Выступление на семинаре Преемственность в обучении математики в учебниках М. И. Моро

Вопрос преемственности между начальной школой и средним звеном стоит перед
учителями очень давно.

Современная начальная школа многовариантна. В настоящее время насчитывается
более десяти программ, по которым осуществляется обучение младших школьников

Перед учителями начального образования рано или поздно встает вопрос, какой
УМК выбрать? Сегодня на рынке такое разнообразие учебников, что просто
разбегаются глаза. Как быть в сложившейся ситуации? Как решать вопросы
преемственности в обучении математики? Попробуем ответить на эти вопросы на
нашем семинаре.

По учебникам Моро Марии Игнатьевны в России работают большинство учителей.
Эти учебники вошли в состав комплекта “Школа России”.

Я тоже в школе работаю по этим учебникам и сегодня хочу рассказать о их
особенностях.

“Учебники по математике Моро Марии Игнатьевны…” Для многих поколений
учителей, учеников, родителей это словосочетание стало символом надежности,
гарантией успеха в учении, в подготовке учащихся к дальнейшему изучению
математики.

В основе учебников сохранена продуманная и теоретически обоснованная
методическая система обучения математике младших школьников притом, что
реализован принципиально новый для начальной школы курс математики, который
является интегрированным — в нем объединены арифметический, алгебраический и
геометрический материал.

Занимаясь по этому курсу, дети в начальных классах знакомятся с такими
важнейшими математическими понятиями, как: равенство, неравенство, переменная,
выражение и его значение, уравнение и его решение, и другие элементы
алгебраической пропедевтики.

Геометрическая линия наглядно прослеживается во всех учебниках. Представления
о геометрических фигурах, некоторых их свойствах формируются у детей на
наглядной основе. Большое внимание уделяется заданиям на преобразование фигур,
узнавание фигур на более сложных чертежах, умению составлять более сложные
фигуры из данных.

Авторы  расширили  геометрический  материал, который  направлен на
формирование у детей представлений о различных линиях, об отрезке, прямой,
ломаной, о многоугольнике.

Хочется обратить внимание на то, как организуется работа над новым материалом
в учебниках Моро М.И. Вначале, как правило, ставится проблема, задача или
вопрос, на который надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде
случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного
характера. Затем выполняются упражнения по новому материалу, закрепляющие
первоначально полученные представления.



Особое место в учебнике занимают упражнения повышенной трудности, которые
носят ярко выраженный развивающий характер. Их цель состоит в том, чтобы
развивать математические способности детей, воспитывать у них устойчивый интерес
к занятиям математикой.

Хотелось  бы  отметить  еще  одну  особенность  этого  учебника, связанную с
текстовыми задачами содержание которых отражает действительность. Работа над
такими задачами приобрела большое разнообразие, что связано с выполнением
заданий по преобразованию условия задачи, её вопроса, с большой подготовительной
работой к решению составных задач (задачи- цепочки, задачи с вопросами) и
знакомство с составной задачей уже в первом классе.

В курс математики для начальной школы авторов М. И. Моро и др. включены
принципиально новые виды разнообразных и по содержанию, и по форме упражнений.
На полях книг размещена совершенно новая для начальной школы система
разнообразных развивающих заданий, представленных в занимательной форме и
стимулирующих интерес детей к предмету.

Авторский коллектив акцентирует внимание на общем и математическом развитии
учащихся, активизации их познавательной деятельности. В соответствии с
требованиями концепции “Школа России” особое внимание в учебниках уделено
укреплению связи обучения с жизнью.

Одновременно с этим приняты все возможные меры и для того, чтобы
заинтересовать обучением и менее подготовленных учеников, что делается, в
частности, за счет улучшения иллюстративного материала, оформления книги в
целом, а также за счет использования более современной и интересной для ребенка
тематики задач и заданий.

Широкого использования разного рода занимательных заданий, заданий,
развивающих логическое мышление и воображение детей.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что и сам курс начальной математики, и
реализация его в рассматриваемых учебниках, и тот комплект пособий, который был
создан авторским коллективом совместно в рамках концепции “Школа России”,
основательно апробированы, признаны и приняты массовой школой.

Занимаясь по этим учебникам, учителя могут быть уверены в том, что
продвигаясь шаг за шагом, по страницам книг с первого до последнего года
обучения в начальной школе, они смогут гарантированно выполнить обязательные
требования программы, обеспечить надежную подготовку и развитие учащихся для
дальнейшего обучения, то есть все то, что нужно для изучения математики в
следующих классах.




Следующий: