Хакасия — страница нашей истории


Важной задачей истории является привитие
интереса к истории. При этом имеется в виду не
простая пытливость, а гораздо большее –
воспитание глубокой заинтересованности в
правильном осмыслении исторических явлений,
осознание современной жизни. С каждым годом
возрастает роль исторического краеведения в
учебной работе. С тем учетом, когда происходят
социально-политические перемены, укрепление
российской государственности, возрастает роль
регионов, растет интерес учащихся к своему
прошлому, своей самобытности, народным обычаям и
традициям. Учащиеся знакомятся с
непосредственными участниками событий далеко и
близкого прошлого, наших дней. Это помогает
преодолеть все еще встречающуюся так называемую
«безликость» истории в школе.

Все больше выступают на первый план изучение
истории и судьбы конкретных людей, общественные
процессы, события прошлого и настоящего родного
края. История края как часть истории России
изучается в трех временных измерениях: прошлое –
настоящее – будущее. Это учит осмыслению
исторических событий, формирует историческое
мышление, формируются образы большой и малой
Родины.



История Хакасии тесно переплетена и связана с
историей страны. В дореволюционной России в
национальных районах практически не было
промышленного производства. Поэтому Хакасы не
прошли стадии промышленного капитализма.
Экономика хакасов была многоукладной, включала
патриархально-феодальный,
патриархально-родовой, мелкотоварный и
частнокапиталистический уклады.

До революции хакасы проживали по разным
управам, уездам и даже губерниям: кроме
Енисейской губернии часть территории долины
реки Матур и Верхнего Таштыпа была в
административных рамках Томской губернии. В
Енисейской губернии большая часть хакасов
находилась в составе Минусинского и Ачинского
уездов. Любые требования автономии пересекались
и отвергались.

Несмотря на все деформации, связанные с
тоталитарной системой, культом личности,
хакасский народ за советский период обрел
национальную государственность. За этот период
он прошел путь от уезда, округа, автономной
области до республики. Каждый народ имеет только
одну историю, какой бы горькой она не была, это
его история.

Как писал академик Лихачев Д.С.: «Любовь к
Родине дает смысл жизни, превращает жизнь из
прозябания в осмысленное существование. Если вы
любите свою страну, вы не можете не беречь
памятников прошлого».

На уроках истории России в 6 классе изучаем и
историю Хакасии.

«Живым ковром меж снежных гор
покоясь,
Горишь жаркими блестками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс
Обвил тебя, Хакасия моя».



Тема урока: Хакасия – страница нашей
истории

Цель урока:

способствовать воспитанию
уважительного отношения к своим далеким предкам,
чувства сопричастности к судьбе родного края,
бережного отношения к памятникам истории и
культуры; закрепить умение учащихся работать с
различными краеведческими источниками.

Задачи урока:

понимание необходимости
изучения истории Хакасии; развитие интереса;
формирование мотивации через решение учебных
задач, воспитание любви к родному краю.

Тип урока:

вводный после посещения
Хакасского Краеведческого музея.

Методы, приемы:

рассказ, беседа, тест,
наглядность, технические средства обучения,
атлас Республики Хакасия.

I. Вводно-мотивационный этап

Историк Ключевский В.О. называл историю
«фонарем в будущее, который светит нам из
прошлого».

Что же изучает эта наука – история?

История –
это наука о прошлом человечества c момента его
зарождения, прошедшие события, жизнь людей, их
занятия, верования, культура.

Что же значит знать историю?

Это значит
отвечать на вопросы: Когда? Где? Почему?

Мы с вами знаем, что живем в Хакасии.
Самоназвание – хакас, устаревшее название –
абаканские или минусинские татары.

После посещения Хакасского Краеведческого
музея, узнав прошлое и настоящее нашей малой
Родины, выясним, что может являться источником
продолжения развития Хакасии.

Значительное место в истории Хакасии занимает
археология, изучающая прошлое человеческого
общества по остаткам древности, основным
способом открытия и изучения которой являются
раскопки. Но существует еще множество загадок,
которые еще прольют свет на наше далекое прошлое.

Территория Хакасии по праву считается
археологической Меккой. Здесь насчитывается
около 30 тысяч знаков древней истории, найдены
памятники культуры медного, бронзового,
железного веков. В Санкт-Петербурге в Эрмитаже
хранятся Знаменский золотой клад I века до нашей
эры, который составляют золотые украшения
искусной работы древних ювелиров, другие
изделия.

II. Этап учебной деятельности

1. Стоянки древних людей в Хакаccко –
Минусинской котловине
. Боградский район, река
Толчея, грот «Двуглазка», самая древняя стоянка
людей в Хакасии 100 – 35 тысяч лет назад, грот
Проскурякова на берегу реки Чулым. Работа с
лентой времени.

2. Древние Хакасы. Киргизы. Историко –
культурные памятники.

Я вижу древние твои курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья,
Они – как зарубцованые раны
Под сердцем у тебя, земля моя.

Куда бы вы ни поехали по степным дорогам
Хакасии, везде встретите курганы. С чем связано
возникновение курганов, и для кого они
предназначались?

В шестидесяти километрах от Абакана, в долине
царей, есть несколько курганов, которые
выделяются по величине. Наиболее известный из
них большой Салбыкский курган. Он раскопан в 1954 –
1956 гг., курган до раскопок имел вид холма высотой
11 метров; занимаемая им площадь у основания – 0,5
Га. После расчистки стен от земляной насыпи
обнаружена ограда из громадных каменных плит.
Объем насыпи составлял не менее 24000 кубических
метров. Вес боковых и угловых плит – от 20 до 50
тонн. Ученые определили, что этот грандиозный
курган воздвигнут в 3 веке до нашей эры. В склепе
оказалось семь человеческих останков, а также
гончарные, бронзовые предметы домашнего обихода.
В других местах кургана похоронены зависимые от
них люди. Сейчас курган является музеем под
открытым небом.



Работа с новыми терминами задания. Хакасы
(анализ иллюстраций, обсуждение по вопросам).

3. Что являлось основой сельского хозяйства в
Хакасии?
(скотоводство) Чем обеспечивало
скотоводство население?
(тяговая сила,
продукты питания, сырье для одежды, в то же время
являлось признаком богатства и достоинства для
одних, основой эксплуатации для других).

4. Что еще относится к хозяйственно-бытовым
традициям хакасов
?

Национальная одежда и украшения
изготавливались кустарным способом с
использованием различных видов меха и когтей
животных; валялся войлок, ссучивались нитки. Все
это применялось для шитья различных видов
одежды. Из местного сырья ткали крапивную
материю – озан, кополяный холст – сабир, льняное
полотно – киден, полушерстяную материю – таар и
сукно – сикпен. Предпочтительным светом для
костюма был красный, синий, зеленый, коричневый,
бордовый и черный. Желтый цвет не любили, так как
он ассоциировался с видом духа – хозяйки малярии
(тудан ээзи) и желтухи (сарыф хат). Мужская рубашка
(когенек) шилась из пестрого ситца, на ее пошив
шло до 5 метров ткани. На женское платье — до 7
метров полотна. Летняя одежда делалась из
толстой бумажной ткани (тика, холста, плиса), а
зимняя – из овчин (шерстью внутрь) или выделанной
кожи. Праздничной одеждой замужней женщины была
короткая безрукавка (сигедек), шилась из сукна и
разноцветных шелков. Носилась поверх платья или
зимней шубы. Характерным женским украшением был
нагрудник (пого), который надевался на свадьбе
поверх шубы или сигедека замужней женщиной. Пого
вырезался из дубленой кожи, обшивался
материалом. Лицевая поверхность унизывалась
перламутровыми пуговицами в виде симметричного
узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие
кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни
составляли узор. По внешней стороне края пого
украшались бахромой из бисера. Одевали только на
свадьбу свахи и невесты.

У хакасов и после христианизации сохранился
шаманисткий культ, основанный на вере во
всесилие добрых и злых духов. Шаман считался
способным общаться с этими духами. Обязательными
инструментами являлись бубен (тур), колотушка.
Моление небу (тигир тайых), моление горам (тай
тайых). Поклонялись домашним идолам (божкам)
«тёс».

5. Переход к блоку «Хакасия век ХХ».

Присоединение Хакасии к русскому государству
(1608 г. основание Красноярского острога; 1707 г. –
основание абаканского острота; 1707 – 1718 гг. –
завершение присоединения Хакасии к России):
анализ текста с опорой на изложений материал и
информацию учителя.

Кто такой Даниил – Готлиб Мессершмидт? Кто
такой Петр – Симон Паллас? Сколько лет Хакасия
входит в состав России? (работа с лентой времени)

Свое развитие в Хакасии получила
угледобывающая промышленность, добыча золота
осуществляется свыше 150 лет. Получила развитие
электроэнергетика: Саяно-Шушенская ГЭС -
крупнейшая в мире.

III. Этап контроля и коррекции

Тест. Знаете ли вы что… (учащиеся обосновывают
свой ответ)

  1. История Хакасии полностью известна археологам.
    (нет)
  2. Для сохранения этнических групп хакасов
    необходимо сохранять культуру и традиции. (да)
  3. Ценность Хакасии – уголь и золото. (нет)

Обобщение:

Хакасия богата не только лесом,
углем, золотом, но и культурой народа, ее
историко-культурными памятниками, ее людьми.

Сохраняя прошлое, преодолевая трудности в
настоящем, Хакасия стремится к будущему.
Красивая и сильная, добрая и приветливая – она
рада всем, кто живет на нашей земле, с
благодарностью и гостеприимно встречает всех,
кто ступает на ее землю. Сибирская природа, голос
чатхана, непередаваемый запах знойной степи,
чарующие легенды из уст сказителей — все это наша
малая Родина, и ее будущее зависит от нас.

IV. Домашнее задание:

  1. Составить кроссворд
  2. Выполнить рисунки «Мой любимый город»



Следующий: