Высший уровень технологической культуры учителя – фактор, определяющий качество его профессиональной деятельности

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев
в своем послании Федеральному собранию от о6
ноября 2008 года определил решающую роль системы
образования и острую необходимость в ее
модернизации. Сегодня основной акцент я сделаю
на школьном образовании. Оно представляет собой
один из определяющих и самых длительных этапов
жизни каждого человека. Является решающим как
для индивидуального успеха, так и для
долгосрочного развития всей страны.

При этом Президент Д.А.Медведев определил пять
основных направлений национальной
образовательной стратегии:

1. Обновление содержания образования и введение
новых образовательных стандартов;
2. Обеспечение государственной поддержки работы
с одаренными детьми.
3. Сохранение в школах лучших педагогов и
постоянного повышения их квалификации и
пополнения школ новым поколением учителей.
4. Новые принципы работы школ, а также порядок их
проектирования, строительства и формирования
материально-технической базы.
5. Оздоровление подрастающего поколения.

Происходящие в стране и образовании
интенсивные социально-экономические процессы
диктуют необходимость пересмотра содержания
образования, совершенствования традиционных
форм и методов обучения и воспитания, требуют
повышения компетенции общего
образовательно-культурного уровня будущих
учителей в соответствии с требованиями общества,
науки, с современными условиями
технологического освоения действительности,
Одним из ведущих направлений работы станет
переход на новый образовательный стандарт,
способствующий созданию условий для развития
индивидуальных способностей и формированию у
ребенка необходимых компетентностей.

Я считаю, что вынесенное в заголовок данной
статьи утверждение актуально и вызывает у меня,
как у учителя с 34-летним педагогическим стажем,
интерес, так как ключевой фигурой образования
был и остается учитель, причем, исходя из реалий
современности, учитель – профессионал, мастер,
самореализующаяся личность. Таким образом,
технологически культурный учитель должен уметь
возникающие в его работы проблемы творчески,
гибко и мобильно используя системный
конкретно-личностный подход, реализуя свои
творческие способности и богатый личностный
потенциал не в стандартных, а порой неординарных
условиях. Технологически культурный человек
способен расписывать поэтапно решения
педагогических задач на основе конкретизации
концептуального подхода. Особенностью
технологической культуры, как новой
составляющей культуры, формирующейся вокруг нас,
является новое отношение к окружающему нас миру,
основанное на преобразовании и улучшении среды
обитания человека. Фундаментальность
технологической культуры человека заключается в
том, что она охватывает множество культур:
научную культуру, культуру мышления, культуру
труда, культуру общения, культуру поведения и др.

Но в то же время не всегда специалист может
выстроить свою образовательную траекторию и ее
алгоритм, что обусловлено не его нежеланием, а
целым рядом объективных факторов: крайне низкая
заработная плата у педагогов и необходимость
ведения подсобного личного хозяйства,
удаленность от центров повышения квалификации и
т.д. Задача окружных методических служб и
руководителей образовательных учреждений –
помочь профессиональному росту педагогов и
разработать ее дальнейшее совершенствование.

Создан городской Координационный совет по
поддержке работы с одаренными детьми.

Существует разветвленная сеть учреждений
повышенного уровня. Это лицеи, гимназии, школы с
углубленным изучением предметов. Открыты и
специальные учреждения для одаренных детей. Для
школ, ориентированных на раннее выявление
талантов своих учащихся и создание
благоприятных условий их развития, Департамент
образования и префектуры города разработали Комплекс
мер по обеспечению государственной поддержки
работы с одаренными детьми.
В их числе
конкурсы научно-исследовательских
проектов,
научно-практические
конференции, фестивали и открытые конференции
исследовательских и проектных работ:
«Электронная Москва: выбор молодых», «Исследуем
и проектируем», «Поиск – НИТ», «На Грант префекта
ЦАО», «Путь поколений», «Горизонты открытий», «Я
помню, я горжусь» (к 65-й годовщине Победы в
Великой Отечественной войне) и др. Не желая
оставаться в стороне, я с учащимися тоже
участвовала в олимпиадах, конкурсах , фестивалях
и конференциях школьного, муниципального,
окружного и городского уровня.

Но в то же время на протяжении уже многих
лет учащиеся почти трети школ не
занимают призовых мест на городских этапах
Всероссийской и Московской олимпиад школьников, а
20%
учреждений вообще не проводят
школьные туры этих олимпиад. Не все учителя
сориентированы на индивидуальную и групповую
работу с учащимися в рамках проектной
деятельности.

Подытоживая вышесказанное, возвращаемся вновь
к теме данной статьи. Говоря о технологической
культуре учителя, подразумеваются те
необходимые технологические знания, умения и
навыки, личностные качества, необходимые для
реализации своих профессиональных задач в
меняющемся информационном и технологическом
мире, позволяющие личности адаптироваться в
постоянно обновляющемся информационном и
технологически насыщенном мире и непрерывному
инновационному поиску, повышать уровень
сформированности индивидуально-творческой
готовности личности к проектированию и
реализации педагогической деятельности;
стремиться к профессиональному самообразованию
и саморазвитию.

Следующий: