Вторая жизнь вещей. Понятия костюм и эскиз с применением их законов в одежде


Тип урока: комбинированный.

Цель: Выполнить коллективный творческий проект «Вторая жизнь вещей».

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «костюм» и «эскиз» и применением их законов в одежде, историей зарождения женских брюк и в частности брюк из джинсовой ткани.
  2. Научить воплощать в жизнь конструктивную идею, как идею выразительности декоративной композиции, создавать костюм из старых вещей, комбинируя «джинс» и «шотландку» в соответствии с направлением моды.
  3. Создать условия для развития творческих способностей, мышления.
  4. Создать условия для воспитания любви к народному искусству, его прошлому.
  5. Прививать бережное отношение к одежде, а также в случае необходимости осуществлять ремонт одежды.

Оборудование урока:

  • Для учителя: план-конспект, файлы «Коллекция костюмов», изделия, выполненные из старых вещей, творческие проекты, эскизы юбок.
  • Для учащихся: ткань (старые юбки в клетку, брюки джинсовые), нитки №40, 50 разных цветов, иглы ручные, напёрсток, швейная машинка «Чайка -240», тетрадь, листы формата А-4, карандаши (цветные и простой), ручка, тушь или чёрная гелиевая ручка.

Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, история, экономика.

Методы обучения: рассказ; беседа; коллективная практическая работа, защита проекта, демонстрация.

Структура урока:



  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности (2 мин.)
  3. Сообщение познавательных сведений (5-6 мин.)
  4. Закрепление нового материала:
    • Устный опрос учащихся (историческая справка) (5-10 мин.)
    • Выполнение моделей юбок на основе старых вещей (листы формата А-4) (10-12 мин.)
  5. Вводный инструктаж (Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами, электрооборудованием) (1-2 мин.)
  6. Практическая работа: Выполнение коллективного творческого проекта «Вторая жизнь вещей» (35-40 мин.)
    • Текущий инструктаж (на протяжении выполнения практической работы)
    • Защита творческого проекта (5-8 мин.)
    • Подведение итогов урока (2-3 мин.)
  7. Домашнее задание (2-3 мин.)
  8. Уборка помещения (3-4 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент: проверка присутствующих.

II. Сообщение темы: «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением их законов в одежде.

Цели: Познакомить с понятиями «костюм» и «эскиз» и применением их законов в одежде, историей зарождения женских брюк и в частности брюк из джинсовой ткани, научить воплощать в жизнь конструктивную идею, как идею выразительности декоративной композиции, создание костюма из старых вещей, комбинируя «джинс» и «шотландку» в соответствии с направлением моды; обработать изделие в нестандартных ситуациях (из старых вещей), выполнить коллективный творческий проект «Вторая жизнь вещей».

Сообщение познавательных сведений (5-6 мин.)

Проверка знаний учащихся:

Вопросы:

  1. Дайте историческую справку о возникновении ткани «джинс».
  2. Как появились брюки? (историческая справка).
  3. Почему юбка в складку из ткани в клетку называется «шотландка»?
  4. Что такое «костюм» и «эскиз».

III. Изложение нового материала

Одежда во все времена определяла национальную, региональную, профессиональную, имущественную принадлежность человека. Способ жизни общества на каждом этапе его исторической эволюции отражался на характере использования одежды, поэтому можно сказать, что разнообразные функции одежды складывались исторически.

В ходе общественного развития постепенно одежда усложнялась и совершенствовалась, расширяя спектр своего назначения. Определенный образный строй одежды становился образцом для подражания. Так возникало понятие костюма, который отражал общественные представления, нормы поведения, индивидуальные особенности личности. Костюм в отличие от одежды нес в себе образную характеристику не только отдельного человека, но и нации, народности и даже целой эпохи. Он, как произведение искусства, всегда отражал определенный этап развития культуры, был тесно связан с архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой, театром. Историческую эволюцию костюма можно проследить по смене художественных стилей в искусстве.

Французское слово «костюм» в России впервые стали употреблять в XVII в. после петровских реформ. Значение этого слова связывалось тогда с обычаем, привычкой, определяющими характер эпохи, стиля, и, вместе с тем, включало в себя способ и манеру ношения одежды. В XX столетии это понятие несколько видоизменило свой первоначальный смысл и теперь оно употребляется в значении исторического или театрального костюма, а также ансамблевого решения, наиболее полно и ярко характеризующего индивидуальный образ человека. Сегодня модный костюм в силу частой сменяемости её форм не успевает стать обычаем даже на короткий период. Теперь под термином «костюм» понимается набор элементов одежды и аксессуаров, который несет информацию об образе отдельного человека или социальной группы людей.

(Показать файлы «Коллекция костюмов»).

Очевиден вывод: понятие «костюм» является более емким, чем понятие «одежда», так как костюм не всегда по сути своей одежда, тогда как одежда всегда может быть костюмом. В отличие от других произведений архитектонических искусств костюм имеет наиболее тесные связи с человеком, приобретая значение только будучи надетым, на его тело.

Таким образом, он и большей степени, чем другие предметы, способен влиять на эстетическое воспитание людей, формирование их вкуса, представлений о красоте. Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств. Образность же предметов, проектируемых дизайнером, не может основываться только на внешних параметрах и возникает лишь при функционировании системы человек — вещь. Как бы свободна ни была фантазия художника-дизайнера при поиске новой формы проектируемой вещи, она всегда должна подчиняться требованиям целесообразности, продиктованным функциональным назначением предмета. Пожалуй, в еще большей степени это можно отнести к созданию костюма. Ведь одежда, будучи «второй кожей» человека, лишь тогда сохраняет свою сущность, когда ее форма подчинена логике строения человеческой фигуры. Как бы красив ни был костюм внешне, он бесполезен, если человек в нем не чувствует себя комфортно. Зритель должен воспринимать не одежду, надетую на некого человека, а самого человека в одежде, помогающей подчеркнуть достоинства его внешности.

 Такое впечатление, что можно всё. Мода уже не диктует определенные рецепты, а предлагает каждому из невиданного до сих пор в истории костюма многообразия выбрать то, что ему подходит больше всего. Однако свобода выбора собственного варианта комплектации одежды таит в себе и определенную опасность — человек, не знакомый с закономерностями построения гармонического и грамотного в художественном отношении костюма, может не только не улучшить свой внешний вид, но и сделать его нелепым и даже отталкивающим. Поэтому сейчас, чтобы выглядеть привлекательным, уже не достаточно просто листать модный журнал, необходимо также развивать свой природный вкус и пополнять теоретические знания в области художественного проектирования костюма. Главным в творческой деятельности художника-модельера является, безусловно, создание новых форм костюма, которые бы отвечали требованиям современной моды и совершенствовали внешний облик человека. Однако не менее важное качество профессионального модельера — умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге в виде эскиза.

Слово «эскиз» (esquisse) французского происхождения и означает предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.



(Показать эскизы костюмов, юбок).

Предварительные зарисовки являются очень важным этапом работы над костюмом, этапом накопления информации, анализа собранного материала, способствующего образному раскрытию темы, возникновению творческих замыслов, поиску оригинальных решений. Наброски на этом этапе могут выполняться с использованием самых разнообразных изобразительных средств в зависимости от цели художника: хочет ли он зарисовать общую форму, отдельные ее детали, пластику линий, орнамент декора, или же стремится запечатлеть цветовое решение, фактуру и т. д. Главное требование к первоначальным зарисовкам — быть как можно более точными и выразительными.

На основе изучения накопленной информации у художника-модельера возникает образное решение проектируемого костюма или целой коллекции, которое он воплощает в эскизах.

Итак, эскизирование — это графический этап работы дизайнера, требующий от него достаточного уровня изобразительной грамотности. Разрабатывая эскизы, художник обращается к различным средствам и приемам изобразительной выразительности, причем арсенал их весьма широк. Лучше всего способствуют раскрытию содержания эскиза графические средства, которыми являются карандаши, чернила, тушь, фломастеры, пастель, краски (акварель, гуашь, темпера), цветная бумага для аппликации.

Каждая графическая техника обеспечивает свой иллюзорный эффект передачи фактуры материалов изображаемых костюмов, например, акварельная заливка имитирует мягкость, шелковистость ткани, сухая кисть создаст ощущение жесткого меха. Это должен обязательно учитывать художник, особенно при выполнении творческого эскиза. Сочетание различных приемов выполнения эскиза позволяет разносторонне и наиболее полно раскрыть замысел костюма уже на первоначальном этапе его создания.

Сегодня на уроке мы выполним видеоряд эскизов на тему «Вторая жизнь вещей». Меня всегда волновала дальнейшая судьба моих старых, но очень любимых мною вещей. К сожалению, в какой-то момент любимые брюки теряют свой блеск, обносились, протерлись в коленях, стали короткими, а любимая юбка стала маленькой в талии, и длина такая уже не в моде. А блузка, которая еще не успела износиться, лежит в шкафу, так как несмываемое пятно не дает мне никаких шансов. Что делать? Примерно такие мучительные вопросы возникают у многих женщин, не избалованных жизнью и практичных. На протяжении многих столетий женщины перешивали из больших платьев — маленькие для дочек, а боярские платья — для менее богатых родственников. Даже известен такой факт, что платья царских особ, вышитые золотой нитью и кружевами, покупались купчихами для дальнейшей носки, соответственно с ремонтом, или перешивались на нужный размер. Также крепостным отдавались уже ненужные боярские платья.

Но и сегодня наши практичные родители переделывают, к примеру, отцовские брюки, у которых еще хорошая ткань, для сына или ставят латку на коленях какой-то отделочной тканью и тем временем удлиняют брюки манжетами такого же цвета, добавляют карман сзади, что полностью меняет внешний вид брюк.

Сегодня на уроке мы постараемся создать юбку из старых вещей, уже не модных, но из хорошей ткани. Я предлагаю вам джинсовые брюки и юбку в клетку. На основе этих вещей вам нужно разработать видеоряд моделей юбок.

IV. Закрепление нового материала:

Выполнение моделей юбок на основе старых вещей (листы формата А-4) (Каждая ученица должна выполнить по две модели) (10-12 мин.)

V. Вводный инструктаж (Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами, электрооборудованием) (2 мин.)

(Каждая из девочек рассказывает по одному пункту.)

  • Включать и выключать электрооборудование сухими руками, держась за корпус вилки, предварительно проверив розетку, вилку и шнур на поломки.
  • Убрать все инструменты с платформы швейной машины.
  • Не оставлять иголки и булавки в изделие при шитье.
  • Хранить иголки и булавки в специальной коробочке или игольнице.
  • Ножницы держать закрытыми и передавать, держась за лезвие.

VI. Практическая работа: Выполнение коллективного творческого проекта «Вторая жизнь вещей». (35-40 мин.)

Задача: выполнить юбку из предложенных вещей.

1. Текущий инструктаж

  • Выбор модели.
  • Распределение работы среди учениц.
  • Выбор методов обработки узлов и деталей.
  • Обработка костюма с учётом требований технологии обработки ткани, а также с учетом современной моды.
  • Решить задачи в нестандартных ситуациях (порванная коленка, протертые карманы ит.д.).
  • Выбор материала, инструментов.
  • Последовательность выполнения юбки.
  • Эколого-экономическое обоснование проекта. (На листе формата А-4)

(Показать образцы выполнения эколого-экономического обоснования в других творческих проектах).

  • Разработка рекламного проспекта:
  • Название фирмы;
  • Товарный знак;
  • Реклама (на телевидении, радио, на досках объявлений);
  • Адрес фирмы.

(выполнить на листах формата А-4).

Показать образцы выполненных рекламных листов в других творческих проектах.

2. Защита творческого проекта (5-8 мин.)

Распределить защиту проекта по пунктам.

(Каждая ученица отвечает за свою часть и оценивается качество выполнения узла или, к примеру, лист рекламы…)

3. Подведение итогов урока (2-3 мин.)

  • Выставить оценки за работу на уроке;
  • Похвалить за хорошие рисунки и т. д.;
  • Указать на ошибки, если такие имелись, и пути их решения.

VII. Домашнее задание (2-3 мин.)

Нарисовать модель изделия на листе формата А-4 на эту же тему, но из тех вещей, которые у вас найдутся дома.



VIII. Уборка помещения (3-4 мин.)

  • Убрать рабочие места (каждая ученица);
  • Убрать класс (дежурная).

Приложение 1




Следующий: