Характеристика Норильского промышленного узла

Цель: Составить характеристику
Норильского промышленного узла, определить
набор производств, их взаимосвязь.

Задачи:

  • оценить природные особенности территории
    Норильского промышленного узла;
  • закрепить умения сопоставлять и анализировать
    различные формы предъявляемого материала (карты,
    статистические материалы, дополнительную
    информацию), выбирать главное, делать обобщения,
    выводы;
  • использовать положительные моменты групповой
    работы для более прочного усвоения материала.

Оборудование: географический атлас 9
класса, карта и космические снимки местности,
взятые из интернета, дополнительная информация о
Норильском промышленном узле.

Практическая работа рассчитана на один урок,
предполагает групповую работу. Учащиеся делятся
на три группы: “геологи, картографы”,
“транспортники”, “промышленники”. Каждая
группа получает определенное задание, выполнив
его, предоставляет классу результат. В итоге, по
мере выполнения группами учащихся своих заданий,
создается карта Норильского промышленного узла
(НПУ) и дается его характеристика.

Задание для группы “Геологи, картографы”:

Текстовой материал: дана информация из
разных источников о географическом положении
НПУ, о его природных особенностях и ресурсах,
перспективах развития. С чем, по вашему мнению,
связано присутствие на данной территории
полезных ископаемых рудного и нерудного
происхождения?

Для выступления перед другими группами из
данного материала необходимо выбрать главное,
выделить особенности (материал берется из
интернета, энциклопедий).

Контурная карта

или снимок из космоса. Для
нанесения условными знаками полезных
ископаемых.

Задание для группы “Транспортники”:

Текстовой материал: дана информация о
развитии транспортной сети на данной территории
(исторические сведения и настоящее состояние).
Почему жители НПУ основную зону расселения и
хозяйственной деятельности называют
“материком”?



Для выступления перед другими группами из
данного материала необходимо выбрать главное,
выделить особенности (материал берется из
интернета, энциклопедий).

Контурная карта

или снимок из космоса. Для
нанесения условными знаками разных видов
транспортных путей.

Задание для группы “Промышленники”:

Текстовой материал: дана информация о
формировании Норильского промышленного узла как
городской агломерации. При каких условиях может
осуществляться добыча и переработка полезных
ископаемых в зоне крайнего Севера? Уделить
внимание экологической проблеме узла.

Для выступления перед другими группами из
данного материала необходимо выбрать главное,
выделить особенности (материал берется из
интернета, энциклопедий).

Контурная карта,

на которой круговыми
диаграммами показаны отрасли специализации
городов и поселков НПУ.

Перед выполнением практической работы учитель
дает краткую инструкцию о порядке выполнения
работы. Затем он уточняет, что ученики знают об
изучаемом объекте. После этого выполняется
работа. При выполнении заданий учащиеся
используют тематические карты атласа.
Практическая работа направлена на получение
новых знаний об объекте, для этого использованы
дополнительная литература, космические снимки,
карты более крупного масштаба. Итогом
практической работы становится: характеристика
НПУ, составленная на основе текстовых
материалов, оформленная контурная карта, с
обозначенными полезными ископаемыми,
транспортной сетью, отраслями специализации.

После выполнения практической работы учитель
интересуется у учащихся, хотели бы они совершить
экскурсию на данный промышленный узел? Почему?
Могли ли мы, составить характеристику НПУ
пользуясь только атласом?

Презентация.




Следующий: