Выступление на педагогическом совете по теме: Что такое компетентностное обучение

Мы должны признать, что наше образование носит
чрезмерно академический и узкопредметный
характер: дети не умеют работать с информацией,
решая задачи производят только стереотипные
действия, плохо анализируют самостоятельно
описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют
навыками целостного, творческого анализа, не
обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д.

Если мы сегодня говорим о том, что мы должны
подготовить ребят к жизни в современном мире,
умению ориентироваться в жизненных ситуациях,
умению действовать не только в учебной, но и иных
сферах деятельности, мы должны признать, что
знания, полученные в школе, далеки от жизни, не
носят практического характера, не могут выручить
в сложной жизненной ситуации. Выпускники не
владеют процедурами понимания себя, своего
жизненного контекста, среды, приемами сложных и
многомерных коммуникаций.

Еще Сухомлинский писал: “Удивительно
непонятно, школьник изучает и узнает многое о
звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и
элементарных частицах, о государственном
устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не
изучает и ничего не узнает о том, что происходит у
него в голове, когда он воспринимает и познает
окружающий мир, и о том, как воспитать
человеческую культуру в самом себе. Ученик знает
о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в
общественных местах, как соотносить свои
поступки, желания с интересами других людей”.

Основой массовой школы должен стать
деятельностно-компетентностный подход,
включающий развитие ключевых и предметных
компетенций.

Что такое компетентностный подход?

Он предполагает освоение умений успешно действовать
в проблемных
ситуациях профессиональной,
личной и общественной жизни. Фактически знания
здесь равны комплексу умений для эффективного
действия в незнакомых условиях. Знание позволяет
действовать, получать желаемый результат. Знание
– это посох, который помогает идти дальше.

Таким образом, в компетентностном подходе
значение слова “знание” означает владение тем
или иным комплексом предметных (специальных)
и общих (ключевых) компетенций, позволяющих
разрешать проблемные ситуации, при
необходимости самостоятельно учиться и
достигать общественных или личных целей.

Компетентностный подход – это усиление
прикладного, практического
характера
школьного образования. Теоретические знания
должны перестать быть “мертвым грузом”.
Компетентностный подход заключается не в
увеличении объема информированности учащегося,
а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в
новой ситуации. Умения, необходимые для этого,
называются компетенцией.

Компетенция в переводе с латинского означает
круг вопросов, в которых человек хорошо
осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция

– совокупность взаимосвязанных
качеств личности (ЗУН, способов деятельности),
задаваемых по отношению к определенному кругу
предметов и процессов, необходимых для
качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним.

Компетентность – владение человеком
соответствующей компетенцией, включающее его
личностное отношение к ней и предмету
деятельности.

К базовым, ключевым компетентностям относятся:

- информационная –

(умение искать,
анализировать, преобразовывать, применять
информацию для решения проблем)

-коммуникативная

(умение эффективно
сотрудничать с другими людьми)

- самоорганизация

(умение ставить цели,
планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать личностные ресурсы)

- самообразование

(готовность
конструировать и осуществлять собственную
образовательную траекторию на протяжении всей
жизни, обеспечивая успешность и
конкурентноспособность).

Компетентности относятся к ключевым, если
овладение ими позволяет решать различные
проблемы в повседневной, профессиональной и
социальной жизни.

Исходя из вышесказанного, школа должна
способствовать решению
следующих
методических задач:

- формировать навыки самостоятельной работы с
учебным материалом с использованием новых
информационных технологий

- формировать навыки самообразования,
развивать способности к академической
мобильности обучающихся

- формировать умения и навыки критического
мышления в условиях с большим объемом информации

- формировать навыки работать в команде, так как
идея деятельностного подхода заложена в парной и
групповой формах работы. При организации
групповых форм работы создаются комфортные
условия для развития любого ребенка, снижается
уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются,
появляется уверенность в себе и как результат
радость от совместной работы.

- развивать умение формулировать задачу и
кооперативно ее решать

- формировать навыки самоконтроля

Помимо общих компетенций определены
специальные, компетенции, единые для разных
предметных областей: физики, химии, математики,
истории и т.д.

Сегодня речь идет не о полной замене
существующего содержания общего образования, а о
смещении акцентов в оценке значимости тех или
иных результатов массового школьного
образования. Обучение сегодня нельзя сводить к
овладению

простой комбинацией сведений и навыков.
Учебный материал должен решать не только учебные
задачи.

В чем разница между традиционным и
компетентностным подходом?


Традиционное обучение (подход,
основанный на знаниях)
Новые реалии системы
образования (компетентностный подход)
Процесс передачи знаний Процесс приобретения
Что объясняем, то и спрашиваем.
Заданный результат предполагает точное
воспроизведение образца, успешность
определяется сопоставлением эталоном.
Эталон не задается. Обучение и
проверка ведутся на нестандартных задачах.
Готовность к продуктивному самостоятельному
действию на следующем этапе.
Традиционная 5-ти балльная шкала.
Для учителя схема “выполнено – не выполнено”
Такая система оценивания не стимулирует к
решению нестандартных задач, так как их
невозможно оценить однозначно
“Портфель достижений ученика”,
накопительные системы оценивания как инструмент
для предоставления учеником себя своих
достижений вне школы
Педагогики требований. Для
успешного ученика предполагается сочетание
активности и послушности
Педагогика возможностей. В
основе мотивации компетенции лежат мотивация
соответствия и ориентация на перспективные цели
развития личности
Позиция учителя – инициативное
и ответственное лицо, судья, позиция старшего,
носителя “сакрального знания”, передающего
фрагменты этого знания лучшим
Учитель не претендует на
обладание монополией знания, он занимает позицию
организатора, консультанта, он лишь организует
(регулирует, направляет) процесс
Позиция ученика – подчиненная,
безответственная, объект педагогических
воздействий
Сам отвечает за собственное
продвижение, он субъект собственного развития
Урок. Традиционное обучение
носит репродуктивный характер. Знания и способы
действий передаются учащимся в готовом виде
Урок как одна из возможных форм
обучения, но упор делается на расширении
неурочных форм работы – группа по проекту,
самостоятельная работа в библиотеке,
компьютерном классе и пр.

Таким образом, в контексте развития ключевых
компетенций как основного ориентира
современного качества образования
представление о знаниях должно уходить от
традиционного репродуктивного наполнения.

Основное развитие грамотности от
компетентности заключается в том, что грамотный
человек лишь знает, понимает, как действовать в
конкретной ситуации, а компетентный-реально и
эффективно использует эти знания.


Хороший баскетболист в
“знаниевой” логике
Хороший баскетболист в логике
компетентностного подхода
Знает, как надо добывать очки
путем бросания мяча в кольцо
Получает очки путем попадания
мячом в кольцо
Понимает, когда и как надо
бросить мяч
Умеет выбрать нужный прием для
достижения желаемого результата
Знает и понимает стандарт
профессиональной игры
Вписывается в стандарт
профессиональной игры
Изучил и попробовал на себе
способы совершенствования профессиональных
навыков
Работает над совершенствованием
профессиональных навыков
ЗУН: знания, умения, навыки ЗУВ: знания, умения, владение

Деятельно-компетентностный подход
предполагает в том числе и ориентацию на
результаты образования, где развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий составляет основной результат
образования.

Для реализации этого положения необходимо:

- использование разнообразных форм и методов
учебной деятельности, позволяющих раскрывать
субъективный опыт учащихся

- создание атмосферы заинтересованности
каждого ученика в работе класса

- стимулирование учащихся к высказываниям,
использованию различных способов выполнения
заданий без боязни ошибиться получить
неправильный ответ

- оценка деятельности ученика не только по
конечному результату, но по процессу его
достижения

- поощрение стремления ученика находить свой
способ работы: анализировать способы работы
других учеников в ходе урока, выбирать и
осваивать наиболее рациональные

- создание педагогических ситуаций общения на
уроке, позволяющих каждому ученику проявить
инициативу, самостоятельность, создание
обстановки для естественного самовыражения
ученика

Переход от знаниевой парадигмы к
деятельностной необходим для достижения главной
цели – раскрытия и развития каждого ученика.
Этому способствует развитие процесса интеграции
основного и дополнительного образования в
урочной и внеурочной деятельности, активные
современные методы обучения: деловые игры,
проектная и исследовательская деятельность
обучающихся, умение работать с проблемой.

“Учителя не смогут восстановить собственную
целеустремленность и самоуважение, если будут
тосковать по прошлому. Им пора начать думать о
будущем мире и готовиться к грядущим
колоссальным вызовам”. М. Барбер

Используемая литература:

Журнал “Директор школы”

“Учительская газета”

“Педагогические советы”, выпуск № 2.

Следующий: