Выявление потенциальных возможностей физического развития детей в процессе занятий плаванием

“ Уметь плавать – это прекрасно.
Плавание может пройти с вами через всю
жизнь и на каждом ее этапе служить
источником удовольствия здоровья,
творческого долголетия”.

Владимир Сальников
залуженный мастер спорта,
четырехкратный олимпийский
чемпион по плаванию.

Человек, погрузившись в воду, чувствует потребность в движении: хочется
плавать, нырять, прыгать, работать ногами и руками. Поэтому плавание называют
идеальным видом движения, благоприятным для всестороннего развития детей.

Какое же влияние указывает занятие плаванием на физическое развитие детей и
на их организм!

Плавание влияет:

  • на закаливание организма, где улучшается адаптация к разнообразным
    условиям;
  • на укрепление нервной системы, где крепче становиться сон,
    совершенствуются движения, увеличивается выносливость;
  • на всестороннее развитие, где прививаются умения и навыки
    самообслуживания;
  • на формирование личности (целеустремленность, настойчивость,
    самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность).

(Приложение 1.)

При обучении плаванию необходимо руководствоваться определенными правилами.
Первое из них – постепенность, доступность. Очень важно соблюдать в процессе
обучения плаванию правило прочности (поэтапного закрепления разученных
упражнений и перехода к изучению следующих на основе усвоенных).

К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие упражнения,
игры на воде, упражнения для освоения с водной средой и для изучения облегченных
способов плавания, которые являются основой последующего овладения спортивными
способами плавания.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств,
помогают научиться правильно и быстро ходить, бегать, легко и ловко прыгать,
выполнять метательные движения.

Усвоение навыков основных движений обогащает двигательный опыт детей,
помогает развивать такие необходимые для плавания двигательные качества как
координация движений, гибкость, выносливость. (Приложение 2.)

Наиболее полезные физические упражнения, которые укрепляют крупные мышечные
группы рук, ног и туловища. Важно, чтобы во время мышечной работы проходило
постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что создает благоприяные
условия для их работы и отдыха деятельности нервной, сердечно-сосудистой и
других систем органов детского организма.

Из общеразвивающих упражнений можно составить несколько комплексов, которые
дети будет выполнять на суше перед занятиями и в воде. Эти комплексы можно
включать и в утреннюю гимнастику. (Приложение 3.)

Обращаем внимание на то, что дети школьного возраста с большим удовольствием
выполняют упражнения в движении. Составление комплексов упражнений начинаем с
ходьбы различными способами: на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с
перекатами с пяток на носки.

Эти упражнения способствуют развитию и укреплению мелких мышц

стопы, слабость которых ведет к образованию плоскостопия. После различных
видов ходьбы переходят к ходьбе чередующейся с бегом, а затем и к самому бегу.
Обучая детей ходьбе и бегу, особое внимание уделяем естественности движений и
правильной осанки детей. При беге приучаем сильнее отталкиваться от пола, бежать
свободным широким шагом.

Далее в комплексе общеразвивающих упражнений включаем упражнения для развития
мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног. Сюда входят различные наклоны
приседания, прыжки, отжимания от пола и другие упражнения. Комплекс заканчиваем
упражнениями, которые по форме и характеру напоминают движения облегченного
способа плавания кролем на груди или на спине.

Эти упражнения, выполняемые на суше, во многом способствуют более быстрому и
качественному усвоению плавательных движений изучаемого способа. Такими
упражнениями являются:

  • попеременное движение руками “мельница” вперед, назад;
  • имитация гребковых движений руками при плавании кролем и на спине;
  • имитация плавательных движений ногами.

Обучающиеся наглядно воспринимают все упражнения и как следует выполняют то
или иное движение.

Индивидуализированное обучение для выявления потенциальных возможностей
детей в плавании.

Для выявления потенциальных возможностей детей в плавании используем
дифференцированный подход обучения. Методика этого обучения эффективна.

Особенностью является обучения тем элементам техники, а за тем тому способу
плавания, который у каждого обучающегося лучше получается. Склонность и
способности детей определяются при ознакомлении их с большим количеством
разнообразных плавательных упражнений, применяемых при одновременном обучении.

Чтобы найти то сочетание движений, которое получается лучше, из которого
целесообразно начать обучение, предлагаем выполнить упражнения в различных
вариантах. Такой прием значительно сокращает сроки обучения. Опираясь на этот
избранный способ, дети увереннее чувствуют себя в воде, быстрее осваивают навык
плавания как “своим” способом. Обучающиеся легко усваивают плавание так сказать
комбинированным способом, когда движения руками совершаются как при плавании
брассом, ногами как при плавании кроль, дыхание при этом произвольное.

На первых трех-четырех занятиях основное внимание уделяем плаванию

именно таким способом. Одновременно с этим неспортивным способом, с первых же
занятий детям предлагаем элементы и других способов плавания. Разучивание любого
способа плавания начинаем с движений руками. Избранный способ плавания
совершенствуется параллельно с разучиванием других способов плавания по
элементам и в целом в движении.

Можно применять групповую индивидуализацию. Смысл ее в том, что детей обучаем
общими плавательными движениями, только осваивают они их по-разному.

Один и тот же материал принимается на занятиях с обучающимися в различной
последовательности, заинтересованности. Приступая к обучению школьников
плаванию, нужно прежде всего объяснить общие правила поведения.

Результативность обучения во многом определяется формой изложенного
материала. С детьми следует держать себя спокойно, говорить доброжелательно, ни
в коем случае не раздражать. (Например: “Не получилось, попробуем выполнить еще
раз, сразу упражнения тяжело выполнять и у многих не получается … Давай
попробуем еще раз.”)

Если упражнения непосильно обучающимся, прекращаем его выполнение и
возвращаюсь к нему позже. Причем если занятие проводиться с несколькими детьми,
отменяем это упражнение для всех. Главное – не обидеть детей.

Чувство вины будет самым худшим состоянием при обучении. Весьма осторожно
нужно ставить пример одноклассников, у которых процесс обучения идет лучше.

При обучении новым необычным движениям в воде, возникают ошибки. Дети
воспроизводят упражнения неточно, не всегда понимают, чего от них хотят. Связано
это прежде всего с тем, что обучающиеся находяться в горизонтальном положении и
выполняют плавательные движения ногами и руками без зрительного контроля.

После правильного выполнения движения, закрепляем его многократным
повторением.

Усвоение элементов в технике плавания и итоговые результаты в обучении.

Формирование умения плавать предусмотрено программой школьных учреждений

Целью

физического воспитания в школе является содействие
всестороннему и гармоничному развитию личности,

По мере освоения программы решаются задачи по формированию :

  • навыков плавания;
  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умение владеть своим телом.

Успешное решение поставленных задач, возможно лишь при условии комплексного
использования всех средств физического воспитания. (Приложение 4.)

При обучении детей уделяем внимание начальному этапу формирования правильных
навыков. Обучение каждому новому плавательному движению требует от обучающихся
определенной готовности, поэтому они сводятся к игре. Эмоциональная игра
позволяет детям активно двигаться в воде, помогает проявлять свои способности.
Наблюдаем, что игровая деятельность дает детям возможность проявить себя
использовать свои умения и знания. В этом помогают спортивные праздники и
развлечения на воде.

В работе для освоения сложных плавательных упражнений подбираем такие игры, в
которых дети подготавливаются к более сложным движениям, например: игра “Кто
лучше
”, “Буксир”, “Звезда”, “Тоннель”, “Качели”,
Игры-эстафеты”.

В обучении детей плаванию ставим задачи:освоение спортивных способов
плавания, изучение техники движения кролем на груди, и на спине, брасс.

Эти сложные упражнения разучиваем с детьми по частям и только за тем
выполняем в целом. Такое выполнение упражнений помогает детям избежать грубых
ошибок и формирование неправильных навыков.

В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и
подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность
его нервной системы, от чего дети становиться более уравновешенными, лучше
контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам
деятельности в различной обстановке.

В процессе занятий плаванием ведем наблюдение за детьми. Анализируем их
деятельность. Дети обогащаются не только двигательным опытом, но спортивным,
волевым, что формирует у них уверенность в своих силах.

Например: волевое качество регулирует поведение и деятельность в трудных
условиях, во время соревнований.

В структуре волевой подготовки выделяются такие качества:

  • целенаправленность;
  • смелость;
  • активность;
  • выдержка;
  • самостоятельность.

Практической основой волевой подготовки являются:

  • регулярность;
  • систематичность;
  • последовательность.

(Приложение 5.)

Важным условием успешного физического воспитания школьников является
диагностическая работа и контрольно измерительные упражнения.

Диагностику используем для оценки исходного уровня развития, чтобы определить
оптимальную зону здоровья и двигательные навыки.

Физическую подготовленность школьников определяют степенью сформированности
навыков основных видов движений.

Характеризируя диагностические данные, можно подвести итоговые результаты
обучения. Дети, которые занимаются в бассейне с дошкольного и младшего школьного
возраста и не пропускают занятия, активно вели здоровый образ жизни, усвоили
сложные моменты в обучении, то их физическая подготовка позволит решить
поставленные на данном этапе задачи.

Ведь плавание представляет собой область знаний, изучающую законы
взаимодействия организма с водой.

(Приложение 6.)

Литература.

  1. А.В. Кенеман “Теория и методика физического воспитания детей
    дошкольного возраста” Москва “Просвещение” 1985 г..
  2. А.Д. Викулов “Плавание” Москва “Владос-Пресс” 2003 г..
  3. А.Д.Викулов, И.М. Бутин “Развитие физических способностей детей”
    Ярославль “Гринго” 1996 г…
  4. В.И.Лях “Физическая культура 1–4 классы” – М. Просвещение ”2009
    г..
  5. В.В.Горбунов “Вода дарит здоровье” Москва “Советский спорт” 1990
    г.
  6. В.Н.Щебеко, В.А.Шишкина, Н.Н.Ермак “Методика физического
    воспитания в дошкольном учреждении” Москва 1998 г.
  7. Ю.А. Короп, С.Ф. Цвек “Обучение детей плаванию” Киев “Советская
    школа” 1985 г..
  8. Э.Г. Черняев, В.И. Чепелев “Учите детей плавать” Киев, “Советская
    школа” 1984 г..
  9. М.Д. Маханева “Воспитание здорового ребенка” Москва 1998 г..
  10. Е.К. Воронова “Программа обучения плаваний в детском саду”
    Санкт-Петербург “Детство-Пресс” 2003 г.

Следующий: