Выполнение простейших ручных швов. 5-й класс

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • научить простейшим ручными швами для вышивки;
  • сформировать навык выполнения простейших
    ручных швов для вышивки;
  • научить самоконтролю выполненной работы;
  • воспитывать аккуратность, художественный вкус,
    терпение, желание доводить любую работу до конца;
  • развивать эстетический вкус, логическое
    мышление;
  • развивать моторику рук.

Демонстрации и наглядные пособия: стенды
с образцами вышивок, учебник, рабочая тетрадь,
ткань для вышивания, набор инструментов и
приспособлений для вышивания, нитки.

Раздаточный материал: инструкционные
карты, оценка качества изделия,
инструкция по контролю качества изделий с
вышивкой; инструкции по техники безопасности при
работе с ножницами, с иголкой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

После приветствия учитель проверяет
организацию рабочих мест, готовность
обучающихся к уроку, обратив внимание к записи на
доске: «Что в порядке лежит, само в руки бежит» –
пословица.

2. Проверка домашнего практического
задания

Повторение пройденного материала по вопросам
(устный опрос):

  • Какие правила отрезания нитки для работы вы
    знаете?
  • Какие способы закрепления рабочей нити на ткани
    знаете?
  • Какие и сколько вы знаете способов перевода
    рисунка на ткань?
  • Перечислите простейшие ручные швы.
  • Для чего используют простейшие ручные швы?
  • Где используется монограмма?
  • Как выполняется шов «вперёд иголку»?
  • Как выполняется стебельчатый шов?

Слово учителя: Ребята, вы показали
знания, ответив на поставленные вопросы. А сейчас
я хочу открыть вам таинства новых путей в мир
вышивки. И я хочу вас уверить…

Природа наградила человека
Искусством думать и искусством понимать
Еще таится в нем неведомая сила
Прекрасное творить и создавать
И так уж повелось с поры далекой,
Что вышивкой занялся человек,
Добился техники создания высокой,
Неся с собою мастерство из века в век.
Украсить ею можно вещь любую,
Создать свой стиль, изюминку такую
В отделке выбирая лишь свой путь
К любому возрасту, она всегда подходит,
Любой в ней то, что ищет – то находит.
Искусство это подойдет и королям,
Одежду, украшая знатных дам.
И технологии обученья
Дадут вам в этом навык и уменье.

Учитель сообщает тему занятия и задачи,
которые обучающиеся должны выполнить на нём.

3. Изучение нового материала

Перед началом работы заостряю ваше внимание на
безопасное обращение с режущими и колющими
предметами.

Ты с иголкой не шути
И в руках не тереби
А уж взяв ее за ушко
Уколи ее в подушку
С ножницами тоже не играй
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Тамбурный шов

Учитель рассказывает и показывает правила
выполнения шва, опираясь на образцы

Тамбурный шов (представляет собой непрерывный
ряд петель, выходящих одна из другой). Шов
можно выполнять как в пяльцах, так и без них.
В обоих случаях стежки надо выполнять
движением иглы к себе. Вышивая без пялец,
следите за тем, чтобы ткань не стягивалась,
а петельки шва имели округлую форму. Этот шов
похож на цепочку, звенья которой выходят одно из
другого. Начиная вышивать, иголку из исходной
точки перемещают под тканью по линии рисунка на
расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка
в виде петли остаётся под иглой. Делая
последующие стежки, иголку вкалывают в
образованный предыдущим стежком кружок (петлю).
Если вышивают ниткой, сложенной вдвое,
то закрепление нитки на ткани может быть
первой петлей тамбурного шва. После закрепления
рабочую нитку уложите петлей в направлении
слева вниз направо, а иглу вводите в ткань
в середине первой петли, в точку,
из которой вышла нитка на лицевую сторону
ткани.
Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов
растительного и геометрического характера, а
также сплошь заполнять плоскости узоров.
Тамбурные швы широко используются в народных
вышивках многих областей нашей страны, ею в
старину украшали предметы убранства
крестьянской избы – различные полотенца,
подзоры, столешники (скатерти).



4. Практическая работа

Обучающиеся выполняют тамбурный шов, пользуясь
учебником, инструкционной картой, выполняют
практическую работу на выбранном рисунке.
Перед работой вспоминают правила безопасной
работы с ножницами, иглой.
Учитель, обходя рабочие места учащихся,
контролирует правильную организацию рабочего
места, правильную посадку, технологию выполнения
шва, правила техники безопасности.

5. Физкультминутка

Петельный шов

Учитель рассказывает и показывает выполнения
шва, опираясь на образец (рисунок 1, 2)

Петельный шов известен также как краевой, так
как его используют и для обработки краёв изделий.
Шов выполняют между двумя линиями продёрнутыми
нитями. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз,
при этом петля рабочей нитки остаётся под иглой.
Этот шов можно выполнять различным образом,
например, укладывая стежки плотно или редко в
ряд, меняя высоту стежка и т.д. на углах петельный
стежок образуют, вкалывая иголку в одно и то же
место несколько раз.
Этот шов применяют при обработке краёв
аппликации, при заделке края сетки в цветной
перевит, для украшения ткани и других случаях.

6. Практическая работа

Обучающиеся, пользуясь учебником,
инструкционной картой, выполняют практическую
работу на выбранном рисунке.

Перед началом работы повторяют правила техники
безопасности.
Учитель, обходя рабочие места обучающихся,
контролирует организацию рабочего места,
правильную посадку при работе, соблюдение
технологической последовательности, правильные
приёмы выполнения работы и соблюдение техники
безопасности.
Во время работы и в конце учащиеся проводят
самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой
работы.

7. Анализ и контроль качества

Беседа с обучающимися: что нового узнали на
уроке, что нового научились делать?
Оговорив с обучающимися требования,
предъявляемые к качеству готового изделия и
сопоставив свою выполненную работу с образцом
(рисунок 1, 2), учитель предлагает им
самостоятельно оценить и занести результаты
в таблицу «Оценка качества изделия» (Приложение
2
).

Для оценивания качества работ, выполненных
ученицами, приглашаются обучающиеся старших
классов (контролёры). Контролёры работают,
опираясь на документ «Инструкция по контролю
качества изделий с вышивкой» (Приложение 1),
с последующим занесением оценок в таблицу
«Оценка качества изделия» (Приложение 2).

8. Итог урока

После подведения итогов контролёрами, учитель
выставляет свои отметки за практические работы,
корректно указывает обучающимся на занижение
или завышение самооценки, даёт советы;
выставляет отметки в журнал – за практическую
работу и за работу на уроке, отмечая лучших
учениц. Оценочные листы каждого обучающегося
предлагается закрепить в рабочую тетрадь.
Обучающиеся записывают с доски домашнее задание,
убирают рабочие места. Учитель благодарит за
урок.

9. Домашнее задание: принести
учебник, рабочую тетрадь, кусочки тканей, клей.

Приложение 1

Инструкция по контролю качества
изделий с вышивкой

При оценивании качества изделия с вышивкой
нужно обращать внимание на следующее:

а) Художественное решение в целом:

– расположение узора на плоскости, его
пропорции;
– согласованность в сочетании цветов;
– подбор швов.

б) Аккуратность и мастерство выполнения:

– с лицевой стороны стежки должны быть ровными,
с одинаковым натяжением;
– с изнаночной стороны не должно быть узелков и
беспорядочной путаницы ниток.

в) Края изделия должны быть аккуратно
обработаны.

г) Готовое изделие должно быть чистым и
отутюженным.

Приложение 2

Оценка качества изделия


Фамилия, имя Самооценка Оценка
Контролёр Учитель




Следующий: