Второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 4-м классе


Цели:

формировать умение правильно строить
ответы; формировать навык синтаксического
разбора предложения; отрабатывать навык
нахождения в предложении обстоятельства;
воспитывать уважительное отношение ко всем
профессиям.

Презентация.

I. Рефлексивный круг.

Учитель: — Что необычного заметили?

Уч.:- Выберите цвет, соответствующий настроению,
возьмите открытки с изображением цветов и
подойдите ко мне.

Что вспоминаете глядя на открытки?

Что хочется сказать об этих цветах?

Чем похожи они на людей?

Что общего у цветка с вами, с уроком?

Каким вы хотите видеть урок? (Запоминающимся,
тёплым, полезным, живым, познавательным, научным).
На доске появляется солнышко с лучиками.

II. Планирование деятельности.

Уч.:- Посмотрите на свои карточки и спланируйте,
чем займемся на уроке. (Раскладывая карточки,
дети видят, что на уроке они будут: работать в
группах, со словарём. Уделят внимание
фразеологии, будут закреплять изученный
материал, получат новую информацию, будет
проведена фонетическая работа. (слайд 1)

III. Каллиграфическая минутка.

1.Вступительная беседа.

Уч.: — Небольшая разминка. Надо вписать слово в
«воротца».

/ / / / / / / / / / / / / / / /

-

Трудно? Не знаете, какое слово? Даю
подсказку. (запись на доске)

Кожухдин сущ, 1 скл.

ьлистроте / / / / / / / / / / / / / / / /

женерин

торахртеаик

Уч.: — Попробуйте выстроить логическую цепочку,
что нужно сделать, чтобы угадать слово? (Приложение 1)

Уч-к: — собрать слово;

- найти общий признак, объединяющий все 4 слова;

-используя правила каллиграфии, записать слово
в «воротца».

2. Работа в группах.

а) самостоятельная работа:

Уч.: : По одному представителю от групп
подойдите ко мне и вытяните карточку.

(Дети самостоятельно в своей группе
распределяют поручения).

Собирают слово.

Записывают в транскрипции.

Подбирают схему.

Находят толкование слова в словарях.

б) коллективная проверка: (во время проверки на
доске появляется запись) Уч-к: — количество букв
соответствует количеству звуков и нет
расхождений в написании и произношении.

Строитель — [страит'ил']

Уч-к: — Количество букв больше, чем звуков и есть
расхождения в написании и произношении.

Инженер — [инжын'эр]



Архитектор — [арх'итэктар]

Уч-к: — количество букв и звуков совпадает, есть
расхождения в написании и произношении.

Сведения из толкового словаря:

Уч-к: — количество букв и звуков совпадает, есть
расхождения в написании и произношении.

Художник — человек, который творчески работает
в какой-нибудь области искусства.

Строитель — специалист по строительству,
строительным работам.

Инженер — специалист с высшим техническим
образованием.

Архитектор — специалист по архитектуре,
зодчеству.

Уч: — Так какое слово может объединять все эти
слова?

Уч-к:

- профессия

Учитель: — Впишите в «воротца» (дети объясняют
как записать слово, применяя правила
каллиграфии, проверяют «Эталоном правильного
письма»). (Слайд 2)

IV. Словарная работа.

Уч: — Что скажете о слове профессия? (Словарное
слово; 4 слога, есть длительный звук [праф'эс???иj?а],
можно поделить на группы с точки зрения
каллиграфии)

1 гр. — ф, е, и, я — «секрет» имеется в написании
этих букв (Технология письма с «секретом»
В.Илюхиной).

2 гр. — п,р,о,с — без «секрета»

1 гр. — ф, р — выходит за пределы строки.

2 гр.-п,о,е,с,и,я — не выходит за пределы строки.

Лишняя буква Я — соединение на 1/3 размера
маленькой буквы.

V. Проверка своей деятельности на данном этапе.

Уч: — без каких знаний мы не можем записать ни
одно слово? (Без знаний каллиграфии).

- какие знания нам еще необходимы для того,
чтобы записать слово? (Без знаний орфографии).

Уч: — Выполнив эти задания мы заложили фундамент
дома, который будем строить на протяжении всего
урока. (Слайд 3)

- каким еще наукам уделили внимание? (Фонетике и
лексике). (Слайд 4,5)

Уч: — Я вас попрошу отразить в графиках
результаты вашей работы. Какой вклад внес каждый
из вас?

(Каждая группа выстраивает графики на своих
мольбертах).

Уч: — На ваших столах лежат фразеологизмы. Для
какого вида работы вы могли бы выбрать тот или
иной фразеологизм. Обоснуйте свои ответы.

(Все группы выбирают из данных фраз подходящую
к науке каллиграфии).

Дело мастера боится.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.

(К науке орфографии)

Зри в корень.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Неграмотный — что слепой.

V. Второстепенные члены предложения.

Задание группам.

Уч: — Достаньте из конвертов карточки, прочтите
их, выберите текст, подходящий вашей профессии.
Группа, которым досталось слово строитель, выбирает
текст, соответствующий данной профессии, архитектор
-
свой текст и т.д.

С древности человечество стремилось разумно
строить города. Мастера учитывали рельеф
местности и направление господствующих ветров.
Города поражают своей красотой и величием, своей
монументальностью.

Эпоха Возрождения оставила доказательства
развития науки. Существуют дневники и записи с
описанием и чертежами технических устройств.

Алексеев является основоположником городского
пейзажа в живописи. Гармонично сочетается в его
работах строгая красота городской архитектуры.
Он создает целостный образ Москвы.

Современная технология домостроения позволяет
в короткий срок возводить здания разнообразных
типов. Они отличаются количеством этажей и
формой самого здания.



(Обосновывают свой выбор).

Уч: — выполнив работу, подберите подходящий
фразеологизм.

Варианты групп:

Берись дружно, не будет грузно — 1гр.

Ум хорошо, а два лучше — 2 гр.

Один в поле не воин — 3 гр.



Дерево живет корнями, а человек друзьями — 4 гр.

6. Закрепление пройденного материала.

Уч: — На протяжении последних уроков мы с вами
работали над синтаксическим разбором
предложений. Пришли к выводу, что каждый
второстепенный член предложения «сидит на своем
стуле». (Прил.2)

День клонится к вечеру.

Мороз утих к вечеру.

К обеду дождь прошел.

К обеду подали салат из молодой редиски.

Меня не оставляла мысль о поездке.

Нас поразил своей красотой дом у дороги. (вопрос
где? какой?)

О приближающейся катастрофе нс оповестили
через газеты. (как? каким образом? через что?).

Уч: — Вспомнили? А теперь прочтите и разберите
выделенное предложение.

(Дети выбирают по желанию любой уровень).

1в.

- разобрать по членам предложения;

2в. — разобрать и составить схему к предложению;

Зв. — составить предложение к схеме.

Уч: — Выберите фразеологизм, соответствующий
выполненной работе.

Ломать голову — 1гр.

Гибкость ума может заменить красоту — 2 гр.

Высшим отличием человека является упорство в
преодолении жестких препятствий — 3 гр.

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее
своему Отечеству — 4 гр.

Уч: — Давайте закончим строительство нашего
дома. (Слайд 6,7,8)

Уч: — Чтобы закончить строительство нашего дома
давайте подведем итог работы в группе. Закончите
строительство графиков. Обоснуйте свое решение.
(Дети сами отмечают, кто из них какой вклад внес
для своей группы)

Уч: -Давайте вернемся к началу урока. Вы хотели,
чтобы урок был запоминающийся? Что
запомнили?

Хотели, чтобы урок был теплым?
(Взаимовыручка, хорошая, добрая атмосфера…)

Чтобы урок нес полезную информацию.
(Узнали о 4 профессиях…)

Хотели, чтобы урок был живой. (Активно
работали…)

Научный

(сотрудничали с науками)

Посмотрите сколько оттенков у нашего урока. (6
как у радуги).

А когда появляется радуга? (После дождика, когда
выглядывает солнышко).

Можем мы это отнести к нашему уроку? (Докажите).

Приложение 2.




Следующий: