильность заклинания- до 2 баллов. Всего до 10
баллов.

Рис. 8 Цветное пламя

Рис. 9. Врагов я пеной сокрушу

Рис. 10 Опыт готов, начинаем

Рис. 11. Нальем в бутылочку, получим
результат


Конкурс “Чья берегиня самая
бережная”

Г: В конкурсе соревнуются берегини дружин.

Ж

: Задание 1 (три балла). Узнать
лекарственное растение (по картинке или
гербарию) и указать его назначение
(лекарственное действие). Плюс балл самой быстрой
берегине, полбалла поспешающей, но помедленнее.

Задание 2. Каждая берегиня получает
карточку с названием одного заболевания. Список
болезней вам был известен до начала игры (понос
(диарея); ожог; поверхностная рана; лихоманка
(простуда); отравление несвежими продуктами;
отравление препаратами ртути). Из предложенного
списка лекарственных растений укажите лечебное
растение (я) и составьте заклинание-пропись на
основе слов из предложенного списка для лечения
с помощью народных средств. Оценивается полнота
использования слов, правильность и красивость
заклинания.

Рис. 12. Конкурс берегинь


Конкурс “Боевой танец витязей и
поляниц”

(резервный, при дефиците времени его
можно снять)

Витязи и поляницы танцуют, одновременно фехтуя
деревянными мечами

Б

: до 3 баллов за танец команды. Все команды
танцуют одновременно.

Г

: Были игрища не худы.
Мы видали много чуда
Но всему бывает (выходит) срок.
Ну, жюри, давай итог!

Рис. 13. Танец поляниц

Б: Подводят итоги, объявляют
команду-победительницу, команды, занявшие второе
и третье места.

Т: Награждает витязей мечами: золотым,
серебряным и медным. Княгиня Платина вручает
грамоты князя Тантала и сладости для поддержки
команды, занявшей третье место.

Рис. 14. Меч-кладенец в награду

Рис. 15. Грамота команде

Г:

Дружины! На финальную песню становись!

Финальная песня

(Мелодически упрощенный перефраз
финальной песни из рок-оперы “Юнона и Авось
)

Начиная новое столетье, знаем мы, что, как и
прошлый век,
Мы плюем на разрухи лихолетье, лишь игрою ты жив,
лишь игрою ты жив,
лишь игрой -
человек.
Аллилуйя волхвам и героям, ведунам, берегиням,
статистам.
Каждый был здесь товарищем, братом, и роднею нам
всем, и роднею нам всем
и артистом.

Аллилуйя, всем нашим командам!
Вся игра
пролетела аллюром!
Ах, какие здесь были таланты!
Аллилуйя игре,
аллилуйя игре, аллилуйя!
Мы сражались без злобы и мести, и сердца
наполняли простором.
Хорошо, что сегодня мы вместе, Аллилуйя игре,
аллилуйя игре, споем хором!!!
Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!

ЛИТЕРАТУРА

1. Шабаршин В.М. Проектирование и организация
химико-педагогических игр на основе принципа
интеграции субкультур / Фестиваль
педагогических идей “Открытый урок”. Cб.
тезисов. 2003-2004 учебн. год. М.: ООО “Изд-во “Первое
сентября”, ООО “Чистые пруды”, 2004. — С. 345.
Электрон. Опт. Диск (CD-ROM) “Фестиваль
педагогических идей “Открытый урок. 2003-2004
учебный год”. Материалы участников. Статья
имеется на сайте http://festival.1september.ru/2003_2004/
на страничке http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=101771

Приложение 1




Следующий: