Выявление проблем подростков на основе изучений учебной мотивации


Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Наличие веры в успех у каждого учащегося является самым мощным побудителем в учебной деятельности.

Проблема формирования успеха в разных видах деятельности в последнее время привлекает многих ученых и практиков, таких, как Г.Ю.Ксензова, А.К.Маркова, У.Глассер. Г.Ю.Ксензова рассматривает ситуацию успеха как организованное сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать радость успеха, являющегося для него весьма значительным результатом деятельности. Исходя из этого, ситуацию успеха можно определить как психологическую ситуацию, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд или учебу, самоуважению.

Готовность учащихся к участию в образовательном процессе, их желание и стремление быть в нем – это показатель, отражающий мотивационные аспекты в образовательном процессе и в процессе организации профориентационной работы. Поэтому такая позиция проявляется в интересе к школьной жизни, и в частности к отдельным учебным предметам и к обучению как процессу в целом. Это помогает в общении со сверстниками и педагогами, способствует проявлению интереса к другим видам школьной деятельности помимо учебной.

А.К.Маркова определяет смысл учения как внутреннее субъективное отношение учащегося к учебному процессу.

Определим, что такое мотив. Под мотивом следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, обучение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать потребности, идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. На успешность учебной деятельности оказывает влияние сила мотивации и ее структура. М.И.Лукьянова выделяет следующие мотивы:

  • учебные;
  • социальные;
  • позиционные;
  • оценочные;
  • игровые;
  • внешние;
  • познавательные;
  • внутренние.

Другие авторы выделяют такие мотивы, как

  • мотивы достижения успеха;
  • мотивы привлечения внимания;
  • мотив власти;
  • мотив мести;
  • мотив избегания неудачи.

Любой из мотивов реализуется в поведении, поэтому по поведению учащихся можно определить мотивацию.

Средний школьный возраст характеризуется следующими изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов; занятия ведут не одна учительница, как в начальной школе, а несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученики включаются в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Вместе с тем следует отметить, что в практическом плане возникают многие трудности в формировании мотивации успеха в процессе обучения английскому языку подростков. В рамках английского языка педагоги сталкиваются с трудностями:

  • в обучении произношению и интонации;
  • в формировании лексического навыка;
  • в формировании грамматических и речевых навыков;
  • в обучении аудированию, или смысловому восприятию (пониманию) речи на слух;
  • в обучении чтению;
  • в обучении письму и письменной речи.

Именно поэтому проблема создания условий для формирования мотивации успеха у подростков в процессе организации профориентационной работы на уроках английского языка очень значима для образовательной практики.

Одним из важнейших условий является организация изучения уровня развития мотивации учения у подростков.

С целью изучения мотивации учения в подростковом возрасте была взята методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой. Учащимся 5-го и 6-го классов предлагались утверждения с вариантами ответов.

Методика включает 4 вопроса, на каждый из которых предлагалось выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество балов в зависимости от того, какой мотив он отражает:

  • внешний мотив – 0 баллов;
  • игровой мотив – 1 балл;
  • получение отметки – 2 балла;
  • позиционный мотив – 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • учебный мотив – 5 баллов.

Баллы суммируются, затем по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения: от очень высокого до низкого.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними. В качестве ведущих мотивов выделяются такие, как учебный, социальный, позиционный, оценочный, игровой, внешний.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа участвующих в исследовании;
  • количество учащихся со средним уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа участвующих в исследовании;
  • количество учащихся с низким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа участвующих в исследовании.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.



При подведении итогов важно учитывать, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а именно – факторов социально-психологических и социально-педагогических. Влияет на успешность учебной деятельности и сила мотивации и ее структура.

Согласно закону Йернса – Додсона, сформулированному несколько десятилетий назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Если какие-то результаты достигнуты, а сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.

В 51 классе общее количество испытуемых составило 26 учеников. Из них показали:

I уровень – очень высокий уровень мотивации учения – 15,4%;
II уровень – высокий уровень мотивации учения – 46,1%;
III уровень – нормальный уровень мотивации учения – 38,5%.

Сниженного и низкого уровней мотивации учения – нет.

Рис. 1 Результаты изучения уровня развития мотивации учения подростков 51 класса

Таким образом, был сделан вывод о том, что в работе с данным классом в целом созданы необходимые психолого-педагогические условия, способствующие развитию положительной мотивации учения.

В 61 классе были получены другие результаты. Общее количество участвовавших в исследовании составило 15 учеников. Из них у 60% отмечен очень высокий и высокий уровень развития мотивации, у 26,7% – нормальный уровень, и у 13,3% – сниженный. Таким образом, в данном классе требуется работа по изменению такого положения.

В 62 классе в исследовании участвовало 14 учеников. Из них 71,4% показали очень высокий и высокий уровень развития мотивации, 28,6% – нормальный уровень.

Рис. 2 Результаты изучения уровня развития мотивации учения подростков 61 класса

Рис. 3 Результаты изучения уровня развития мотивации учения подростков 62 класса

Полученные данные позволили наметить направления работы по развитию мотивации учения.

Кроме того, был проведен анализ ведущих мотивов учащихся.

Таблица Результаты изучения ведущих мотивов учащихся

Характеристика мотивов % ответов
51 класс 61 класс 62 класс
Учебный 24% 24,4% 24,4%
Социальный 6% 7,2% 9,5%
Позиционный 42% 41% 42,3%
Оценочный 9% 8,3% 6,5%
Игровой 0% 0,6% 1,8%
Внешний 10% 8,9% 10,7%

Следует отметить преобладание у учащихся всех трех классов позиционного мотива, который выражается в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, что необходимо обязательно учитывать педагогам в процессе обучения. Это во многом связано с возрастными особенностями подростков.

Результаты исследования показывают, что:
Есть дети, у которых хорошие успехи в учебе, а мотивация учения снижена. Можно предположить, что в дальнейшем их успеваемость может снизиться. Такие дети в первую очередь нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
Необходимо вовлекать учащихся в процесс постановки цели, а в конце урока – в процесс самооценки, что удалось усвоить, на каком уровне, и что еще необходимо.

Результаты позволяют сделать вывод, что в ходе урока нужно уделять индивидуальное внимание на основе учета конкретных возникших трудностей.

Полученные данные позволяют также сделать вывод о том, что изучение мотивации необходимо осуществлять с 5-го класса, чтобы управлять ситуацией в дальнейшем.

В такой работе важно обеспечивать личностно-ориентированное взаимодействие с подростком, учитывать повышенное стремление к самоутверждению и желание успеха.

Несомненно, образование должно обеспечить человеку интеллектуальный багаж, который помог бы ему в любой новой ситуации, раздвинул бы рамки ограничений, вызванных страхом перед трудностями, и позволил бы разумно, не поддаваясь эмоциям, справляться с проблемами в трудных ситуациях. Будучи неудачником, невозможно научиться социальной ответственности, умению мыслить и самостоятельно решать жизненные проблемы. Школы должны предоставлять реальный шанс на успех всем ученикам без исключения. Жизнь изобилует проблемами, не имеющими однозначного решения, а значит, учащимся необходимо научиться философски воспринимать любую противоречивую ситуацию. В ряде случаев подобная неоднозначность может стать положительным жизненным стимулом.

Используемая литература

  1. Н.В.Бордовская, А.А.Реан. «Педагогика». Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2001.
  2. Г.Ю.Ксензова. «Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику». Педагогическое общество России, М., 2005.
  3. Р.С.Немов. «Психология». М., 1995.
  4. А.К.Маркова. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». М., 1983.
  5. М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. «Психолого-педагогические показатели деятельности школы». Творческий центр, М., 2004.
  6. У.Глассер. «Школы без неудачников». Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. Прогресс, М., 1991.



Следующий: