Химические элементы и основные классы неорганических соединений

Цели урока:

  • обобщение и контроль знаний учащихся по теме
    «Важнейшие классы неорганических соединений»,
    «Простые и сложные вещества»;
  • проверка умений классифицировать, давать
    названия неорганическим соединениям, составлять
    уравнения реакций с их участием;
  • актуализация умений учащихся решать задачи по
    химическим формулам, расшифровывать схемы
    превращения вещества.
  • межпредметная связь, где учащиеся показывают
    свои знания в области биологии, химии, географии.

Оборудование:

растворы: СuSО4, NаОН, Н2SО4, HCl,
FеСl3, пробирки, таблички с химическими формулами,
периодическая таблица Д.И.Менделеева, рисунки
растений: крапива, подорожник.

Тип урока: контрольно — обобщающий.

Подготовительный этап

Класс делится на 2 команды. Каждая команда дает
название, выбирают капитана команды. Для
повторения темы учащимся предлагается ответить
на вопросы, за правильный ответ команда получает
еловую шишку. Какая команда наберет больше шишек,
та и выигрывает.
Учащиеся показывают свои знания в области химии,
биологии.

В течение 1 мин. каждой команде необходимо
правильно ответить на наибольшее число вопросов
из различных областей знаний. Каждый правильный
ответ 1 балл.

1 тур

Разминка

Наука, которая изучает вещества и их
превращения (химия).

Спит ли зимой пчела? (нет).

Массовый сброс листьев у деревьев (листопад).

Животное, у которого орган слуха на ногах
(кузнечик).

Живые существа, питающиеся кровью теплокровных
животных. (вампиры).

Самый легкий газ (водород).

Животные, спящие с открытыми глазами (змеи и
рыбы).

Процесс образования органических веществ из
воды и углекислого газа (фотосинтез).

Газ, который применили в качестве химического
оружия во время первой мировой войны (хлор).

Единственный жидкий металл (ртуть).

Сложные вещества, состоящие из двух элементов
один из которых кислород (оксиды).

Биологически активное вещество регулирующее
работу органов и тканей человека и животного
(гормон).

Оксид водорода (Н2О).

Какими химическими элементами богата морская
капуста (йод).

Гормон, регулирующий содержание сахара в крови
(инсулин).

2 тур

«Кто быстрее и больше»

Используя периодическую таблицу элементов,
необходимо написать названия элементов,
оканчивающихся на букву Н (всего 10 элементов:
титан, силен, молибден, неон, аргон, криптон,
ксенон, радон, лантан, уран).

3 тур

«Третий лишний»

В полученной карточке за 1 минуту подчеркните
формулы веществ, которые соответствуют
логической цепочке:

1. ВаО, СО2, СаО, НNО3, НС1, Н2О

2. Na2SO4, H2SO4, BaCl2, Ca(OH)2, AL(OH)3, Al(NO3)3.

4тур

«Логикон»

Расшифруйте за 1 минуту, что означают
сокращённые слова.

1. Na2SO4 K2CO3 FeCl3

н.р.с.
щ.р.с.
к.р.с.

2. Na3PO4 Ca(HCO3)2 Fe(OH)2Cl

с.с.
к.с.
о.с.

5 тур.

«Угадай химический элемент»

За каждую подсказку отбирается атом.

1.

а) В организме человека его содержится около 3г,
из них примерно 2 г. — в крови.

б) По распространению в земной коре он уступает
лишь кислороду, кремнию и алюминию.

в) Первоначально источником соответствующего
этому элементу простого вещества были упавшие на
землю метеориты, которые содержали его почти в
чистом виде.



г) Первобытный человек стал использовать
орудие из этого вещества за несколько
тысячелетий до нашей эры.

д) В честь этого элемента был назван целый
период человеческой истории. (железо)

2

а) Образованное им простое газообразное
вещество оказывает сильное раздражающее,
действие на слизистую оболочку глаз и
дыхательную систему.

б) Он входит в состав некоторых гербицидов,
несиктизидов и пестицидов.

в) Соответствующее
простое вещество получают живым образом в
результате электролиза солей.

г) Войска Антанты и германские войска применили
это вещество в боевых действиях.

д) Соединения этого элемента используют для
дезинфекции воды плавательных бассейнов. (хлор)

3.

Металл, вызывающий лихорадку (золото) !

4.

Этот элемент академик Ферсман назвал
«элементом жизни и мысли» (фосфор)

5

. Мягкий металл красного цвета, хороший
проводник электричества, (медь

6.

Недостаток этого элемента вызывает
заболевание щитовидной железы (йод)

«Сад и огород»

1) С какой целью весной стволы деревьев белят
известковым раствором? (предохранить от
солнечного ожога)

2) С какой целью овощеводы удаляют пасынки с
растений томатов? (ускорить созревание плодов и
увеличить урожайность)

«Фитотерапия»

1. Это растение — сорняк, но область его
применения широка, так как он содержит много
витаминов и микроэлементов. Из его листьев варят
суп, а так же оно может быть эффективным
средством для укрепления волос. Сбор этого
растения проводят в рукавицах.

(Крапива)

2. Листья этого растения прикладывают к ранам и
нарывам, оно обладает кровоостанавливающим
действием. Индейцы метко назвали его «след
белого», т.к. семена попали в Америку вместе с
грязью на сапогах завоевателей и первых
поселенцев. Растение чаще всего встречалось
вокруг их жилищ и у дорог, по которым они
проходили. (подорожник)

6 тур

«Эксперимент»

Даны реактивы, необходимо получить растворы,
используя выданные вещества.

Сначала осуществить цепочку превращений,
записать уравнения и продемонстрировать опыт.

1. СuSО4 — Си(ОН)2-СuС12

Даны: СиSО4, NаОН, Н24, НС1,СuО.

2. FеСl3-Fе(OH)3-Fе2(SО4)3

Даны

: FеС13,NаОН, Н24, НС1.

3. Металл, вызывающий лихорадку (золото)

4. Этот элемент академик Ферсман назвал
«элементом жизни и мысли» (фосфор)

5. Мягкий металл красного цвета, хороший
проводник электричества. (медь)

6. Недостаток этого элемента вызывает
заболевание щитовидной железы (йод)

«Знаешь ли ты»

1. Флюс — это материал, вводимый в шахту для
образования шлака, воспаление надкостницы или
десен, сопровождается отеком окружающей ткани.

2. Ерш — щетка для мытья химической посуды, рыба,
семейства окуневых.

3. Бор — химический элемент, сосновый лес,
стержень со стальной или алмазной головкой.

4. Моль — единица количества вещества, вид мелких
бабочек.

5. Пестик — фарфоровый стержень для измельчения
чего-либо в ступке, главная часть в цветке.

6. Термит — горючая порошкообразная смесь, отряд
насекомых.

Поведение итогов.




Следующий: