Химическая организация клетки. 9-й класс


Цели урока:

  • Изучить химический состав клетки.
  • Выявить роль химических элементов и
    неорганических веществ в процессе
    жизнедеятельности клетке.
  • Задачи урока:

  • Образовательная: показать многообразие
    химических элементов и соединений, входящих в
    состав живых организмов, значение их в процессе
    жизнедеятельности.
  • Развивающая: продолжить формирование умений и
    навыков самостоятельной работы с учебником, с
    цифровыми источниками информации, умение
    выделять главное, формулировать выводы.
  • Воспитательная: воспитывать ответственное
    отношение к выполнению полученных знаний.
  • Оборудование:

    ПК с выходом в
    ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор,
    интерактивная доска, раздаточный материал.

    Учебно-методическое обеспечение темы:

  • С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, программа
    “Биология. Общие закономерности”, 9 класс, Дрофа,
    Москва, 2007.
  • С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, учебник
    “Биология. Общие закономерности”, 9 класс, Дрофа,
    Москва, 2007.
  • С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин,
    методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова,
    В.Б.Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Общие
    закономерности”, 9 класс, Дрофа, Москва, 2007.
  • Авторская дидактическая разработка по теме
    “Химическая организация клетки” с
    использованием интерактивной доски.
  • Тема “Химическая организация
    клетки”, на которую отводится по программе 3
    часа, входит в раздел “Структурная организация
    живых организмов”, изучается после темы
    “Возникновение жизни на Земле”. За неделю до
    изучения темы некоторые обучающиеся получили
    домашнее задание: подготовить небольшие
    сообщения на темы: “Из истории изучения клетки”,
    “Клетка – элементарная единица строения живых
    организмов”, “Содержание воды в клетках
    различных живых организмов”.




    План урока

    I. Организационный момент.

    Приветствие – подготовка аудитории к
    работе.


    II. Проверка домашнего задания. Подведение к
    формулированию новой темы.

    Вводная беседа учителя:

    – Изучив тему “Возникновение жизни на
    Земле” мы отметили, что начало биологической
    эволюции связано с появлением на Земле клеточных
    форм жизни. Одноклеточные организмы
    представляют собой существующие отдельно друг
    от друга клетки. Тела всех многоклеточных
    организмов – животных, растений – построено из
    большего или меньшего числа клеток. Независимо
    от того, представляет ли собой клетка целостную
    живую систему – отдельный организм или
    составляет ли лишь его часть, она наделена
    набором признаков и свойств, общим для всех
    клеток. Рассмотрение материала о клетке
    невозможно без упоминания о тех ученых –
    биологов, с которыми связана история изучения
    клетки.

    – Прослушав сообщения, ответьте на
    вопрос: почему клетку является элементарной
    единицей строения живых организмов?

    Заслушивание сообщения “Из истории
    изучения клетки”. (Рисунок 1)

    Заслушивание сообщения “Клетка –
    элементарная единица строения живых
    организмов”. Ответы на вопрос. (Рисунок 2)

    – Вывод: клетка – это важнейшая
    составляющая часть всех живых организмов.

    (Сообщения определяют важность
    изучения темы.)

    Рассматривая типы клеток,
    обучающиеся подводятся к мысли, что клетки имеют
    сходный химический состав и к формулированию
    темы урока. (Рисунки 3 и 4)


    III. Формулирование темы, целей и задач урока.

    В состав темы “Химическая организация
    клетки” входят 3 основные вопроса:

    1. Химический состав клетки.
    2. Структура клетки.
    3. Особенности жизнедеятельности клетки. (Рисунок
      5)

    – Начинаем изучать данную тему с
    вопроса “Химическая организация клетки”. Когда
    изучим этот вопрос “шарик” при нажатии
    превратиться в “звездопад”.

    Сообщение целей и задач урока. (Рисунок
    6)


    IV. Изучение нового материала.

    1. Химические элементы, входящие в состав
    клеток.

    – Входе прослушивания
    видеоматериала “Химическая организация
    клетки” (карточка ресурса № 137520) заполните в
    таблице 2 и 3 столбики, а из 4 столбика только об 1
    элементе по заданию (на столах карточки с
    таблицей). (Рисунок 6)

    (Рисунок 7 и 8)

    Проверка самостоятельной работы.
    Дополнение в 3 столбик – %-ное содержание
    основных элементов клетки. (карточка ресурса №
    137521)



    Заполнение 4 столбика в ходе
    коллективной работы.

    Вывод: многие химические элементы,
    входящие в состав клеток встречаются и в неживой
    природе, и это – одно из доказательств общности
    живой и неживой природы. Однако соотношение и
    значение химических элементов в живой и неживой
    природе различно.

    2. Неорганические вещества, входящие в состав
    клетки.

    – Часть химических элементов входят в
    состав клеток в виде соединений. Какие два вида
    соединений из курса химии вы знаете? (рисунки 9 и
    10)

    – Самым распространенным
    неорганическим соединением в живых организмах
    является вода. Заслушав сообщение, ответьте на
    вопрос: в клетках каких организмов содержание
    воды наибольшее, а в каких наименьшее?

    Сообщение на тему: “Содержание воды в
    клетках различных живых организмов”. Ответы на
    вопрос. (Рисунок 11)

    - Какова же роль воды в клетках?
    Ответить на этот вопрос поможет нам учебник, но
    прежде чем работать с книгой рассмотрим состав
    молекулы воды:

    1. Какие химические элементы входят в
    состав молекулы воды?
    2. Сравните электроотрицательность водорода и
    кислорода. (используется таблица
    электроотрицательности химических элементов)
    Полярность молекулы воды. (Рисунок 12)

    3. Используя информацию из
    видеофрагмента, определите, что позволяет воде
    быть хорошим растворителем. (карточка ресурса №
    137522)

    Ответы обучающихся. Записи в тетради.

    Вывод: роль воды в клетке очень велика.

    – Кроме воды из неорганических
    соединений в состав клетки входят минеральные
    соли. Соли могут быть в клетках в двух видах –
    либо в ионном состоянии, либо в виде твердой
    нерастворимой соли. Какие виды ионов вы знаете?
    Приведите примеры.

    Используя информацию видеофрагмента
    заполни таблицу на карточках. (Рисунок 13)
    (карточка ресурса № 137523)



    – С каким определением познакомились?

    – Что такое буферность?

    – Используя учебник составьте схему о
    значении солей в клетке. (рисунок 14)


    V. Подведение итогов урока.

    – Пришло время подвести итоги
    сегодняшнего урока. Используя знания, полученные
    на уроке, дополните предложения. (Рисунок 15)

    – Полностью ли изучен вопрос о
    химической организации клетки? Посмотрим,
    нажимая на “шарик”. Почему открылась только
    половина “шарика”? (Рисунки 16 и 17)

    Оценивание работы обучающихся на
    уроке: самооценка и оценка учителя.


    VI. Домашнее задание:

    Повторить материал по записям тетради и в
    учебнике с.104-107, ответить на вопросы.

    Приложение 1

    Приложение 2




    Следующий: