Выступление на ГМО учителей географии Акмеология — наука о вершинах

Выступление на городском методическом объединении,  направлено на решение задачи: Мотивация педагогов на непрерывное самообразование. (См. приложение 1)

Реформа системы образования проводимая в 2006-2010 должна решить следующие основные задачи:

  1.  обеспечить условия для повышения конкурентоспособности личности;
  2.  способствовать повышению уровня совокупной профессиональной компетентности россиян и формированию кадровой элиты общества.

СТРАТЕГИЯ:

  • модернизация содержания общего образования через внедрение «компетентностного подхода», предполагающего целенаправленное формирование у учащихся «ключевых компетентностей» — совокупности навыков эффективного решения профессиональных проблем
  • подготовка специалистов, обладающих востребованными на рынке труда компетентностями, и личностными качествами, позволяющими постоянно и целенаправленно работать над повышением уровня своей профессиональной компетентности.

Концепция самоактуализации  как решение поставленных реформой задач.

  • концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на процессы саморазвития и самоорганизации, предполагающая создание условий для максимально эффективного использования человеком своего потенциала в социально приемлемой форме на благо себя и общества
  • процесс самоактуализации – это деятельность, осуществляемая человеком, обладающим рациональным типом мышления, направленная на самого себя и приносящая позитивный социально значимый результат
  • самоактуализация взрослого человека осуществляется  в процессе его профессиональной и общественно-значимой деятельности. Результатом  является комплексное, многомерное, сущностное изменение психики человека, достижение некой вершины- «АКМЕ»
  • самоактуализация школьника происходит, главным образом, в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве

АКМЕ — «вершина»- многомерное состояние человека, которое  охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель (оно никогда не является статичным образованием, отличаясь большей или меньшей вариативностью и изменчивостью). Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты  деятельности человека при достижении вершин, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. 

Но не в меньшей мере эти количественно-качественные показатели  определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, развиться способности творца. Ясно, — чтобы целостно понять человека как «владельца», как «носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук.     Подобные целостные «картины» проходящего ступень зрелости человека, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредствованиях и нарабатываются новой наукой- акмеологией в ходе осуществления комплексных исследований.

  1. АКМЕОЛОГИЯ — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
  2. акмеология  исследует закономерности психического развития взрослого человека в период его физической, интеллектуальной и нравственной зрелости в границах от 18 до 60 лет.  Для большинства это период выбора профессии, ее освоения и достижения вершин профессионализма
  3. акмеология изучает продуктивность деятельности взрослого человека, условия и технологии, помогающие ему реализовать свои потенциальные возможности в различных сферах жизнедеятельности, а также выявляет взаимосвязи между макрохарактеристиками человека как индивида, личности и субъекта деятельности и прослеживает обусловленность их  различными факторами.

Задачи акмеологии

  • через проведение комплексных разработок предложить  предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего (продолжающего) самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма.
  • создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.

Направления акмеологии

1. АКМЕОМЕТРИЯ — построение компьютизированными средствами комплексных  рейтинговых  оценок по ряду психофизиологических  профессиональных показателей.

2. АКМЕОГРАФИЯ - построение моделей  разных видов профессиональной  деятельности.

3. АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ – выделение того общего, что характеризует  самых лучших профессионалов.

4. АКМЕИГРОТЕХНИКА  технологии, ориентированные  на  активизацию резервных возможностей личности, критического и  эвристического мышления, интенсификацию профессионального самостановления и саморазвития личности.

МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИИ

  • общенаучные (диагностические, исследовательские)-тесты личности, интеллекта, специальных способностей, экспертные оценки профессионального продвижения личности
  • специальные (коррекционные и развивающие методы и технологии)-видеотренинги, технологии формирование культуры социального и профессионального мышления, психологическая поддержка талантов, обучение способам воздействия на индивидуальное и общественное сознание

С точки зрения уровня профессионализма, может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные, отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых задач общности, — бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т.д. педколлективом МОУСОШ№7 была разработана Акмеологическая модель образования

  • Акмеологическая среда - энергетическое пространство школы, ее социума, установка в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск, когда престижно хорошо учиться и хорошо работать.
  • Акмеологические технологии — это технологии саморазвития и обеспечения достижений каждого ученика в условиях вариативности образовательных программ.
  • Акмеологическая позиция учителя - профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива школы, в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установка на саморазвитие. акцент на теоретическое осмысление психологических механизмов профессионализма в педагогической  деятельности, рассмотрение  объективных и субъективных факторов продуктивности деятельности, модели становления профессионализма, осуществление диагностики развития профессионального самосознания и позиции, качеств и свойств, обеспечивающих в будущем процессы личностного, профессионального роста и самореализации

Задачи педагогов-акмеологов

  • выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.
  • разработка такой стратегии организации жизни, реализация которой позволила бы каждому оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости    через прослеживание механизмов и результатов воздействий на человека макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи)

Однако, было бы крайним упрощенчеством полагать, что наблюдаемые у человека качественно-количественные характеристики его развития с вступлением в состояние взрослости определяются теми и только теми объективными и субъективными факторами, которые воздействуют на человека лишь на этапе взрослости. Настоящее, когда мы его рассматриваем глубоко, вырастает из прошлого, как и то, каким будет развитие взрослого человека, во многом обусловлено тем, как складывалось его развитие в утробе матери, во младенчестве, в преддошкольную и дошкольную пору детства, в начальной школе, в отрочестве и в юности. Поэтому акмеология совместно с педагогикой должна решить очень непростую задачу: выяснить, какими особенностями должны обладать, если можно так выразиться, микроакме человека на каждой из фаз его жизненного пути, которое он должен достичь, чтобы состоялось его большое акме.  

Проблемы акмеологии и педагогики

  • разработка комплекса мер, которые поддерживали бы     (создавали) устойчивую установку здорового образа жизни и поддержки своей работоспособности на   оптимальном уровне .
  • определение и классификация жизненных ситуаций, в которые попадает человек в своем развитии и которые ведут к кризисам в этом развитии, а в крайних случаях влекут за собой деформации взрослого и как нравственно здоровой личности, и как высокого класса профессионала.
  • Решая эти проблемы, педагогика будет содействовать практической акмеологии более продуктивно и качественно и способствовать реализации человеком себя как высшего класса профессионала или, как говорил А.Маслоу, по максимуму самоактуализироваться.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1.ПРОЕКТИРОВАНИЕ

  • при работе над проектом появляется возможность формирования  способов компетентного решения реальных проблем и освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности
  • актуальной для каждого становится задача  обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов,(учащиеся) вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.(взрослые)
  • включаясь в проектную деятельность, человек любого возраста получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление, воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина

2.МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

4.ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Акмеологический тренинг

  • психолого-педагогический практикум, построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на: развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессиональной деятельности
  • блокирование консервативного воздействия сложившихся  стереотипов и установок на ход  личностного и профессионального развития
  • сознательное формирование собственной «Я-концепции», ее уточнение и коррекция; формирование представления  о целостном феномене профессионализма и осознания путей его достижения.

ЗАДАНИЯ ТРЕНИНГА

  • Какие личностные качества и умения обеспечивают высокую продуктивность и стабильность педагогической деятельности? Обладаю ли я ими?
  • Есть ли у меня четкая жизненная и профессиональная цель?
  • Планирую ли я свою жизнь и профессиональную деятельность?
  • Обладаю ли я культурой информационного поиска.

Следующий: