Выступление на педсовете по теме Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,55 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Процессы модернизации и информатизации
современного социального пространства приводят
к необратимым изменениям системы образования.

Традиционная система образования была
направлена на усвоение определенных массивов
знаний, принятых в данном сообществе в качестве
нормативных.

Сегодня в образовании активно внедряются новые
образовательные технологии. Под технологиями
понимаются такие стратегии образования, которые
требуют усвоения не только определенных знаний,
но и навыков его получения, что предполагает
особую методическую загруженность
образовательного процесса.

Вот, как раз с загруженностью, в широком смысле
этого слова, направлены бороться современные
образовательные технологии.

Сущность образовательных технологий
выражается в том, что изменяется характер и
способ образования. Наряду с развитием
умственного потенциала учащихся происходит
личностное развитие, т.е. сам процесс образования
предполагает иную позицию учителя и ученика в
образовании: они выступают как равноправные
участники образовательного процесса.

Педагогическая технология

представляет
собой системную целостность методов и средств,
направленных на гарантированное достижение
дидактических целей, целей развития здорового
учащегося, и через это — направленных на
формирование его интеллектуального,
поведенческого статуса.

Итак, в начальной школе широкое
распространение получили следующие
образовательные методы и средства сохранения
здоровья учащихся — так называемые,
здоровьесберегающие технологии.

Работая в школе 23 года, проанализировав причины
школьных болезней, я пришла к выводу о
необходимости порешать эти проблемы в области
здоровьесбережения комплексно. И на
родительском собрании провела и ещё
спланировала провести курс бесед
«Здоровьесберегающие технологии в школе и
семье».

Описание системы методов работы.

Изучив эти серьезные проблемы на родительском
собрании, родительский комитет под руководством
учителя, выявил некоторые причины школьных
болезней:

  • недостаточная освещенность класса;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • неправильная форма и величина школьных столов,
    а сюда я бы отнесла и неправильную освещённость и
    форму рекреации (нашей) в частности;
  • а так же поставила цели и задачи для их
    преодоления.

Прежде всего, я рассматривала концепцию
здоровьесбережения в форме
структурно-логической схемы:

цель — принципы и задачи — средства -
условия — результаты.

В связи с этим за очень короткий срок родители
срочно сделали ремонт в классной комнате.
Побеспокоились и об освещённости, поставив и
заменив неработающие лампы, отремонтировали
окно, которое при открывании просто вываливалось
на улицу, купили мультимедийный проектор, с его
использованием, мы идём в ногу со временем.
Которое нам диктует модернизацию обучения,
во-вторых, важная особенность уроков состоит в
том, что они проводятся в режиме движения
наглядного учебного материала, постоянного
поиска и выполнения заданий, активизирующих
порой рассеянное внимание детей, для лучшего
усвоения материала и организации физминуток,
праздников, видео-уроков и т.д.

Для релаксации и проведения физминуток
обеспечила школа ковром. В классную комнату
поставлен диван, первоклассникам очень
нравиться полежать на нём и поиграть. Так же для
релаксации в классе есть настольные и напольные
игры; для удобства и эстетичности в кабинете
теперь есть шкафы.

Принимали родители активное участие в экспресс
анкетировании, в тестировании. Тесты проводились
по таким темам:

  • «В хорошей ли вы форме?»
  • «Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?»
  • «Часто ли случаются стрессы в вашей
    повседневной жизни?»
  • «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и
    здоровье?»

Исходя из этого, я предприняла меры, чтобы
организовать индивидуальный подход к
учебно-воспитательной работе с учетом
психических, физиологических особенностей и
состояния здоровья учащихся.

Для повышения умственной работоспособности
детей, предупреждения преждевременного
наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения, я провожу
физкультминутки, примерно через 10-15 минут от
начала урока или с развитием первой фазы
умственного утомления у значительной части
учащихся класса. Так же каждое утро после первого
звонка на 3 минуты мы делаем утреннюю зарядку.

Кроме того, определяю и фиксирую
психологический климат на уроке, провожу
эмоциональную разрядку, строго слежу за
соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за
ее соответствием виду работы и чередованием в
течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику
предмета, зачастую с музыкальным сопровождением,
с элементами самомассажа.

В состав упражнений для физкультминуток я
включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • упражнения, направленные на выработку
    рационального дыхания.

Обязательное условие эффективного проведения
физкультминуток — положительный эмоциональный
фон. Выполнение упражнений со скучающим видом,
нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого
результата не даст, скорее, наоборот.

Из опыта работы я поняла, что
здоровьесберегающая направленность работы
требует к себе более глубокого и сложного
исследования, а так же требует разработки
концепции, теории, технологии, и диагностических
процедур оценки качества урока.

Таким образом, я только на пути к формированию
глубокого и сложного осознания и выбора методов
и форм сохранения здоровья у учащихся в
образовательном процессе.

На своём сайте я разместила разработанный и
широко применяемый мной комплекс упражнений под
условными названиями «ОЖИВЛЯЛКИ» И «ЧИНИЛКИ»
(правда названия я взяла у моей коллеги).

Раздел «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» — Как
снять усталость
. Так же очень люблю делать с
детьми проектно-исследовательские работы.

Следующий: