Выступление на педагогическом совете школы Компьютер в учебном процессе

Компьютер в учебном процессе

(приложение1, слайд1, слайд2)
Информатизация школы относится к числу
крупномасштабных инноваций, пришедших в
российскую школу в последние десятилетия, и
сейчас является одним из основных направлений
приоритетного национального проекта
“Образование”.

Как школа среагировала на появление в ней
вычислительной техники? Анализ показывает, что
существенных изменений в
образовательно-воспитательном процессе в общей
массе школ не произошло:

  • не изменилась мотивация учения и технология
    самостоятельной учебной деятельности;
  • не изменилась мотивация деятельности педагога;
  • не изменилась технология проектирования
    учебного процесса;
  • не изменилась технология управления учебным
    процессом;
  • не изменилась технология и содержание
    взаимодействия с муниципальными и центральными
    органами власти и т.д. [2]

Опыт успешного функционирования отдельных
частных, специализированных экспериментальных
школ показывает, что возможности, заложенные в
компьютере, могут быть в значительной степени
реализованы в учебном процессе и существенно
влиять на его качество. (приложение1, слайд3)

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В практической педагогике сложились
приоритетные направления применения компьютера:

  • изучение основ информатики и вычислительной
    техники;
  • применение информационных технологий в
    образовательном процессе;
  • управление образовательными учреждениями и
    региональными образовательными системами на
    основе использования информационных технологий.

Представленные выше рассуждения со всей
определенностью выдвигают на первый план
информационные образовательные технологии. Лишь
получение эффекта по этому направлению может
оправдать затраты общества на школьную
компьютеризацию. (приложение1,
слайд 4)

Следует заметить, что любая инновационная
деятельность в образовательной сфере должна
соответствовать стратегическим целям
государства в области образования. Закон
Российской Федерации «Об образовании» в
качестве основополагающих выдвинул ряд таких
целей, среди которых:

  • формирование системы образования, способной
    адаптироваться к условиям и нормам
    жизнедеятельности людей, к новому
    взаимодействию теории и практики;
  • внедрение принципов развивающего обучения и
    методологии деятельностного подхода,
    превращение образования в среду освоения
    способов мышления и деятельности. (приложение1,
    слайд 5)

Достижению этих целей в немалой степени может
способствовать применение новых
образовательных технологий. Они обеспечивают:

  • развитие у каждого школьника собственной
    образовательной траектории в связи с появлением
    неограниченных возможностей для
    индивидуализации и дифференциации учебного
    процесса;
  • радикальное изменение учебного процесса,
    переориентирование его в сторону развития
    системного мышления;
  • эффективную организацию познавательной
    деятельности учащихся. (приложение1,
    слайд 6)

Такой подход превращает компьютер в инструмент
познания, оставляя совершенно определенную роль
школьному курсу информатики. Вопрос о месте
компьютера в школе был поставлен в самом начале
всеобщей компьютеризации образования,
рассмотрен в различных концепциях, но так и не
получил должного разрешения на уровне обычной
школы. Переход от изучения компьютера к
использованию его возможностей в
образовательных целях дается с трудом и
происходит чрезвычайно медленно. (приложение1,
слайд7)

Сегодня практический каждый школьник имеет
компьютер у себя дома или постоянный доступ к
нему в другом месте. Поэтому преподавание
школьных предметов с использованием
традиционных инструментов – доски и мела, уже не
вызывает у них желаемого интереса к обучению.
Конечно, любой учитель вправе сказать “Ват будет
у меня в кабинете стоять компьютер, тогда я и
пересмотрю свои способы, методы и инструменты
преподавания предмета”. Однако, чтобы идти в
ногу со временем, не обязательно сразу и в
одночасье начинать применять компьютер на
уроках как инструмент преподавания. Мы можем
использовать его опосредовано, рекомендую на
своих уроках школьникам воспользоваться при
подготовки Д/З тем или иным электронным ресурсом.
В этом случае компьютер будет выступать
инструментом самостоятельного познания
школьника. Естественно предлагая такую форму
работы детям, учитель сам должен быть
компетентен в этом вопросе, т.е. постоянно
самообразовываясь в работе с компьютером и идти
на шаг впереди ребенка, выступая в такой работе в
роле консультанта, умеющего грамотно ответить на
возникающие вопросы.

Основная же схема использования компьютера в
учебном процессе перед вами

Электронный учебник

(приложение1, слайд 8)
Использование компьютера в обучении — ныне
модная и популярная тема. В тематических
журналах, на специализированных слайдах можно
найти множество обзоров и статей, посвященных
описанию обучающих программ, энциклопедий,
электронных учебников.

Обучающая программа — понятие расплывчатое, под
которым может скрываться немало различных
приложений, призванных решать совершенно разные
задачи. Чаще всего хороший электронный учебник –
это интерактивный мультимедийный программный
продукт. [1]

Прежде всего, выделим два больших пласта
обучающего софта: а) программы для использования
в школе, в учебном процессе, и б) программы для
индивидуальной работы. Первые должны быть
удобным инструментом для учителя, ведущего урок,
помогать ему демонстрировать различные
материалы, выступать в роли лабораторной
установки для проведения лабораторной работы,
тестировать учащихся. От вторых требуется быть
увлекательными и интересными, частично заменять
учителя, который поможет, объяснит, ответит на
вопросы, предоставит необходимую справочную
информацию. (приложение1, слайд9)

Наиболее показательна в этом плане система
«Кирилл и Мефодий», предназначенная для
проверки знаний и подготовке к экзаменам. Эти
задачи программа выполняет прекрасно. Чего стоит
только возможность посмотреть теоретический
материал в случае неправильного ответа на
вопрос.

Стоит отметить, что уже появляются программы,
позволяющие удобно и достаточно свободно
оперировать обучающим контентом, конструировать
свои собственные лекции с его использованием,
экспортировать и импортировать отдельные файлы
разных форматов. (приложение1, слайд10)

Замечу, что большая часть электронных
учебников и обучающих программ хороша тем, что в
них приведены компьютерные модели различны
лабораторных работ и опытов, часть которых в
рамках школы иногда просто не реально
осуществить (к примеру, это могут быть физические
опыты, для реализации которых необходимо сложное
дорогостоящее оборудование или они просто не
могут быть реализованы в условиях школьной
лаборатории). Используя электронные пособия,
школьники проводят компьютерный эксперимент,
опытные результаты идеально сходятся с теорией,
материал усваивается и закрепляется. Для
изучения многих других процессов вообще не
существует лабораторных установок по одной
простой причине: создать их невозможно. О
лабораторных работах по изучению, например,
законов Кеплера до появления персональных
компьютеров оставалось только мечтать. (приложение1, слайд 11)

Однако крайне необходимо, чтобы электронный
учебник обеспечивал изучение нового не через
изучение написанной теории, а посредством
выполнения учеником специальным образом
упорядоченных заданий, выполняя которые, ученик
совершает «открытие» нового. Электронный
учебник должен быть максимально личностным,
адаптивным, автообновляемым, предполагающим
обратную связь с педагогом, рефлексию. (приложение1,
слайд 12)

Дистанционное обучение

В 2007 году была осуществлена государственная
программа в рамах приоритетного национального
проекта образования по подключению школ России к
сети Интернет и одной из главных возможностей
применения Интернета в образовании — это
использование его ресурсов в качестве
инструмента активизации творческого потенциала
учителя и ученика.

Для учителя и для обучающегося дистанционное
обучение

позволяет пойти курсы повышения
квалификации или тематические курсы по
заинтересовавшей его теме на базе выбранного им
образовательного учреждения (города, область,
России, мира) без отрыва от производства или
учебы с получением индивидуальных консультаций
“не выходя из дома”, а так же самообразование с
использованием ресурсов Интернет
(образовательные порталы, методические и
дидактические копилки, электронные On-Line
учебники, Интернет-библиотеки…). (приложение1,
слайд 13)

К примеру, на образовательной портале
“Фестиваль открытых уроков”, любому учителю
предлагается пройти дистанционные курсы по
различным направлениям его деятельности (по
предмету в том числе). (приложение1,
слайд 13) Для обучающихся ВУЗы предлагают
дистанционные подготовительные курсы, а так же
курсы, для получения образования по выбранной
теме с получением сертификатов государственного
образца…. (приложение1, слайд 15)

Преимущества компьютерного тестирования –
оперативность выставления оценки и ее
объективность. (приложение1, слайд 16)

Локальное тестирование может применяться как
промежуточный контроль при изучении отдельно
взятой темы, так и для итогового контроля при
изучении раздели или курса по предмету. Тесты
могут быть составлены учителем и применяться по
его усмотрению. Существуют уже готовые тесты

Тестирование с применением ресурсов Интернет.
Тесты составляются и апробируются по всем
правилам тестовых технологий. Проверка
происходит в режиме реального времени (On-Line) и
результаты сразу могут передаваться в центр
сбора данных. (приложение1, слайд 17)

Тестирование On-Line

Наибольший интерес учителей к тестированию
On-Line вызвано введением с 2009 года ЕГЭ. В связи с
этим в Интернете существуют специальные сайты,
посвященные ЕГЭ, на которых уже сейчас можно
найти нормативно-правовую базу, задания прошлых
лет и пройти репетиционный ЕГЭ в режиме
реального времени.

Такие ресурсы Интернет помогут обучающемуся
самостоятельно и адекватно оценить свои силы,
определить наличие пробелов в знаниях и вовремя
обратиться за помощью (консультацией) к учителю
или справочной литературе. (приложение1,
слайд 18)

В заключение хочется сказать, для того, чтобы
создавать мотивацию и условия для
самостоятельного познания школьников
посредством компьютера, учитель сам должен
пройти все те же этапы, иметь представление о том,
с чем придется столкнуться ученику в процессе
познания, а для этого он сам должен быть
компетентен в этих вопросах (быть в курсе новинок
электронных учебников, уметь работать в
Интернете, обладать багажом компьютерных тестов,
в том числе и ссылками на Интернет-ресурсы).

Литература

  1. Основа доклада построена на материале портала
    www.curator.ru
  2. “Информатизация школы: история, проблемы и
    перспективы” Молоков Ю.Г. Сибирский институт
    образовательных технологий РАО г. Новосибирск
    E-mail:[email protected]

Следующий: