Выполнение декоративных игрушек с карманом


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • воспитание художественной культуры учащихся,
    как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.
    культуры мироотношений, выработанных
    поколениями;
  • развитие художественно-образного мышления:
    • наблюдательности, умения вглядываться в
      явления жизни,
    • фантазии, т.е. способности на основе развитой
  • наблюдательности строить художественный образ,
  • выражая свое отношение к реальности;
  • учить основам эстетической отзывчивости,
    способности к эмоциональному
    уподоблению-проживанию художественного образа.

ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:

Выполнить объемную игрушку с карманом,
эстетично оформив ее, применяя изученную
технологию изготовления, последовательно и
грамотно работая с инструкционной картой.

МЕТОД РАБОТЫ: наглядно-иллюстрированный.

ФОРМЫ РАБОТЫ: беседы, практическая работа.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

учащихся: клей, кисти, краски, ножницы, нитки,
иголки, игольницы, синтетический мех, поролон,
картон, коробочки для мусора, шаблоны выкройки,
инструкционные карты

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстративный материал по
анималистической игрушке, таблицы графического
изображения игрушек, готовые образцы изделий.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: пословицы, поговорки, загадки
стихи о животных.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: детские песенки из
мультфильмов, сказок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Проверка готовности
к занятию.

2. Повторение пройденного материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Практическая работа (техника безопасности).

6. Обобщение полученных знаний. Подведение
итогов занятия.

КОНСПЕКТ

Организационный момент:

- Здравствуйте, уважаемые гости!

- Здравствуйте, мои дорогие мастерицы!

- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к
работе. Сегодня нам понадобится: клей, кисти,
краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань,
мех, поролон, картон, коробочки для мусора.

- Скажите, пожалуйста, как надо правильно
организовать свое рабочее место?

-Рабочее место для шитья должно быть хорошо
освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до
работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не
развивалась близорукость;

Руки во время шитья держат на весу.

Каждый инструмент должен находиться на своем
месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в
коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу
лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы
ее легче было найти;

После окончания работы инструменты нужно
убрать в рабочую коробку.

Повторение пройденного:

- Прежде чем перейти к изучению нового
материала, давайте повторим пройденное.

- При изготовлении поделок мы часто пользуемся
разными видами швов. Вспомните и назовите их.

- “Вперед иголку”

- “Назад иголку”

- “Строчка”

- “Через край”

- “Подрубочный”

- “Петельный”

- “Потайной”

- “Стебельчатый” и др.

Объяснение нового материала:

- Давайте мысленно пройдемся по своему дому и
приглядимся, что же в нашем доме сделано
мастерами?

- Все.

- Оказывается, все предметы в доме выполнены
мастерами, иначе не было бы и самого дома. И ваши
игрушки в доме, тоже созданы мастерами. Этих
мастеров мы назовем по-своему:

мастер-придумывания, мастер-конструирования и
мастер-украшения.

Таковыми мастерами будете сегодня вы, дорогие
девочки.

- Как вы думаете, эти мастера создают игрушки
только для того, чтобы ими играли?

- Нет.

- А еще для чего?



- Чтобы ими украсить дом.

- Правильно. Игрушками можно украсить
какую-либо комнату, прихожую, детский уголок для
игр.

- А могут ли быть игрушки не просто украшениями,
но и нести в себе какую-нибудь полезную
направленность?

- Конечно. Они могут служить вам помощниками для
соблюдения порядка в доме. Для поддержания
чистоты. Они могут использоваться как
декоративные карманы, в которых можно хранить
ваши вещи: расчески, различные щетки, косметику,
разнообразные заколки, канцелярские
принадлежности и даже более крупные личные вещи,
такие как носки, варежки, перчатки и др.

- Вот такие игрушки с карманами мы и будем
сегодня с вами выполнять. А именно это будут три
игрушки, предложенные вам на выбор-зайчик,
собачка и медвежонок (показать наглядно).

- Ну, а так, как это игрушки-зверюшки, то мы
немного поговорим и об этом.

- Художники в своих произведениях искусства:
живописи, графике, скульптуре и
декоративно-прикладном искусстве часто
используют изображение животных. Этот жанр в
искусстве называется анималистическим.

АНИМАЛИСТ-художник, изображающий животных.

- Особенно часто этот жанр используется в
иллюстрациях к сказкам, басням, детских книжках.
А, именно, в детских книжках можно много найти
пословиц, поговорок и стихов про животных. Вот
послушайте несколько небольших детских стишков
о животных, которых нам предстоит выполнять
сегодня:

Что для зайца стометровка,
Как стрела летит косой.
Вот, что значит, тренировка,
Вместе с тренером-лисой.

Мишка в улей влез и вот,
С лапы каплет сладкий мед.
Я над ним смеяться начал
“Медвежонок насвинячил” -
- Что за шутки! – тот ответил -
- Я медведь, я намедведил!

- Очень известный детский писатель Евгений
Чарушин не только писал свои рассказы о животных,
но и сам как художник-анималист рисовал
иллюстрации животных для оформления своих
детских книжек (показать несколько книжек
Е.Чарушина)

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) написал около 50
книг для детей, в основном из жизни животных.
Чарушин был едва ли не единственный в своем роде
писатель-анималист для маленьких детей,
счастливо соединивший в одном лице талантливого
литератора и живописца. В его рассказах образы и
ритмы литературного текста сливаются с их
живописным выражением.

Евгений Иванович Чарушин иллюстрировал и
произведения В.В.Бианки, С.Я.Маршака,
К.И.Чуковского. Жил и работал в Ленинграде. Все,
что рисовал художник, он очень хорошо знал. В доме
родителей, а позднее и в его доме всегда жили
собаки, кошки, птицы. С детства он любил животных,
внимательно наблюдал за ними, знал их характеры и
повадки, много и охотно рисовал. Созданию детской
книге о животных Е.И.Чарушин посвятил всю свою
жизнь. Его работа получила высокую оценку- ему
было присвоено звание заслуженного деятеля
искусств РСФСР.

Творчество Е.И.Чарушина, проникнутое любовью к
животному миру и природе, нашло признание как в
нашей стране, так и за рубежом.

Литература о творчестве Е.И.Чарушина:
Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Е.И.Чарушин. Л., 1960;
Гроденский Г. Е.Чарушин. Л., 1962; Ганкина Э.
Искусство, отданное детям. – Искусство, 1965, № 6;
Ганкина Э. Феномен Чарушина.- В мире книг, 1975, № 2;
В.Курдов Вместе с Чарушиным. – Детская
литература, 1975, № 9.

- Искусство других художников-анималистов:
Ватагина, Горлова, Рачева

отличается тонким знанием животного мира,
остротой характеристики и декоративной
выразительностью образов.



Художники-анималисты наделяют животных
чертами, присущими человеку, его поступками,
переживаниями, т.е. животные “очеловечиваются”.

- В современной анималистической игрушке
заметны новые приемы. Художники стремятся
обновить характер игрушек, сделав их более
привлекательными для ребят, занимательными в
игре.

Сказочные животные стали более выразительными
по форме и декоративной раскраске, отказавшись
от натуралистического решения животных, авторы
ищут решения, близкие к народным.

Образцы промышленных игрушек из пластмассы,
резины, синтетического меха и ткани,
разработанные художниками, подкупают своей
выразительностью. Они очень просты по форме,
лиричны, в них чувствуются народные традиции.



Обратите внимание на условность (стилизацию)
решения моделей игрушек, которые нам предстоит
сделать сегодня.

СТИЛИЗАЦИЯ – применение условной декоративной
формы, т.е. изменение, упрощение природных форм
для составления объекта.

Игрушки из меха наделены чертами маленьких
детей, они трогательны, забавны, неуклюжи, озорны.

Заяц, собачка и медвежонок, которых вы будете
делать тоже малыши, т.к. у них большая голова,
длинные уши, маленькие лапки.

Разные по цвету и форме пуговички глаз и носа
сразу преображают поделку, и животные как бы
оживают.

Этих зверюшек можно выполнять в разных
вариантах. Мы же сегодня будем делать их по одной
и той же выкройке, чуть изменяя форму ушей цвет,
украшения на карманах и фактуру меха, но по
вашему выбору.

- Так, белый и светлый мех лучше подойдет кому?

- Зайчику.

- Правильно, т.к. нам привычнее видеть зайчика
светлым.

- Мех с длинным ворсом лучше для кого?

- Для собачки, т.к. собаки бывают и
длинношерстные и короткошерстные.

- А для медвежонка лучше выбрать мех с коротким
ворсом.

- А сейчас, зная характерные черты животных и их
повадки, немного отдохнем, поиграем.

ИГРА — “Загадки”:

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

- Кто это? (собака)

Просыпается — весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

- Кто это? (медведь)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета.

- Кто это? (заяц)

- Итак, девочки, выскажите сейчас свое отношение
к этим зверюшкам, сделайте свой выбор – кого вы
решили сегодня сделать своими руками и обоснуйте
свою симпатию.

- (ответы учащихся)

Практическая работа

- Сейчас вы будете выполнять выбранную вами
игрушку. Надо постараться сделать ее так, чтобы
все поняли, что каждый из вас любит свою
игрушку-зверюшку и чтобы сделать ее красиво и
качественно нужно создать для себя все условия
для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте
вспомним о технике безопасности при работе с
тканью (Инструкция по охране труда при работе с
тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами
(Инструкция по охране труда при работе с
электрическим утюгом ИОТ – 024-2005)

(инструкции прилагаются)

- Сейчас прослушайте инструктаж по технологии
изготовления данных игрушек:

(Прочитать учащимся “Инструкционную карту” — прилагается,
которая будет выдана каждому учащемуся )

- Мы с вами очень долго слушали, немного устали,
поэтому проведем небольшую физическую
разминочку:

Физкультминутка –

Каждый день, по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по-порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.

- Переходим непосредственно к нашей
практической части. А для того, чтобы вам было
интереснее работать, включаем веселые детские
песенки из детских мультфильмов и сказок, в
исполнении разных артистов.

(включить музыку)

Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала
выкройки. Они зарисовывают их в свои альбомы,
затем вырезают их, раскладывают на ткани,
раскраивают и продолжают работать по
“Инструкционной карте”.

При желании дети могут изменить положение и
форму туловища игрушки или придумать свои
варианты.

Подведение итогов занятия:

- Давайте посмотрим, какими мастерами -
придумывания, конструирования и украшения были
сегодня вы. Какие произведения искусства
создали.

Создаем выставку из выполненных только что
игрушек. Каждая маленькая мастерица
представляет свою поделку и характеризует ее,
какая получилась зверюшка — добрая, злая,
грустная, веселая и др. Учащиеся высказывают свое
мнение о созданном ею произведении

искусства. Говорят о том, нравятся ли им их
изделия и почему. Высказывают свое мнение, то ли у
них получилось, о чем они мечтали. Дети
обмениваются мнением и о поделках подруг, о
проведенном занятии, благодарят всех
присутствующих и высказывают свое желание для
следующей работы.

- Спасибо всем. Всего вам доброго. До следующей
встречи.

ПРАВИЛА РАСКРОЯ, СОЕДИНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
ДЕТАЛЕЙ ИГРУШЕК. Приложение




Следующий: